г. Хабаровск |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А04-11329/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского"
на решение от 21.02.2018,
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по делу N А04-11329/2017
Арбитражного суда Амурской области,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского" (ОГРН 1022502259504, ИНН 2540009788)
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387)
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского" (далее - заявитель, университет, учреждение, МГУ им. Адм. Г.И. Невельского) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, управление, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) о признании незаконным постановления от 11.12.2017 N ТБ-ВТ- 11/12/2017/74 БЛГ о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением от 20.12.2017 заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 21.02.2018 Арбитражный суд Амурской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вышеуказанным решением, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на следующие обстоятельства:
- АО "ННК-Амурнефтепродукт" является субъектом транспортной инфраструктуры и несет ответственность за соответствие документов лиц, направляемых на повышение квалификации, а МГУ им. Адм. Г.И. Невельского проводил обучение слушателей в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенных с АО "ННК-Амурнефтепродукт";
- отсутствие в субъекте транспортной инфраструктуры (АО "ННК-Амурнефтепродукт") документов о наличии у работника профессионального образования не означает, что эти документы не существуют;
- в решении суда отсутствуют ссылки на локальный нормативный акт о назначении субъектом транспортной инфраструктуры лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
Также, МГУ им. Адм. Г.И. Невельского указывает на то, что для более полного рассмотрения возникшей ситуации, последним 30.01.2018 направлено в адрес Министерства транспорта Российской Федерации письмо с запросом по вопросу подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, а 15.02.2018 в Минобрнауки Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учреждение вместе с апелляционной жалобой заявило ходатайство о приобщении к материалам дела данного письма.
Апелляционная жалоба была принята для рассмотрения в порядке упрощенного производства определением от 13.03.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда.
20.03.2018, 09.04.2018 в апелляционный суд от МГУ им. Адм. Г.И. Невельского поступили ходатайства о приобщении к материалам дела ответов Минобрнауки России от 13.03.2018 N 06-ПГ-МОН-7225 и Минтранса России от 30.03.2018 N НЗ-24/4345.
Частью 2 статьи 272.1 АПК РФ, а также пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве" разъяснено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Поскольку суд апелляционной инстанции не установил оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу указанного законодательного предписания следует отказать в принятии и исследовании представленных МГУ им. Адм. Г.И. Невельского дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
МГУ им. Адм. Г.И. Невельского зарегистрировано 10.10.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022502259504, ИНН 2540009788 по юридическому адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, д. 50 А.
Учреждение осуществляет свою деятельность на территории Амурской области посредством филиала, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 83.
Университет осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации по направлениям: "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры".
Заявитель на основании договоров от 02.12.2015 N АНП-4-002348, от 26.06.2017 N ОК-10006/17, от 04.10.2017 N ОК-125-10/17 осуществлял подготовку работников акционерного общества "ННК-Амурнефтепродукт" по программам "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры", что подтверждено представленными в материалы дела соответствующими договорами и удостоверениями.
На основании распоряжения от 04.09.2017 N 585-р управлением проведена внеплановая документарная проверка деятельности АО "ННК-Амурнефтепродукт".
В рамках проводимой проверки АО "ННК-Амурнефтепродукт" в отношении 4 работников были представлены удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам: "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры".
С целью проверки оснований для направления этих работников на краткосрочное повышение квалификации управлением определением от 14.11.2017 у АО "ННК-Амурнефтепродукт" истребованы сведения об уровне образования у работников. Сведения представлены АО "ННК-Амурнефтепродукт" 17.11.2017.
Определением от 21.11.2017 в отношении университета возбуждено дело об административном правонарушении N ТБ-ВТ-21/11/2017/74 БЛГ, в период с 21.11.2017 по 21.12.2017 назначено проведение административного расследования.
Определением от 21.11.2017 от университета истребованы сведения о наличии у 4 работников АО "ННК-Амурнефтепродукт", прошедших повышение квалификации в учреждении по программе: "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", среднего профессионального и (или) высшего образования.
Письмом от 24.11.2017 N 1/4/2225 университет сообщил, что истребованные сведения находятся в распоряжении Амурского филиала, представить эти документы в установленный определением от 21.11.2017 не представляется возможным.
Определением от 27.11.2017 от Амурского филиала университета истребованы сведения о наличии у 4 работников АО "ННК-Амурнефтепродукт", прошедших повышение квалификации в учреждении по программе: "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", среднего профессионального и (или) высшего образования.
Письмом от 27.1.12017 N 1/2/8-1347 Амурский филиал университета сообщил, что документы, подтверждающие образование слушателей дополнительных профессиональных программ обучения работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, в филиале не хранятся. Документ предъявляется при подаче заявки и оформлении договора на оказание образовательных услуг.
Извещением от 30.11.2017 рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении назначено на 06.12.2017 на 10 час. 00 мин.
06.12.2017 в присутствии защитника учреждения составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-ВТ-06/12/2017/74 БЛГ, действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
При составлении протокола защитнику учреждения разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении, копия протокола вручена ему в день составления.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 11.12.2017, которым университет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, учреждение, оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения и соблюдения транспортной безопасности.
Объективная сторона выражается в неисполнении требований установленного порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются специальные субъекты, в том числе лица осуществляющие подготовку сил обеспечения транспортной безопасности и их аттестацию.
Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 1 статьи 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ)).
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, пунктом 3 которого предусмотрено, что подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: основные программы профессионального обучения; дополнительные профессиональные программы (статья 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ)).
Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
При этом в силу части 3 статьи 76 Закона об образовании к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Приказом Минтранса России от 08.09.2014 N 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (приложение N 8).
Пунктом 5 упомянутой выше типовой программы (приложение N 8) установлено, что слушателями программы могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Поскольку университет осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации по направлениям: "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры", то заявитель является субъектом рассматриваемого правонарушения и обязан соблюдать установленный порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в университете работники АО "ННК-Амурнефтепродукт" проходили обучение по дополнительной профессиональной программе следующего профиля: "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств", "Подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры".
Следовательно, как верно отмечено арбитражным судом, эти лица могли быть слушателями дополнительной профессиональной программы и получить документ о прохождении профессионального обучения только при наличии среднего профессионального и (или) высшего образования либо при осуществлении освоения программ среднего профессионального и (или) высшего образования.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия или прохождения 4 работниками АО "ННК-Амурнефтепродукт" (Соколовым А.В., Чернюк А.М., Ляпкаловым Д.С., Табашниковым Э.А.) среднего профессионального и (или) высшего образования.
При производстве по делу об административном правонарушении от АО "ННК-Амурнефтепродукт" получены документы о наличии у вышеуказанных лиц только среднего (полного) общего образования (окончили школу), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у университета реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом установлено, что обучение завершено и работникам Табашникову Э.А. и Соколову А.В. выданы удостоверения N 041/17 и 153/15 соответственно 12.07.2017 и 23.12.2015. таким образом, как верно отмечено арбитражным судом, по названным эпизодам сроки давности привлечения к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления (11.12.2017) истекли, в связи с чем, поименованные эпизоды подлежат исключению из объема обвинения.
Кроме того, работникам Чернюк А.М. и Ляпкалову Д.С. также выданы 11.10.2017 удостоверения N 079/17 и 077/17, но по таким обстоятельствам сроки давности привлечения к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления (11.12.2017) не истекли.
Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 21.02.2018 по делу N А04-11329/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-11329/2017
Истец: ФГБОУ ВО "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2018 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2527/18
30.05.2018 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2527/18
12.04.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1304/18
21.02.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-11329/17