г. Чита |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А19-8122/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2018 года по делу N А19-8122/2016
по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211, адрес: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д.13, стр. 1)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; место нахождения: 664025, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Российская, д. 17)
о понуждении к заключению договора аренды,
(суд первой инстанции - Рукавишникова Е.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Лысенкова Т.В. (доверенность от 26.12.2017);
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС, истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о понуждении к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:49, площадью 1054963 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Патроны.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 ноября 2016 года исковые требования РТРС удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 решение суда первой инстанции от 01.11.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2017 решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.11.2016 по делу N А19-8122/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2017 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что вывод судов о возможности заключения договора аренды земельного участка в указанной истцом площади является преждевременным с учетом того, что в материалах дела имеется государственный акт, подтверждающий право истца на владение и пользование земельным участком площадью 127,545 га, и в материалах дела отсутствуют доказательства отказа истца в установленном порядке от права бессрочного (постоянного) пользования указанным земельным участком. При этом ссылка судов исключительно на кадастровый паспорт, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:49 по-прежнему существует в сформированных с учетом постановлений главы (мэра) Иркутского района границах площадью 105,4963 га, не может быть признана обоснованной, тем более с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.07.2013 по делу N А19-4702/2013.
Не соглашаясь с выводом судов о приоритете сведений из кадастра над сведениями из государственного акта, имеющего равную юридическую силу с записями в ЕГРП, суд округа указал, что данный вывод приведет к неопределенности в вопросе о площади земельного участка, подлежащего передаче в аренду, а также о статусе иных земель, находящихся в границах земельного участка по государственному акту N 7506-08134 (площадью 127,545 га), но не указанных в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:49 (площадью 105,4963 га).
Определением от 26 октября 2017 года N 302-ЭС17-15214 отказано в передаче кассационной жалобы РТРС для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением суда от 19 мая 2017 года произведена замена ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на его правопреемника Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае; управление, ответчик, Росимущество) в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены. Суд понудил Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае заключить с Федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:49, общей площадью 1 054 963 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Патроны.
В обосновании суд первой инстанции указал, что при происходившей реорганизации предприятию право бессрочного пользования в силу закона перешло только на часть земельного участка, на котором расположенные объекты, перешедшие к предприятию по разделительному балансу. Оставшаяся часть земельного участка площадью 127,545 га была изъята в пользу Иркутского района, в настоящее время она разделена и предоставлена третьим лицам. Таким образом, основания для обязания заключить договор аренды на земельный участок, указываемой предприятием площадью 1054963 кв. м, имеются.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от N А19-8122/2016 - отменить. Принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Указывает, что постановления мэра Иркутского районного муниципального образования, которыми была уменьшена площадь принадлежащего Российской Федерации на праве собственности земельного участка, признаны незаконными.
Росимущество неоднократно обращалось к истцу с требованиями о принятии мер по восстановлению первоначальной площади земельного участка, уточнении его границ, однако, истцом никаких действий предпринято не было.
Полагает, что пока данные мероприятия истцом выполнены не будут, оснований к заключению договора аренды не возникнет.
На апелляционную жалобу поступил отзыв предприятия, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.03.2018.
Представитель предприятия дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Росимущество представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, РТРС на праве хозяйственного ведения принадлежат находящиеся в собственности Российской Федерации здание антенной мастерской, здание водонасосной п. Патроны, здание проходной п. Патроны, техническое здание аппаратной, техническое здание дизельной п. Патроны, линия электрификации воздушная, линия электрификации кабельная, объект незавершенного строительства, столярный цех, антенна 3 БС-2, антенна 2 БС-2, антенна 29 БС-2, антенна БС-2 N 15, антенна 22 БС-2, антенна 12 БС-2, антенна 5 БС-2, антенна БС-2 N 1, антенна 30 БС-2, антенна 25 БС-2, антенна 12 БС-2, антенна 4 БС-2, антенна 17 БС-2, антенна 16 БС-2.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:49, площадью 1054963 кв.м, по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Патроны.
Правами на объекты недвижимости РТРС было наделено при создании во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.08.2001 и на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2011 N 1516-р. Государственному предприятию радиовещания и радиосвязи на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно государственному акту Администрацией Иркутского района был предоставлен земельный участок площадью 127,545 га под размещение Радиостанции N 2.
