город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2018 г. |
дело N А32-41046/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Мисника Н.Н, Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Лабинского городского поселения Лабинского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2018 по делу N А32-41046/2017 (Судья Любченко Ю.В.)
по иску администрации Лабинского городского поселения Лабинского района к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии с кадастрового учета,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "БизнесТехнологииИнвестиции - Инжгео"
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - ответчик, управление) о снятии с государственного кадастрового учета сооружений:
- Автомобильная дорога с инженерными сооружениями, с кадастровым номером 23:46:0000000:340, расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, Лабинское городское поселение, ул. имени Э. Мозгового;
- Автомобильная дорога с инженерными сооружениями, с кадастровым номером 23:46:0000000:551, расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, Лабинсжое городское поселение, ул. Черноморская;
- Автомобильная дорога с инженерными сооружениями, с астровым номером 23:46:0000000:452, расположенная по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, Лабинское городское поселение Лабинского района, ул. Ладожская.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, в силу ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не может быть заявителем в регистрирующем органе о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов с кадастровыми номерами 23:46:0000000:340, 23:46:0000000:551, 23:46:0000000:452.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "БизнесТехнологииИнвестиции - Инжгео".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2018 по делу N А32-41046/2017 в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в иске суд первой инстанции исходил из того, что с соответствующим заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов истец в установленном порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не обращался, правовые основания для снятия с кадастрового учета спорных объектов (автодороги) с кадастровыми номерами 23:46:0000000:340, 23:46:0000000:551 и 23:46:0000000:452 отсутствуют. Кроме этого судом отмечено, что требования истца также не могут быть рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как оспаривание отказа регистрирующего органа в удовлетворении заявления истца.
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как следует из апелляционной жалобы заявитель полагает, что в связи с отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, в силу статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон о регистрации недвижимости), не может быть заявителем в Управление о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости. Кроме этого, апеллянт полагает, что поскольку спорные объекты недвижимости не прекратили свое существования, но значатся в других координатах, постольку необходимость акта обследования не соответствует действующему законодательству.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, своей правовой позиции относительно доводов жалобы, в материалы дела не представило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения истца в суд с исковыми требованиями о снятии объектов с кадастрового учета, послужили следующие обстоятельства.
Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят" в собственность Лабинского городского поселения Лабинского района переданы автомобильные дороги с инженерными сооружениями г.Лабинска.
В рамках муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд N 01183000079150000004-0247567-02 от 18.03.2015 г., заключённого между администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района и обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Технологии Инновации-инжгео" поставлены на государственный кадастровый учёт сооружения: - Автомобильная дорога с инженерными сооружениями, с кадастровым номером 23:46:0000000:340, расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, Лабинское городское поселение, ул. имени Э. Мозгового; - Автомобильная дорога с инженерными сооружениями, с кадастровым номером 23:46:0000000:551, расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, Лабинсжое городское поселение, ул. Черноморская, - Автомобильная дорога с инженерными сооружениями, с астровым номером 23:46:0000000:452, расположенная по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, Лабинское городское поселение Лабинского района, ул. Ладожская.
Согласно заключению кадастрового инженера С.Э. Брянского координаты сооружения "Автомобильная дорога с инженерными сооружениями", с кадастровым номером 23:46:0000000:340, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, Лабинское городское поселение, ул. имени Э. Мозгового, накладываются на координаты земельных участков, внесённых в базу государственного кадастрового учёта с уточнённой конфигурацией и площадями, расположенных по адресам: г. Лабинск, ул.Мозгового 1/2 с кадастровым номером 23:46:000000:240, г. Лабинск, ул.Мозгового 1/3 с кадастровым номером 23:46:000000:241, г. Лабинск, ул.Мозгового!/4 с кадастровым номером 23:46:000000:239, г. Лабинск, ул.Мозгового 1/5 с кадастровым номером 23:46:000000:238, г. Лабинск, с кадастровым номером 23:46:000000:236, г. Лабинск, с кадастровым номером 23:46:000000:235, г. Лабинск, с кадастровым номером 23:46:000000:234, г. Лабинск, ул. Мозгового1/9 с кадастровым номером 23:46:000000:232, г. Лабинск, с кадастровым номером 23:46:000000:233.
На основании постановления администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 30 ноября 2016 года N 1619 утверждены проект планировки и проект межевания свободной от застройки территории: земельного участка с кадастровым номером 23:46:0302003:69, согласно которым на месте размещения автомобильной дороги с инженерными сооружениями с кадастровым номером 23:46:0000000:340, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, Лабинское городское поселение, ул. Черноморская, предусмотрено размещение спортивной площадки и зоны отдыха.
