г. Пермь |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А71-17316/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 января 2018 года по делу N А71-17316/2017,
принятое судьей Зориной Н.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (ИНН 1841022974 ОГРН 1111841013811)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562 ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - заявитель, ООО "УК-Ижкомцентр", общество ) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление ЖКХ) от 12.09.2017 N 1539-06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2018 (резолютивная часть объявлена 23.01.2018) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "УК-Ижкомцентр" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о правомерности выполненного им расчета размера платы за коммунальные ресурсы (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электрической энергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период февраль 2016 - март 2016 года исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В качестве правового основания податель жалобы ссылается на положения части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.08.2017 в Управление ЖКХ поступило обращение гр. Вихоревой З.С., проживающей по адресу: г. Ижевск, пер. Северный, д. 49, с жалобой на несоблюдение управляющей организацией - ООО "УК-Ижкомцентр" обязанностей по договору управления многоквартирным домом, нарушение обязательных требований к порядку определения размера платы за коммунальные ресурсы "электроэнергия", "холодная вода", "горячая вода" в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отраженных в платежных документах за февраль - июнь 2017 года в квартирах N 60 и N 42 дома N 49 по пер. Северный в г. Ижевске.
На основании приказа от 23.08.2017 N 1539/06-02 в отношении ООО "УК-Ижкомцентр" проведена внеплановая документарная проверка и установлено, что общество осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 13.04.2015 N018-000010.
Между обществом и собственниками многоквартирного дома по указанному адресу заключен договор управления многоквартирным домом от 01.04.2012. В свою очередь управляющей компанией с ресурсоснабжающими организациями заключены:
- договор энергоснабжения от 30.12.2016 N Р10105, согласно которому ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии ООО "УК-Ижкомцентр", а ООО "УК-Ижкомцентр" обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. ООО "УК-Ижкомцентр" приобретает у ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества) в многоквартирном доме, а также для собственного потребления в принадлежащих ООО "УК-Ижкомцентр" на праве собственности или ином законом основании энергопринимающих устройствах;
- соглашение о взаимодействии от 01.06.2017 N 1, согласно которому с 01.06.2017 ООО "Удмуртские коммунальные системы" приобретает право поставлять горячую воду до границы балансовой и эксплуатационной ответственности, производить начисления и сбор денежных средств за оказанную коммунальную услугу для всех жилых и нежилых помещений в управлении управляющей организации;
- договор ресурсоснабжения для целей содержания общего имущества многоквартирного дома (холодная вода, водоотведение) N 1605/ОДН, согласно которому МУП г. Ижевска "Ижводоканал" осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение для целей содержания ООО "УК-Ижкомцентр" общего имущества многоквартирного дома, обязуется подавать ООО "УК-Ижкомцентр" через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду, ООО "УК-Ижкомцентр" обязуется оплачивать холодную воду в объеме согласно договору.
При проведении проверки Управлением ЖКХ выявлено нарушение, выразившееся в излишнем предъявлении управляющей организацией за коммунальный ресурс "электроэнергия в целях содержания общего имущества" 294,19 руб. по квартире N 42, 360,66 руб. по квартире 60 МКД N 49; за коммунальный ресурс "холодная вода в целях содержания общего имущества" 7,75 руб. по квартире N 42, 9,51 руб. по квартире 60; за коммунальный ресурс "горячая вода в целях содержания общего имущества" 61,33 руб. по квартире N 42, 75,20 руб..
Результаты проверки отражены в акте от 12.09.2017 N 1539/06-02 и послужили основанием для выдачи ООО "УК-Ижкомцентр" предписания от 12.09.2017 N1539-06-02, которым обществу предложено в срок до 20.10.2017 привести порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы "электроэнергия, холодная вода, горячая вода", потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отраженных в платежных документах за февраль - июнь 2017 года, в соответствие с установленными требованиями - снизить размер платы за коммунальные ресурсы "электроэнергия", "холодная вода", "горячая вода", потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания незаконным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил оснований для признания оспариваемого предписания незаконным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере
Руководствуясь положениями п. 16 ст. 12, ч. 1.1, п. 3 ч. 5 ст. 20, ч. 2, 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", п. 2.1.1, 2.13 Решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" суд первой инстанции обоснованно указал, что проверка проведена и оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных данному органу полномочий.
Данное обстоятельство заявитель по делу не оспаривает.
По правилам ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно подп. "л" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Вышеприведенные нормативные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в числе прочих, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (далее - Закон N 176-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Суд первой инстанции верно указал, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в проверенном многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно пункту 29 Правил N 491 при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом РФ по состоянию на 01 ноября 2016 года.
Таким образом, в случае если плата, рассчитанная исходя из показаний общедомового прибора учета, ниже платы, рассчитанной исходя из норматива потребления, она должна предъявляться к оплате в расчетном периоде.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае потребителям к оплате предъявлена стоимость коммунального ресурса, используемого при содержании общего имущества, рассчитанная исходя из норматива, установленного в Удмуртской Республике на 01.11.2016, без учета показаний установленных в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета, что не соответствует вышеприведенным нормативным положениям.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "УК-Ижкомцентр" о признании недействительным выданного Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска предписания от 12.09.2017 N 1539-06-02, которым обществу предложено привести в соответствие с требованиями нормативных актов порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы "электроэнергия, холодная вода, горячая вода", потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество настаивает на том, что законодательством расчет размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции данный довод признает несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме внесены изменения, которые разграничивают понятия "норматив потребления коммунальной услуги", как показателя объема потребления коммунального ресурса потребителем только в конкретном помещении, и "норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", определяемого как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 года с учетом положений настоящего Постановления.
Пунктом 3 Постановления N 1498 предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением N 1498 пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме дополнен абзацами следующего содержания:
При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании приведенного правового регулирования суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Из буквального содержания части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, пункта 29 Правил N 491 следует, что размер платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее норматива потребления коммунальной услуги, поэтому при определении размера такой платы следует руководствоваться порядком ее исчисления при применении норматива потребления коммунальной услуги.
Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных до 01.01.2017, регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил N 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора нормы права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 января 2018 года по делу N А71-17316/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.