г. Киров |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А29-12733/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головизниной Ю.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Тиранов А.Е., по доверенности от 29.12.2017, Стрелков А.А., по доверенности от 09.04.2018,
от ответчика - Фельк Л.К., по доверенности от 29.12.2017, Перцева И.М., по доверенности от 26.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2017 по делу N А29-12733/2016, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.,
по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (ОГРН 1061101000388; ИНН 1101487512)
к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (ОГРН 1061101039779; ИНН 1101301856)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (ОГРН 1021100520363; ИНН 1101481694)
о взыскании долга,
установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (далее - Учреждение, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания, ответчик) о взыскании 18 401 611 рублей 00 копеек задолженности за период с января по июль 2016 года (далее - спорный период) по перечислению средств на выполнение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба Республики Коми по тарифам.
Определением от 23.03.2017 суд произвел замену третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со Службы Республики Коми по тарифам на правопреемника Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11 декабря 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Учреждение с принятым судебным актом не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2017 по делу N А29-12733/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции об отсутствии источника отчислений применительно к периоду взыскания и обстоятельствам дела (собранные с потребителей денежные средства) ошибочен и привёл к принятию необоснованного решения об отказе в иске. Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 "О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" и Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 26.10.2015 N 61/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2016, 2017, 2018 годы" - признаны утратившим силу на основании Приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 28.07.2017 N 39/5-Т "О признании утратившими силу некоторых решений Службы Республики Коми по тарифам". Учитывая, что при установлении ответчику тарифов в спорный период помимо экономически обоснованных затрат были учтены денежные средства, необходимые для реализации мероприятий по энергосбережению, то Компания обязана была перечислять спорные денежные средства на специальный счёт истца. Установленная в республиканском законодательстве обязанность регулируемых организаций перечислять средства на энергосбережение подлежала исполнению, так как указанные выше нормативные правовые акты (Приказ N 72/1, N 61/1) в установленном порядке не были признаны недействующими, а были отменены только 28.07.2017. Соответственно, поскольку спорные денежные средства, будучи включёнными в тариф, не являлись платой за поставленную (переданную) энергию, а имели строго целевой характер, факт их получения порождал у ответчика обязанность по перечислению указанных средств Учреждению.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02 марта 2018 года и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03 марта 2018 года в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании Второго арбитражного апелляционного суда, проведенного в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми, представители истца и ответчика поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, дали соответствующие пояснения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11 декабря 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Компания является гарантирующим поставщиком.
Тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2016 год, установлены и введены в действие Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/21, в тарифы включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В сбытовую надбавку гарантирующего поставщика электрической энергии, установленной и введенной в действие приказом Службы Республики Коми по тарифам N 83/26 от 21.12.2015, также были включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (т. 1, л.д. 18-50).
На основании постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 с 01.01.2006 создано ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения", являющееся, согласно Уставу, специализированным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение.
19.12.2011 ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения" переименовано в Учреждение.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 26.10.2015 N 61/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2016, 2017, 2018 годы" на 2016 год была утверждена ставка в размере 0,68% (т. 1, л.д. 17).
В спорный период ответчик должен был перечислить истцу средства, составляющие затраты потребителей на энергосбережение, на общую сумму 18 401 611 рублей 00 копеек, что подтверждается справкой об отпуске электрической энергии и перечисленных средствах на энергосбережение (т. 1, л.д. 55-61).
Претензией от 16.09.2016 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 23.09.2016 (т. 1, л.д. 62).
Ответчик задолженность не оплатил, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
В силу статьи 3 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 261-ФЗ, действующего с 27.11.2009, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
На основании указанных положений для целей исполнения Региональной программы Служба по тарифам (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определила Порядок консолидации.
Установленная в республиканском законодательстве обязанность регулируемых организаций перечислять средства на энергосбережение подлежит исполнению, так как указанные выше нормативные правовые акты в установленном порядке не были признаны недействующими, соответственно, устанавливают права и обязанности неопределённого круга лиц, в том числе ответчика.
В соответствии с пунктом 2 Порядка консолидации средств, учитываемых при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию на энергоснабжение, и их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов на территории Республики Коми, определенного Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 (далее - Порядок консолидации средств), при установлении Службой Республики Коми по тарифам (далее - Служба) цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (далее - регулируемые организации) Службой учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413 (далее - внебюджетные средства на энергосбережение).
Пунктом 5 Порядка консолидации средств установлено, что ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год (далее - ставка отчислений на энергосбережение) определяется Службой путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Функции государственного регулирования цен и тарифов с 21.07.2015 переданы ФАС России.
Приказом ФАС России, принятым по результатам внеплановой выездной проверки деятельности Службы Республики Коми по тарифам, Служба Республики Коми по тарифам признана нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена (т. 1, л.д. 95-99).
С 01.11.2016 отменен приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/26 "О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Коми энергосбытовая компания", приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/21 "О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коми энергосбытовая компания" покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей".
Кроме того, Службе Республики Коми по тарифам предписано принять и ввести в действие с 01.11.2016 решение об установлении тарифов для Компании, с учетом исключения из расчета указанных тарифов в электроэнергетике экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов ОАО "Коми энергосбытовая компания" по следующим статьям затрат: "отчисления на энергосбережение" на 2016 год в сумме 33 300 тыс. руб.; "Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2011 год, на услуги по приобретению э/энергии у ОАО "Монди СЛПК" в точках поставки, не присоединенных к сетям ОАО "МРСК" Северо-Запада "Комиэнерго" с ООО "Сбытовая компания Коми" в сумме 105 043 тыс. руб. на 2016 год, провести анализ экономической обоснованности включения в состав тарифов на 2016 год расходов по статье "резерв по сомнительным долгам и списанию долгов, нереальных ко взысканию" за 2015, 2016 гг., а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 год.
Закон об электроэнергетике и Основы ценообразования N 1178 не содержат положений, предусматривающих возможность включения в состав затрат регулируемых организаций при установлении для них регулируемых цен (тарифов) средств на реализацию мероприятий по энергосбережению, не проводимых самими регулируемыми организациями.
Таким образом, утвержденный органом регулирования порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах неправомерен.
В этой связи, в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности данной организации в сумме 33 300 тыс. руб. на 2016 год.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Министерством во исполнение приказов ФАС России от 11 октября 2016 года N 1423/16 "Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/26 "О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Коми энергосбытовая компания", от 21.12.2015 N 83/21 "О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Коми энергосбытовая компания" покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" принят приказ Министерства от 31.07.2017 N 40/4-Т "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Коми энергосбытовая компания" (далее - приказ от 31.07.2017 N 40/4-Т).
Согласно приложению 1-1 к протоколу заседания Правления Министерства от 27.07.2017 N 44 сумма принятая к исключению из необходимой валовой выручки за 2014-2017 годы с учетом вычета средств по статье затрат "отчисления на энергосбережение", включенные ранее регулирующим органом в составе необходимой валовой выручки составляет 42 074,36 тыс. руб., сумма, принятая к исключению из необходимой валовой выручки на 2017-2021 годы при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики составляет 75 374,33 тыс. руб.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в соответствии с Порядком консолидации источником отчислений на реализацию мероприятий по энергосбережению являются средства, учтенные в тарифах, однако из тарифов ответчика расходы по статье затрат "отчисления на энергосбережение" исключены, в связи с чем источник отчислений в ГБУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения" у ответчика отсутствует, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для удовлетворения исковых требований Учреждения отсутствуют.
Само по себе несогласие истца с выраженной арбитражным судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2017 по делу N А29-12733/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (ОГРН 1061101000388; ИНН 1101487512) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.