Согласно публичной кадастровой карте Росреестра сооружение "Автомобильная дорога с инженерными сооружениями", с кадастровым номером 23:46:0000000:452, расположенная по адресу: Краснодарский край. Лабинский район, г. Лабинск, Лабинское городское поселение Лабинского района, ул. Ладожская, накладывается на земельный участок с кадастровым номером 23:46:0102040:1, по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, мкр. Хлеборобный, ул. Хлеборобная б/н., с видом разрешённого использования "для строительства четырёх 27-квартирных жилых домов", который находится в собственности Российской Федерации и состоит на государственном кадастровом учёте с 2003 года.
Вместе с тем, как указывает истец, в связи с отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, в силу ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не может быть заявителем в Росреестр о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов с кадастровыми номерами 23:46:0000000:340, 23:46:0000000:551, 23:46:0000000:452. Следовательно, снятие с
кадастрового учета во внесудебном порядке невозможно.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истцами являются граждане и организации, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости носит заявительный характер.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости не предусматривает возможности обязания регистрирующего органа в исковом порядке снять с кадастрового учета земельный участок и восстановить сведения о земельном участке.
Регистрирующий орган является органом публичной власти, осуществляющим функцию по кадастровому учету объектов недвижимости, участником спорных материальных правоотношений он не является. Действия регистрирующего органа могут лишь быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) (в редакции, действующей до 01.01.2017) государственный кадастровый учет носит заявительный характер. В связи, с чем постановка на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости возможны только на основании обращения заявителя в установленном законом порядке в орган кадастрового учета.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости, действовавшего в спорный период).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 Порядком ведения ГКН при выполнении кадастровых процедур предусматривалось принятие решения, в том числе о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (пункт 18) или об отказе в осуществлении кадастрового учета (пункт 19).
Решение о внесении сведений о ранее учтенном сооружении подлежало принятию на основании сведений об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, а также документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него (пункт 20).
Органу кадастрового учета вменялось в обязанность принятие решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости при несоответствии представленных документов вышеприведенным требованиям Закона или отсутствии в представленных (поступивших) документах сведений, позволяющих отнести такой объект недвижимости к ранее учтенному (пункт 34).
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подпункт 23 пункта 2 статьи 2).
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.
С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование (часть 6 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости).
В силу пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости, если иное не следует из данного закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. При снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета необходимым документом является, помимо прочего, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
Как следует из материалов деле и верно установлено судом первой инстанции, истец с соответствующим заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов в установленном порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не обращался. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для снятия с кадастрового учета спорных объектов (автодороги) с кадастровыми номерами 23:46:0000000:340, 23:46:0000000:551 и 23:46:0000000:452 отсутствуют, при отсутствии доказательств соблюдении установленного законодательством административного (заявительного) порядка.
Довод жалобы о том, что спорные объекты недвижимости не прекратили свое существования, но значатся в других координатах, в связи с чем, необходимость акта обследования отсутствует, коллегией также не принимается.
Согласно части 7 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости, при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении.
Документом-основанием, подтверждающим прекращение существования вышеуказанных спорных объектов недвижимости, является акт обследования, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке (часть 2 статья 14 Закона о регистрации недвижимости).
В соответствии со статьей 23 Закона о регистрации недвижимости, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Истцом не представлено доказательств подтверждающих прекращение существования спорных объектов, либо наличие кадастровой ошибки.
Апелляционная коллегия отмечает, что суд первой инстанции предлагал истцу пояснить, являются ли его требования исковыми, либо же требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из чего, аргументировать правильность выбранного круга ответчиков (заинтересованных лиц) и способа защиты.
Истец настаивал на том, что им заявляются именно исковые требования, в регистрирующий орган истец с заявлением о снятии с кадастрового учета спорных объектов не обращался, регистрирующий орган отказ в удовлетворении заявления истца не принимал.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции заявленные требования не могут быть квалифицированны и рассмотрены судом как оспаривание отказа Управления в государственном кадастровом учете, поскольку такого требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не заявлял.
При указанных обстоятельствах основания для переоценки выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Администрации Лабинского городского поселения Лабинского района у апелляционной коллегии отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако истец, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2018 по делу N А32-41046/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев, с даты изготовления его полного текста, через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.