Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. N 16АП-3018/18
г. Ессентуки |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А61-1255/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 06.06.2018 года по делу N А61-1255/2018 (судья Акимцева С.А.),
по заявлению Акционерного коммерческого банка "Банк развития региона" (ОАО) в лице конкурсного управляющего Государственная корпорация "Агентство по страхования вкладов" (ОГРН 1021500000202, ИНН 1500000240)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ (ОГРН 1101516001575, ИНН 1513000015)
ГАУ "ПФК "Алания",
Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО-Алания
о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи о ликвидации юридического лица, о признании недействительной записи о ликвидации юридического лица, об обязании налогового органа совершить действия по восстановлению записи о юридическом лице,
третье лицо: председатель ликвидационной комиссии Гульчеев Валерий Апонович,
при участии в судебном заседании представителей: от Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО-Алания - Доева О.В. по доверенности N 47 от 19.01.2018 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ - Газдаровой М.Т. по доверенности N 0407/000 от 09.01.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий банк "Банк развития региона" (ОАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхования вкладов" (далее - заявитель, Банк) обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ (далее - инспекция, налоговый орган) по внесению записи с регистрационным номером 2171513181079 от 01.12.2017 о ликвидации юридического лица государственного автономного учреждения Профессиональный футбольный клуб "Алания" (далее - футбольный клуб), о признании недействительной записи с регистрационным номером 2171513181079 от 01.12.2017 о ликвидации юридического лица ГАУ ПФК "Алания" и об обязании налоговой инспекции совершить действия по восстановлению записи о юридическом лице.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен председатель ликвидационной комиссии Гульчеев Валерий Апонович.
Решением от 06.06.2018 Арбитражный суд РСО-Алания удовлетворил требования заявителя. Судебный акт мотивирован тем, что в процессе ликвидации общества установленный Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) порядок ликвидации юридического лица налоговым органом был нарушен. Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности футбольного клуба "в связи с ликвидацией" внесена с нарушением норм Закона о государственной регистрации, поскольку основана на недостоверных сведениях, а потому нарушает права и законные интересы заявителя, как кредитора этого юридического лица.
Не согласившись с решением, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что им соблюдена процедура регистрации ликвидации учреждения и имеется возможность истцу восстановить свое нарушенное право, не оспаривая регистрацию ликвидации организации-должника, суд неправомерно удовлетворил требования банка. Банк был осведомлен о процедуре ликвидации футбольного клуба, что следует из буквального толкования его требования о включении задолженности в ликвидационный баланс. Согласно данным, имеющимся у инспекции, имущества у ликвидированного юридического лица для удовлетворения требований банка нет.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, решением Арбитражного суда РСО-Алания от 27.12.2013 по делу N А61-4046/13 банк признан банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
Арбитражным судом РСО-Алания в рамках дела N А61-1530/2014 с футбольного клуба в пользу АКБ "БРР" (ОАО) Банка взыскана задолженность в общей сумме 132 744 411 руб. 55 коп. по следующим кредитным договорам: кредитный договор от 24.12.2012 N 4 - сумма кредита в размере 70 000 000 руб.; кредитный договор от 01.02.2013 N 2 - сумма кредита в размере 10 000 000 руб.; кредитный договор от 13.05.2013 N 6 - сумма кредита в размере 5 000 000 руб.; кредитный договор от 05.06.2013 N 7 - сумма кредита в размере 35 000 000 руб.; кредитный договор от 15.07.2013 N 8 - сумма кредита в размере 5 000 000 руб.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 21.02.2014 N 54 принято решение о ликвидации футбольного клуба "Алания", о чем в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 1 N 11(471) от 19.03.2014/66) осуществлена публикация с сообщением о возможности заявления кредиторами в течение двух месяцев с момента опубликования сведений соответствующих требований.
Согласно оттиску почтового штампа 01.04.2014 в адрес ликвидационной комиссии (г. Владикавказ, ул. Мордовцева, 2) банком направлено требование о включении задолженности в промежуточный и ликвидационный балансы должника с приложением кредитных договоров, договоров ипотеки, расчета задолженности, решения Арбитражного суда РСО-Алания по делу N А61-4046/2013.