В настоящее время на учете в государственном кадастре недвижимости стоит земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:49, находящийся по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Патроны, площадью 105,4963 га.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что неоднократно обращался в адрес Управления с просьбой предоставить в аренду спорный земельный участок, поскольку на нем расположены принадлежащие истцу на праве хозяйственного ведения здания и сооружения.
Управление, отказывая в предоставлении земельного участка, ссылается на то, что РТРС необходимо принять меры по восстановлению утраченных площадей земельного участка в соответствии с государственным актом на право пользования землей, внести сведения о земельном участке в Реестр Федерального имущества и предоставить в Управление документы по уточнению местоположения границ земельного участка площадью 127,545 га, после чего Управление вернется к рассмотрению вопроса о направлении в Росимущество обращения РТРС о предоставлении в аренду земельного участка.
Истец полагает, что своим отказом Управление нарушает права РТРС на право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности, на котором расположены здания, сооружения, предоставленные РТРС на праве хозяйственного ведения, на основании договора аренды земельного участка, заключенного без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения стороны истца в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в настоящее время на кадастровом учете стоит земельный участок площадью 105,4963 га. Площадь первоначального участка (127,545 га) была уменьшена путем принятия ряда постановлений Главой Администрации Иркутского района (от 02.10.2002 N 2315, от 26.08.2004 N 2558, от 20.10.2006 N 4984, от 20.10.2006 N 4985, от 20.10.2006 N 4986, от 24.11.2006 N 5542, от 22.01.2007 N 236, от 04.04.2007 N 2081).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.07.2013 по делу N А19-4702/2013 признаны незаконными постановления Главы Администрации Иркутского района, в соответствии с которыми площадь земельного участка была уменьшена.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области, указал, что по государственному акту N 7506-08134, выданному на основании решения Администрации Иркутского района N 203 от 06.04.1995, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 127,545 га для размещения Радиостанции N 2. Суд округа также указал, что в условиях, когда имеющийся в материалах дела государственный акт подтверждает право истца на владение и пользование земельным участком площадью 127,545 га и в материалах дела отсутствуют доказательства об отказе истца в установленном порядке от права бессрочного (постоянного) пользования указанным земельным участком, ссылка исключительно на кадастровый паспорт, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:49 по-прежнему существует в сформированных с учетом постановлений главы (мэра) Иркутского района границах площадью 105,4963 га, не может быть признана обоснованной (т. 3, л.д. 121-122).
Исполняя указания суда кассационной инстанции, суд первой инстанции правильно установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" создано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.08.2001 N 1031 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - Указ N 1031) путем выделения из федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) организаций по перечню согласно приложению к Указу на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2011 N 1516-р (далее - Распоряжение N 1516-р).
В силу пункта 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции N 5 от 15.05.2001) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Абзацем 2 пункта 2 Указа N 1031 установлено, что РТРС является правопреемником ВГТРК и его дочерних предприятий в отношении имущественных и неимущественных прав и обязанностей, связанных с деятельностью по распространению телерадиосигнала, в соответствии с разделительным балансом, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно разделительному балансу, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1760-р, а также Передаточному акту от 29.12.2001, составленному во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1760-р, утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.04.2002 N 1085-р, РТРС перешли права на отдельные здания, строения и сооружения, иное имущество, а также иные права, связанные с деятельностью по распространению телерадиосигнала.
Разделительный баланс является приложением к Передаточному акту от 29.12.2001. Согласно перечню, прилагаемому к разделительному балансу по выделяемой из ВГТРК организации (филиалу ВГТРК, расположенному на территории Иркутской области), Центру радиовещания и радиосвязи N 10 (ЦРР N 10) передано движимое и недвижимое имущество по инвентаризационной описи на 269 листах. В указанной инвентаризационной описи отсутствуют сведения о перешедшем к РТРС праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 127,545 га для размещения Радиостанции N 2 согласно государственному акту N 7506-08134, выданному на основании решения Администрации Иркутского района N 203 от 06.04.1995, как и на иные земельные участки, находящиеся в Иркутской области, на которых расположено движимое и недвижимое имущество, указанное в инвентаризационной описи. На страницах 158-182 инвентаризационной описи содержится перечень всего движимого и недвижимого имущества, перешедшего от ЦРР N 10 ВГТРК к ЦРР N 10 РТРС.
