г. Челябинск |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А07-35781/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Муратова Ильнура Талгатовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2018 по делу N А07-35781/2017 (судья Шамсутдинов Э.Р.).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Муратову Ильнуру Талгатовичу (далее - ИП Муратов И.Т., предприниматель, ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 283 500 руб. 00 коп., полученного на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2018 (резолютивная часть от 11.01.2018) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился предприниматель Муратов И.Т. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ссылается на ненадлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
Полагает, что основания для возврата заявленной суммы отсутствуют, поскольку появившиеся в результате экономии денежные средства были использованы ответчиком на приобретение дополнительного числа крупного рогатого скота, что не противоречит целям и задачам предоставления гранта. Об использовании экономии денежных средств ответчик своевременно уведомил истца и просил изменить план-график, однако получил отказ без объяснения причин.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу ответчика от истца в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства судом отказано на основании ч. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отсутствие иные возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления предпринимателя N 18 от 02.08.2014 между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Муратовым И.Т. (получатель гранта) заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство от 21.08.2014 г. N51-НФ, предметом которого является предоставление Министерством в 2014 году получателю гранта в соответствии с планом расходов гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 1 489 500 руб., в том числе единовременной помощи (л.д. 7, 12-13).
В соответствии с п.2.4 договора получатель гранта обязуется использовать грант и единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства; возвращать на лицевой счет Министерства денежные средства, образованные в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг, в размере 90 процентов от суммы образовавшейся экономии; не допускать изменения плана расходов; предоставлять ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет об использовании средств гранта.
В случае нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи и невыполнения показателей результативности предоставленного гранта и (или) единовременной помощи согласно приложению N 2 к договору осуществлять возврат полученных средств.
Платежными поручениями N 228964 от 26.08.2014 на сумму 938 385,00 руб. и N 204989 от 26.08.2014 на сумму 551 115,00 руб. Министерство перечислило предпринимателю предусмотренную договором сумму гранта (л.д.18-19).
Согласно приложению N 1 к договору от 21.08.2014, а также плану расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предпринимателем планировалось приобретение 13 голов сельскохозяйственных животных на сумму 810 000 руб. и 1 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 679 500 руб. (л.д. 17).
Согласно акту N 103-16 от 14.10.2016 проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках государственного программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, установлено, что ответчик достиг экономии средств субсидии в сумме 283 500 руб. при приобретении нетелей. При этом предоставлены документы об использовании соответствующей суммы на приобретение 7 нетелей. В нарушение п. 2.4 договора, подписанных обязательств ИП Муратовым И.Т. не обеспечен возврат части гранта соответствующей экономии, достигнутой по отдельным направлениям в общей сумме 178 155 руб.(198 000 + 283 500)*0,37) за счет средств, полученных из бюджета Республики Башкортостан (л.д. 24-37).
16.01.2017 Министерство направило в адрес предпринимателя предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Башкортостан N 02-07-14 с требованием в срок до 20.12.2017 обеспечить возврат остатка денежных средств, образованных в результате экономии средств государственной поддержки (л.д. 20-23).
Письмом от 23.03.2017 N 4266 ответчик сообщил о готовности возвратить часть гранта в срок до 01.11.2017 с учетом представленного им графика погашения (л.д. 11).
14.04.2017 Министерство направило предпринимателю претензию N ИФ-22-2698 с требованием о возврате части гранта соответствующей экономии, достигнутой по отдельным направлениям в общей сумме 283 500 руб.
Оставленная без удовлетворения ответчиком претензия явилась основанием для обращения истца с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик нарушил условия договора на оказание государственной поддержки в части невозврата экономии бюджетных средств и направления указанных денежных средств на приобретение дополнительных голов сельскохозяйственных животных в нарушение плана расходов за счет гранта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно п.1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно п. 7 ст. 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу п.3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также развитие семейных животноводческих ферм утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 (действующий в период предоставления гранта).
В соответствии с пунктом 22 Порядка контроль за целевым использованием гранта и единовременной помощи осуществляет Министерство.
