город Томск |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А45-33522/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Денисовой О.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (апелляционное производство N 07АП-2615/2018) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 февраля 2018 года по делу N А45-33522/2017 (судья Смеречинская Я.А.)
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (ОГРН 1027739610018, ИНН 7729050901, город Москва, проспект Вернадского, 82)
об установлении факта, имеющего юридическое значение.
В качестве заинтересованных лиц в деле приняли участие:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282, город Новосибирск, улица Революции, 38),
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278, город Новосибирск, улица Державина, 28),
муниципальное образование города Новосибирска в лице Мэрии города Новосибирска (ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846, город Новосибирск, проспект Красный, 34).
Суд установил:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об установлении факта завершения строительства (года ввода в эксплуатацию) объекта - тепловые сети, расположенного от тепловой камеры ТК-130-3 до врезки в здание по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 42а, в 1978 году.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Территориальное управление Росимущества), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая плата), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра), муниципальное образование города Новосибирска в лице Мэрии города Новосибирска.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 февраля 2018 года заявление оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование к отмене судебного акта податель апелляционной жалобы указал, что им не было заявлено требование о признании права собственности на объект недвижимого имущества, соответственно спора о праве на объект не могло быть исходя из существа заявленных требований. Кроме того, признание факта завершения строительства объекта в 1978 году не порождает установления права собственности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили, учреждение ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, тепловые сети от тепловой камеры ТК-130-3 до врезки в здание по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 42а, расположены на земельном участке, принадлежащем учреждению на праве бессрочного пользования по свидетельству о государственной регистрации права серии 54 АД 942986. Согласно выписке из реестра федерального имущества N 1221/23 от 25.06.2014 указанные тепловые сети внесены в реестр федерального имущества на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1562-р и передаточного акта о реорганизации в форме присоединения от 01042011 б/н.
В отношении спорных тепловых сетей проведены кадастровые работы, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 54:35:101326:730. Филиалом кадастровой палаты 10.01.2014 выдан кадастровый паспорт сооружения коммунального хозяйства с указанием год ввода в эксплуатацию - 2007.
В обоснование заявления учреждение ссылалось на следующие обстоятельства. Тепловые сети находятся на балансе филиала учреждения согласно инвентарной карточке учета основных средств. Объект создан для улучшения коммунальной инфраструктуры и обеспечения коммунальными ресурсами здания по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 42а, принятого в эксплуатацию по акту от 25.12.1978. Здание, в составе прочего имущества, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением "Сибирская академия государственной службы", в 2012 году реорганизованного в учреждение. В связи с выявленной комиссионным актом от 23.04.2007 необходимостью реконструкции сооружения, учреждение в 2008 году выполнило реконструкцию объекта. В техническом паспорте и плане объекта указан год завершения строительства 2007.
Заявителем приняты меры к получению документации о завершении строительства и вводе тепловых сетей в эксплуатацию в 1978 году, однако такие документы получены не были и возможность из дальнейшего получения у заявителя отсутствует.
Из письменных пояснений заявителя следует, что установление ввода в эксплуатацию сооружения тепловые сети в 1978 году как факта, имеющего юридическое значение, существенным образом изменит порядок государственной регистрации прав и позволит применить порядок, предусматривающий государственную регистрацию ранее возникшего права, признаваемого по правилам пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением учреждение мотивировало необходимостью дальнейшего проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на сооружение тепловые сети.
Оставляя без рассмотрения заявление учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что требование об установлении года завершения строительства сооружения тепловые сети направлено на преодоление отказа в государственной регистрации права государственной собственности и права оперативного управления на спорное сооружение, расположенное одновременно на нескольких земельных участках, находящихся как в федеральной собственности, так и в собственности муниципального образования города Новосибирска.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Согласно статье 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, процессуальным законом установлен ряд критериев, которые в совокупности определяют подведомственность дел об установлении того или иного факта арбитражному суду: данные факты имеют юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; у заявителя отсутствует возможность получить документы, удостоверяющие данные факты, другим путем; законодательством не предусмотрен внесудебный порядок установления данных фактов; отсутствует соответствующий спор о праве (часть 3 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявления учреждение ссылалось на отсутствие возможности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления заявителя на сооружение тепловые сети без внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета года постройки (ввода в эксплуатацию) данного сооружения.
Из материалов дела также следует, что 16.01.2014 учреждение представило в Управление Росреестра документы для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права оперативного управления на указанное выше сооружение.
Сообщением от 30.04.2014 N 01/027/2014-92,93 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации прав, ссылаясь на отсутствие разрешительной документации при строительстве сооружения, отсутствие оснований возникновения права собственности на самовольную постройку (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации) и непредставление документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2015 по делу N А45-19348/2014, принятым по иску учреждения к Мэрии города Новосибирска, отказано в удовлетворении исковых требований учреждения о признании права собственности Российской Федерации на самовольную постройку - сооружение тепловые сети, протяженностью 116 м, расположенные от наружной стены теплокамеры ТК-130-3 до зданий, расположенных по адресам: г. Новосибирск, Красный проспект, 40, г. Новосибирск, Красный проспект, 42, и г. Новосибирск, Красный проспект, 42а.
Полагая ошибочным внесение в государственный реестр недвижимости сведений о вводе сооружения в эксплуатацию в 2007 году, учреждение 16.11.2017 обратилось в кадастровую палату с заявлением о внесении соответствующих изменений. Ответом от 30.11.2017 N 01-18-10730/17 кадастровая палата сообщила, что изменение сведений может быть произведено на основании заявления и технического плана, подготовленного кадастровым инженером; с заявлением о кадастровом учете в отношении сооружения в связи с изменением его основных характеристик в орган регистрации прав необходимо обратиться собственнику земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 10.01.2014 сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером 54:35:101326:730 расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:101326:5 и 54:35:401326:58. Как следует из представленных в дело выписок от 20.12.2017 из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 54:35:101326:05 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования; земельный участок с кадастровым номером 54:35:101326:58 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Новосибирск.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование об установлении года завершения строительства сооружения тепловые сети направлено на преодоление отказа в государственной регистрации права государственной собственности и права оперативного управления на поименованное в заявлении сооружение, расположенное одновременно на нескольких земельных участках, находящихся как в федеральной собственности, так и в собственности муниципального образования города Новосибирска. Материально-правовая направленность заявленных учреждением требований по существу сводится к установлению у заявителя оснований для государственной регистрации права собственности и права оперативного управления учреждения на соответствующее сооружение. То есть фактически в данном случае имеет место притязание лица, считающего себя собственником объектов недвижимости, направленное на констатацию перед третьими лицами вещного права на данный объект с целью последующей легализации такого права.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявление учреждения возникло из спора о праве, в то время как спор о праве подлежит рассмотрению в порядке искового производства в соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание наличие неопределенности относительно существования лиц, со стороны которых возможны притязания на данный объект, в том числе наличие собственников земельных участков, на которых расположено сооружение тепловые сети.
При таких обстоятельствах, при наличии спора о праве, связанного с установлением заявителем оснований для приобретения вещного права на спорное имущество и констатацией перед третьими лицами факта принадлежности ему права на это имущество, требования заявителя правомерно оставлены без рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверно толковании приведенных выше норм права и выражают несогласие с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 февраля 2018 года по делу N А45-33522/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33522/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральная кадастровая палата Новосибирской области
Третье лицо: г. Новосибирска в лице Мэрии г. Новосибирска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области