Как указано в пункте 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и подлежащей применению по аналогии, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
В силу пункта 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 15.05.2001) объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Вместе с тем, переход прав и обязанностей в случае реорганизации в форме выделения не может быть признан универсальным, а является сингулярным, так как осуществляется переход отдельных прав и обязанностей или отдельной группы прав и обязанностей.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в ходе рассмотрения дела установлено, что к РТРС перешли только права, связанные с деятельностью по распространению телерадиосигнала, права на отдельные здания, строения и сооружения, иное имущество радиостанции, а также право пользования частью земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:49 под этими зданиями и сооружениями, и необходимой для их использования, при этом право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 127,545 га к РТРС в силу закона не перешло.
Кроме того, часть земельного участка была изъята в пользу Иркутского района; в настоящее время эти территории размежеваны, поставлены на кадастровый учет и в период с 2002 года по 2011 год предоставлены третьим лицам Администрацией Иркутского района, о чем в материалы дела при новом рассмотрении представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости. При этом на изъятой части земельного участка отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие истцу. Изъятые ранее земли находятся в собственности физических и юридических лиц с видами разрешенного использования "под жилую застройку", "под индивидуальное жилищное строительство", "для дачного строительства", "под строительство водозаборной скважины и насосной станции".
Право собственности физических и юридических лиц на соответствующую часть земельного участка, ранее принадлежавшего ликвидированному юридическому лицу, общей площадью 127,545 га, никем не оспорено. Какие-либо вещные права в отношении части земельного участка, не занятой объектами недвижимости истца, у последнего отсутствуют.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также исходит из следующего.
Ссылку Росимущества на положения пунктов 2-5 ст.39.14 ЗК РФ апелляционный суд не может принять, поскольку данные пункты регулируют ситуацию, когда земельный участок только предстоит образовать или участок образован, но требуется уточнение его границ. Однако в рассматриваемом случае земельный участок образован и его границы определены, сведения об этом внесены в государственный кадастр.
Имеет место ситуация, связанная с тем, что имеется изъятие части земельного участка, который ранее был предоставлен правопредшественнику предприятия на праве бессрочного пользования, и это изъятие было признано незаконным, о чем состоялся судебный акт по делу N А19-4702/2013.
При этом по делу N А19-4702/2013 истцом выступало именно Росимущество, которое получило исполнительный лист, но его исполнения не добилось. И позиция Росимущества в настоящий момент свидетельствует о том, что оно, вместо защиты прав Российской Федерации путем истребования земельных участков, находящихся в настоящее время в собственности иных лиц, фактически пытается переложить эту деятельность на предприятие, которое спорной частью земельного участка не пользовалось, имущества на нем не имеет, в силу чего не имеет никакого интереса к его аренде.
Кроме того, апелляционный суд исходит из того, что отсутствие договора аренды на используемый предприятием земельный участок, сведения о котором включены в кадастр, создает большую правовую неопределенность, чем наличие спора о выбывшей из владения части земельного участка (статья 39.6 ЗК РФ введена в ЗК РФ еще Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ), поскольку у предприятия отсутствуют документы, подтверждающие его права на земельный участок согласно действующему законодательству.
Апелляционный суд полагает, что договор аренды в отношении неспорной части участка должен быть заключен, а при наличии оснований к включению в предмет аренды иных площадей после их освобождения от прав и объектов третьих лиц, Росимущество (как и предприятие) смогут ставить вопрос о внесении изменений в договор.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения.
Так как понуждение заключить договор в судебном порядке предполагает определение его условий судом, а, следовательно, невозможность урегулирования разногласий по его условиям в дальнейшем, судом первой инстанции были исследованы все условия спорного договора, приняты во внимание соответствующие возражения ответчика, кроме того, в представленную истцом редакцию договора внесены изменения в части наименования арендодателя (в связи с реорганизацией ответчика в форме присоединения), даты (2018 год), а также доверенности, на основании которой действует директор филиала РТРС Богданов И.В. В ходе рассмотрения дела пункты 1.1., 1.5., 9.2. проекта были изменены истцом дополнительными пояснениями к иску в соответствии с возражениями ответчика. Иных возражений относительно условий договора ответчиком не указано.
Апелляционному суду каких-либо доводов относительно условий договора также не заявлено.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что требование истца о понуждении Управления к заключению договора аренды земельного участка является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2018 года по делу N А19-8122/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.