В силу пункта 18 Порядка возврат гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, представлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств начинающему фермеру направляется соответствующее письменное уведомление. Начинающий фермер в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
В случае образования у начинающего фермера неиспользованных остатков гранта и единовременной помощи, полученных в отчетном году, начинающий фермер обязан в течение 7 рабочих дней в письменной форме уведомить об этом Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В случаях, предусмотренных договором о предоставлении гранта и единовременной помощи, неиспользованные остатки гранта и единовременной помощи подлежат перечислению на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан о необходимости возврата неиспользованных остатков гранта и единовременной помощи.
При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
Факт перечисления ответчику гранта в размере 1 489 500 руб., расходования ИП главой КФХ Муратовым И.Т. гранта на цели согласно плану расходов подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается (л.д. 17-19).
Согласно плану расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства Муратова И.Т. (л.д. 17), на сумму гранта предпринимателем планировалось приобретение 13 голов сельскохозяйственных животных на сумму 810 000 руб. и 1 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 679 500 руб.
Как установлено по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках государственного программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 и зафиксировано в акте проверки N 103-16 от 14.10.2016 (л.д. 24), ответчик достиг экономии средств субсидии в сумме 283 500 руб. при приобретении нетелей.
Как следует из заявления предпринимателя о согласовании использования образованной экономии средств субсидии от 30.06.2017 (л.д. 9), предпринимателем согласно плану расходов планировалось приобретение 13 нетелей по цене 69 231 руб. за единицу, однако фактически предпринимателем приобретено 20 нетелей по цене 45 000 рублей. Указанные документы были своевременно предоставлены в Министерство, количество нетелей фигурировало в квартальных отчетах, каких-либо претензий со стороны Министерства к предпринимателю не предъявлялось.
Изложенные в заявлении обстоятельства Министерством при рассмотрении настоящего спора не опровергнуты.
Напротив, в письме Министерства в адрес предпринимателя N ИФ-22-2698 от 14.04.2017 (л.д. 14) Министерство признает подтверждение предпринимателем суммы расходов на дополнительное приобретение 7 нетелей.
Таким образом, из изложенных обстоятельств следует, что экономия денежных средств, выделенных ответчику в качестве гранта, образовалась за счет благоприятных экономических условий, позволивших предпринимателю приобрести нетелей по более низкой цене, и сумма экономия была использована предпринимателем на приобретение большего количества нетелей.
Изложенное свидетельствует о том, что сумма экономии была использована в соответствии с целями предоставления государственной субсидии.
Согласно условиям договора от 21.08.2014 N 51-НФ возврат полученных средств осуществляется в случаях нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи и невыполнения показателей результативности предоставленного гранта, а также в случае образовавшейся экономии (абзац 13 п. 2.4. договора).
Предусмотренная тем же пунктом договора обязанность получателя гранта не допускать изменения плана расходов не может быть истолкована как исключающая возможность расходования денежных средств в пределах суммы экономии цели гранта.
В данном случае доказательств того, что предпринимателем были превышены установленные в плане расходов денежные лимиты расходования суммы гранта (в части стоимости приобретения нетелей - 810 000 рублей гранта + 90 000 рублей собственных средств), в материалы дела не представлено, согласно калькуляции расчетов приобретенных 20-ти нетелей, изложенных в заявлении предпринимателя от 30.06.2017 (л.д. 9), указанное количество нетелей по стоимости 45 000 рублей за каждого приобретены на общую сумму 900 000 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что экономия денежных средств гранта израсходована предпринимателем на цели, предусмотренные договором от 21.08.2014 N 51-НФ на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Истцом в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства нецелевого использования бюджетных средств (гранта).
Ответчик предпринял меры по согласованию с истцом приобретение за счет средств образовавшейся экономии полученного гранта дополнительных голов сельскохозяйственных животных (л.д. 9-10), однако доказательств того, что Министерством приняты меры по изменению плана расходов суммы гранта, в дело не представлено.
Формальный подход при оценке порядка расходования предоставленной предпринимателю субсидии не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Довод подателя жалобы об отсутствии надлежащего уведомления о времени и месте судебного разбирательства отклоняется судом апелляционного инстанции как противоречащий материалам дела, которые содержат почтовое уведомление о получении Муратовой А.Р. определения о принятии искового заявления к производству (л.д. 52), направленного судом по адресу государственной регистрации предпринимателя (л.д. 51).
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неполное исследовании судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2018 по делу N А07-35781/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.