г. Самара |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А55-22565/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Ким М.Э. по доверенности от 29.12.2017,
от ответчика - представитель Лазарева Е.П. по доверенности N 118/1 от 09.01.2018,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 апреля 2018 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санита" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года, принятое по делу NА55-22565/2017 (судья Хмелев С.П.),
по иску Публичного акционерного общества энергетики электрификации "Самараэнерго", г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Санита" (ИНН 6345024109, ОГРН 1126382002438), г. Жигулевск,
третье лицо: Государственную жилищную инспекцию Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики электрификации "Самараэнерго", г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Санита", г. Жигулевск, о взыскании 1 084 576 руб.58 коп.- задолженность за потребленную в июле - декабре 2016 электрическую энергию.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2017 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственную жилищную инспекцию Самарской области, г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Санита" в пользу Публичного акционерного общества энергетики электрификации "Самараэнерго" задолженность за потребленную электроэнергию в размере 993 109 руб. 88 коп., расходы по госпошлине 21 835 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо, участвующее в деле, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в июле - декабре 2016 ПАО "Самараэнерго" была поставлена электрическая энергия в многоквартирные дома (МКД) расположенные в г. Жигулевске на общедомовые нужды, что подтверждается актами и ведомостями сетевых компании об объеме электрической энергии переданной потребителям, а также платежными документами (счетами) выставленными потребителям физическим лицам за соответствующий период.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Самарской области, многоквартирные жилые дома, указанные истцом в исковом заявлении, находятся в управлении ООО "Санита".
Объем электрической энергии на общедомовые нужды указанных МКД в соответствии с расчетом истца за июль-декабрь 2016 составил 339 556 кВт.ч.
В сентябре-декабре 2016 года ПАО "Самараэнерго" выставило ответчику счета-фактуры на общую сумму 1 084 576 руб. 58 коп.
Поскольку обязательство по оплате принятой в июле - декабре 2016 года электрической энергии ответчиком не исполнено, истец числит за ответчиком задолженность в размере 1 084 576 руб. 58 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управляющие компании, в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод); "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354" должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме несет управляющая организация (ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ).
Статья 155 ЖК РФ содержит положение о том, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление, которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1. настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Кроме того, часть 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющие организации, в силу статей 161, 162 ЖК РФ, должны предоставлять жителям МКД весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Данный вывод содержится в Определении Верховного суда РФ от 24.05.2017 г. N 304-ЭС17-5528, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2017 г. N А27-10111/2016.
В связи с вышеперечисленным, в соответствии с требованиями законодательства РФ, управление домами осуществляется ответчиком, плата за содержание жилого помещения должна вносится собственниками и нанимателями помещений в МКД ООО "Санита".
Законодательство РФ допускает возможность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, но стороной в отношениях с ресурсоснабжающими организациями и обязанной оплачивать стоимость поставленных коммунальных ресурсов является исполнитель коммунальных услуг.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами.
Истец полагает, что ООО "Санита" в спорный период управляло указанными МКД, являлось исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязано с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой - рассчитаться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией (ПАО "Самараэнерго"), то есть ООО "Санита" являлось стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
При этом согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Самарской области (vvww. gzh i - samага. гu), протоколам внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, часть многоквартирных домов не находится ни на обслуживании, ни в управлении управляющей организации ООО "Санита".
Так, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Комсомольская, д. 60 находился на обслуживании управляющей организации до 01.05.2015, т.к. собственниками помещений на общем собрании были приняты решения об избрании другого способа управления, а именно создание товарищества собственников недвижимости "Лидер".
Многоквартирные дома, расположенные по следующим адресам:
- г. Жигулевск, мкр. Г-1, д. 7;
- г. Жигулевск, ул. Спортивная, д. 12;
- г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, д. 3;
- г. Жигулевск, ул. Ленинградская, д. 3;
- г. Жигулевск, ул. Пирогова, д. 11, 17а, 19, находятся на непосредственном управлении, в соответствии с принятыми решениями собственников на общих собраниях собственников помещений.
В связи с чем, ООО "Санита" фактически не принимало электроэнергию, в целях содержания общего имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор на энергоснабжение указанных домов на период июль-сентябрь 2016 года ответчиком не подписан.
Отсутствие договора, заключенного в письменной форме, не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить стоимость коммунального ресурса, фактически поставленного ресурсоснабжающей организацией в МКД, находящийся в управлении исполнителя коммунальных услуг.
Согласно позиции Верховного Суда РФ право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) принадлежит ресурсоснабжающей организации. (Определение от 8 августа 2016 г. по делу N 305-ЭС16-4138).
Учитывая изложенное, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в части взыскания с ответчика задолженности по оплате электрической энергии на общедомовые нужды МКД по адресам, находящимся в управлении ответчика, в размере 993 109 руб. 88 коп.
Поскольку ООО "Санита" фактически не принимало электроэнергию, в целях содержания общего имущества многоквартирных домов не находящихся на его обслуживании или в управлении, в остальной части в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергают выводов суда и не подтверждены надлежащими доказательствами, выражают несогласие с ними и основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку надлежаще установленных судом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года, принятое по делу N А55-22565/2017, - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санита", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.