г. Хабаровск |
|
12 апреля 2018 г. |
А73-849/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу: Жирнова Ю.В. представитель по доверенности от 09.01.2018;
от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Вахрин В.В. представитель по доверенности от 01.04.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение от 22.02.2018 по делу N А73-849/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу
к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, далее - предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.02.2018 по делу N А73-849/2018 заявленное управлением требование удовлетворено, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.02.2018 по делу N А73-20731/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы предприятие ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.02.2018 по делу N А73-849/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Управлением в рамках реализации полномочий при рассмотрении обращения гражданина выявлено нарушение оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" обязательств по оказанию услуг связи.
По информации, предоставленной ФГУП "Почта России" от 29.12.2017 N 1.4.5-03/5777, МПО N RB386663872SG поступило 21.11.2017 на территорию Российской Федерации в место международного почтового обмена (ММПО) г.Владивосток.
Согласно пункту 2 статьи 20 Конвенции Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 году, контрольные сроки прохождения МПО по территории той или иной страны, должны соответствовать утвержденным контрольным срокам для внутренних почтовых отправлений увеличенные на время необходимое для таможенного оформления без учета дня поступления (импорта) на территорию Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 196 Таможенного кодекса таможенного союза, принятого решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим кодексом.
Указанное МПО выпущено таможенной службой 06.12.2017. После соответствующей обработки МПО направлено по назначению и прибыло в г.Хабаровск (МСЦ) 09.12.2017. В адресное отделение почтовой связи (ОПС) 680045 г.Хабаровска поступило 14.12.2017 и 15.12.2017 вручено адресату. Фактический срок пересылки составил 4 дня. Установлено замедление на этапе частоты доставки письменной корреспонденции на территории г.Хабаровска (МСЦ - ОПС 45).
23.01.2018, установив в действиях предприятия событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом отдела управления в отношении ФГУП "Почта России" в присутствии представителя предприятия, действующего по доверенности от 14.03.2017 N 130-2017, составлен протокол N АП-27/04/94 об административном правонарушении.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, управление обратилось в арбитражный суд, который правомерно привлек предприятие к ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). За данное правонарушение для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническим нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Нормативы частоты доставки письменной корреспонденции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Пунктом 4 нормативов, определено, что на внутригородской территории городов федерального значения частота доставки письменной корреспонденции составляет - ежедневно не менее 1 раза в день, следовательно, МПО N RB386663872SG должно было поступить в ОПС-45 10.12.2017, но установленный срок был нарушен. Данный факт подтверждается трассировкой РПО, накладными ф. 16, ф. 23, жалобой гражданина, письмом руководителя Департамента управления качеством ФГУП "Почта России" от 29.12.2017 N 1.4.5-03/5777.
ФГУП "Почта России" нарушена частота доставки письменной корреспонденции (МПО N RB386663872SG) на территории г.Хабаровска (МСЦ - ОПС 45), что является нарушением обязательных требований п. 4, 5, 7 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 108074, п.10 раздела XX Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; п. 4 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160; п. 46 "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
Состав вмененного правонарушения подтвержден материалами дела. У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным.
Права пользователей услуг почтовой связи защищаются Федеральным законом "О почтовой связи", Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также определяет механизм реализации этих прав. Из преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что потребитель -гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В данном случае обстоятельства рассматриваемого правонарушения позволяют установить обратившегося с жалобой гражданина как потребителя в смысле, придаваемом Законом о защите прав потребителей.
Допущенное ФГУП "Почта России" нарушение лицензионных условий ущемляет права гражданина как потребителя почтовой услуги, поскольку отправленное ПО пересылалось с нарушением контрольного срока.
Таким образом, рассматриваемое правонарушение является одновременно как нарушением в сфере связи (нарушено законодательство о связи), так и нарушением в сфере защиты прав потребителей (нарушены права потребителя, из чего следует, что по данному делу подлежит применению предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности равный одному году со дня совершения данного административного правонарушения.
Ранее ФГУП "Почта России" привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что подтверждается решениями арбитражных судов от 22.03.2017 по делу N А40-13654/17-120-123, от 07.08.2017 по делу N А73-7590/2017, от 15.03.2017 по делу N А73-1627/2017. При таких обстоятельствах возможность применения административного наказания в виде предупреждения исключается.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и указанному выше законодательству. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Ссылку в жалобе предприятия на судебно-арбитражную практику апелляционный суд считает несостоятельной, так как юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела, и в каждом случае суд устанавливает фактические обстоятельства и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
На основании изложенного отклоняется необоснованный довод жалобы о несоблюдении судом первой инстанции 3-месячного срока привлечения к ответственности. Кроме того, с учетом указанных выше дат правонарушения, составления протокола, суд принял решение 22.02.2018, т.е. и в 3-хмесячный срок.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.02.2018 по делу N А73-849/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.