г. Красноярск |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А33-26534/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Газпромнефть-Красноярск") - Склеминой М.А., представителя по доверенности от 01.02.2018 N Д-03,
от ответчика (администрации Ачинского района) - Квашниной О.М., представителя по доверенности от 09.01.2018 N 08-8,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ачинского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" января 2018 года по делу N А33-26534/2017, принятое судьей Федориной О.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Газпромнефть-Красноярск" ИНН 2466098940, ОГРН 1022402647233 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Ачинского района Красноярского края ИНН 2402002403, ОГРН 1022401156447 (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений по заявлениям ООО "Газпромнефть-Красноярск" от 14.07.2017 о выдаче разрешения на размещение водопровода на земельном участке площадью 3974 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001:87, линии электропередачи на земельном участке площадью 1100 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001:86, проездов (левосторонних) на земельном участке площадью 2870 кв.м., кадастровый квартал 24:02:0703007, проездов (правосторонних) на земельном участке площадью 1270 кв.м., кадастровый квартал 24:02:0703001 согласно схемам границ земель и земельных участков.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" января 2018 года заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации, выраженное в нерассмотрении заявлений общества от 14.07.2017, уточненных 31.08.2017, о выдаче разрешений на размещение объектов. На администрацию возложена обязанность рассмотреть заявления общества от 14.07.2017, с учетом представленных 31.08.2017 уточнений, а также уведомить ООО "Газпромнефть-Красноярск" о принятом решении в порядке, установленном Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-П.
Администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе администрация указывает, что земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:143, на котором размещен объект - АЗС N 234, образован с нарушением статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставлен администрацией Белоярского сельсовета в аренду заявителю без проведения торгов в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с вынесением представления Ачинской межрайонной прокуратуры N 7-01-2017 о выявлении нарушений земельного законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, администрация не может рассмотреть спорные заявления до окончания проведения проверки прокуратурой, о чем и сообщило заявителю письмом от 15.09.2017 N 08-5455. Объекты, о выдаче разрешения на размещение которых обратилось общество, являются вспомогательными объектами по отношению к АЗС, поэтому администрацией было приостановлено рассмотрение заявлений общества с целью устранения допущенных нарушений земельного законодательства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество 14.07.2017 обратилось в администрацию со следующими заявлениями:
- о выдаче разрешения на бессрочное размещение водопровода на земельном участке площадью 3974,0 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001:87, с местоположением: Красноярский край, Ачинский район, юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 (вх.N 4581 от 17.07.2017);
- о выдаче разрешения на бессрочное размещение линии электропередачи на земельном участке площадью 1100,0 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001:86, с местоположением: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал" (вх.N 4584 от 17.07.2017);
- о выдаче разрешения на бессрочное размещение проездов на земельном участке площадью 5287,0 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001, с местоположением: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", N 14А (вх.N 4582 от 17.07.2017).
Позднее, 31.08.2017 общество направило в администрацию изменение заявления вх.N 4582 от 17.07.2017, в соответствии с которым просит администрацию считать поданными два заявления:
- о выдаче разрешения сроком на 49 лет на размещение проездов (правосторонних) на земельном участке площадью 1270,0 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001 с местоположением: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", N 14А;
- о выдаче разрешения сроком на 49 лет на размещение проездов (левосторонних) на земельном участке площадью 2870,0 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001 с местоположением: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", N 14А.
Письмом от 15.09.2017 N 08-5455 администрация сообщила обществу, что Ачинской межрайонной прокуратурой 24.08.2017 вынесено представление в адрес администрации об устранении нарушений земельного законодательства при формировании администрацией Белоярского сельсовета земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93 путем перераспределения земель, в связи с чем решения по обращениям будут приняты позднее, по результатам проверки, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно.
Заявитель в судебном порядке оспорил бездействие администрации, полагая, что оно не соответствует Порядку и условиям размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого бездействия незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктами 3, 25 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Статья 39.36 ЗК РФ регулирует использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N1300).