08.08.2014 вышеуказанное требование повторно направлено банком.
30.07.2015 в инспекцию (N 01-7048) и в ликвидационную комиссию учреждения (N 01-7049) банком направлены требования и уведомления об имеющейся у футбольного клуба непогашенной задолженности, установленной судом, с просьбой представить копию промежуточного баланса. В уведомлении банк просил инспекцию не производить государственную регистрацию исключения должника из ЕГРЮЛ.
27.09.2017 в инспекцию ликвидационной комиссией представлен промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный приказом ликвидационной комиссии N 1 от 27.09.2017, а 30.11.2017 - подано заявление о ликвидации футбольного клуба по решению учредителей с представлением ликвидационного баланса, утвержденного Министерством РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта приказом N 853 от 29.11.2017.
В связи с поступившим от ликвидационной комиссии футбольного клуба в инспекцию заявления о ликвидации учреждения, ею принято решение N 559 от 10.02.2017 о предстоящем исключении учреждения из ЕГРЮЛ, данные сведения опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 2; 6(620) от 15.02.2017/883).
01.12.2017 инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации футбольного клуба "Алания" - 2171513181079.
Считая, что запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица является недействительной, банк обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (часть 4 статьи 61 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (части 2 статьи 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (части 4 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Частью 4 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (ч. 6 ст. 63 ГК РФ).
Предусмотренная ст. 61-64 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
На основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Статьей 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Согласно положениям части 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с пп. "т" ч. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с ч. 1 ст. 63 ГК РФ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 11925/12 по делу NА55-15285/2011).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам.
Как видно из материалов дела, между банком и футбольным клубом существовали обязательственные отношения по кредитным и ипотечным договорам.
На момент утверждения ликвидационного баланса футбольного клуба ее ликвидатору не могло не быть известно о неисполненных перед заявителем обязательствах, поскольку Банк трижды направлял в его адрес требования (письмо ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-14/20509@).
Доказательств того, что в соответствии с требованием статьи 63 ГК РФ ликвидатором осуществлялись действия по уведомлению данного кредитора о ликвидации должника и были произведены расчеты с ним в материалы дела не представлено.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчет с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лиц не был соблюден.
Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности футбольного клуба в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Закона о государственной регистрации, поскольку основана на недостоверных сведениях, а потому нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора этого юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы инспекции подлежат отклонению, так как противоречат материалам дела и не подтверждены соответствующими доказательствами.
Документы, подтверждающие соблюдение ликвидатором установленного федеральным законом порядка уведомления кредитора в лице банка о ликвидации футбольного клуба, в материалы дела не представлены.
В нарушение требований ч. 1 ст. 63 ГК РФ банк о ликвидации футбольного клуба не уведомлялся, а представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не содержал сведений о наличии задолженности перед банком. В тоже время, банк направлял письмо в инспекцию о наличии у ликвидируемого лица неисполненной задолженности перед банком.
Учитывая, что в процессе ликвидации футбольного клуба установленный ст. 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица налоговым органом нарушен, а для государственной регистрации прекращения его деятельности в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, решение, равно как и действия инспекции, связанные с государственной регистрацией ликвидации футбольного клуба, правильно признаны судом первой инстанции незаконными в связи с нарушением прав третьих лиц, выступающих в роли кредиторов ликвидируемого хозяйствующего субъекта.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не указано, каким образом восстановление сведений в ЕГРЮЛ может восстановить нарушенное право банка, что является основанием к отмене решения, ввиду следующего.
Неуказание судом первой инстанции в решении того, каким образом судебный акт может восстановить нарушенное право управления, само по себе не является основанием для отмены правильного по существу судебного акта, при этом нарушение прав управления внесением сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации общества состоит в том, что управление утрачивает право взыскания с общества образовавшейся перед ним задолженности.
При этом, нарушение права банка выражается в том, что в случае ликвидации должника банк утратит возможность права требования исполнения обязанности по погашению долга и право обращения в суд с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы апеллянтами, относятся на них в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 06.06.2018 года по делу N А61-1255/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.