В соответствии с пунктами 2, 5, 12 Перечня N 1300 к таким объектам относятся:
- водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п утверждены Порядок и условий размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок N677-п).
Указанный акт определяет порядок и условия размещения объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно Перечню N 1300.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 677-п размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков.
Пункт 5 Порядка N 677-п предусматривает, что для получения разрешения заинтересованное физическое или юридическое лицо, либо представитель заявителя подает заявление о выдаче разрешения на размещение объекта в уполномоченный орган.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2, пунктом 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичное положение содержит абзац 2 пункта 3 Порядка N 677-п, согласно которому уполномоченным органом является - уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, на территории которого планируется разместить соответствующий объект, в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность которых не разграничена, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Устава Ачинского района Красноярского края администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами (подпункт 12 пункта 1 статьи 34 Устава Ачинского района Красноярского края).
В соответствии с абзацем 3 пункта 8, пунктами 9, 10 Порядка N 677-п решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов и в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов или выдается нарочно заявителю или уполномоченному представителю заявителя (в зависимости от того, какой способ получения документов был указан в заявлении).
При этом решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
- размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка;
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 - 7 Порядка.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа.
Муниципальным органом в письме от 07.12.2017 исх.N 08-6163 указано на приостановление рассмотрения заявлений.
Вместе с тем, Порядком N 677-п не предусмотрена возможность приостановления, а равно отложения рассмотрения заявления на срок, превышающий срок рассмотрения заявления, установленного Порядком N 677-п.
Суд первой инстанции, оценив содержание письма администрации от 07.12.2017 исх.N 08-6163, правильно указал, что в данном письме отсутствуют сведения о приостановлении рассмотрения заявлений ООО "Газпромнефть-Красноярск", а имеется ответ на иное заявление общества о причинах снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 24:02:0703001:86 и 24:02:0703001:87.
Таким образом, администрацией в нарушение требований пункта 8 Порядка N 677-п в течение тридцати рабочих дней с момента поступления заявления не принято одно из двух предусмотренных Порядком N 677-п решений: о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения.
Также суд первой инстанции правильно признал, что уточнение обществом 31.08.2017 одного из заявлений от 14.07.2017 не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, так как установленный срок в тридцать рабочих дней для рассмотрения первоначально поданных заявлений (14.07.2017) истек 28.08.2017. Поступление уточнений заявления от общества за рамками тридцатидневного срока не может иметь значение для рассмотрения вопроса о законности бездействия администрации.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, срок рассмотрения уточненных заявлений, представленных обществом 31.08.2017 к моменту обращения заявителя в арбитражный суд также истек. В то же время, в установленный Порядком N 677-п срок, а также в ходе судебного разбирательства по настоящему делу заявления общества о выдаче разрешений на размещение объектов администрацией не рассмотрены, решения в соответствии с Порядком N 677-п не приняты и до сведения заявителя не доведены.
Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия администрации в связи с непринятием решений по заявлениям общества, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно удовлетворил требование заявителя.
При удовлетворении требования о признании бездействия незаконным арбитражный суд в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть указано на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Суд первой инстанции при определении восстановительной меры обоснованно указал, что судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения должностных лиц органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, недопустимо.
Поэтому, учитывая, что заявления общества фактически администрацией рассмотрены не были, суд первой инстанции правильно признал соразмерной восстановительной мерой возложение на администрацию обязанности по повторному рассмотрению заявлений общества от 14.07.2017 (с учетом представленных 31.08.2017 уточнений) о выдаче разрешения на размещения водопровода на земельном участком площадью 3974 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001:87, линии электропередачи на земельном участке площадью 1100 кв.м., кадастровый номер 24:02:0703001:86, проездов (левосторонних) на земельном участке площадью 2870 кв.м., кадастровый квартал 24:02:0703007, проездов (правосторонних) на земельном участке площадь 1270 кв.м., кадастровый квартал 24:02:0703001, а также уведомлению заявителя о принятом решении в порядке, установленном Порядком N 677-П.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" января 2018 года по делу N А33-26534/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.