г. Чита |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А19-26099/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Акционерного общества "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2018 года по делу N А19-26099/2017 по заявлению Акционерного общества "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк" (ОГРН 1023800000047, ИНН 3808000590, место нахождения: 664025, г.Иркутск, ул.Бурлова, 2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области (ОГРН 1043801065120, ИНН 3808114237, место нахождения: 664007, г.Иркутск, ул.Советская, 55) о признании недействительным решения от 11.09.2017 г. N 20-13/39484 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
(суд первой инстанции - М.В. Луньков),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Акционерное общество "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк" (далее - АО "ВостСибтранскомбанк", Банк, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 11.09.2017 г. N 20-13/39484 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.129.1 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что направленное требование о представлении документов (информации) соответствует требованиям закона, общество не вправе было оценивать обоснованность и относимость запроса, поэтому в связи с неисполнением требования общество правомерно привлечено к ответственности по п.1 ст.129.1 НК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2018 г. по делу N А19-26099/2017 полностью. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения от 11.09.2017 г. N 20-13/39484 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указывает, что запрашиваемые налоговым органом документы о трудовых отношениях между АО "ВостСибтранскомбанк" и Пальшиным А. А. никакого отношения к сделкам между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд" и, в частности к договору N Н-ГР-0108/2013 от 01.08.13 г., не имеют. Сведения о трудовых отношениях между Пальшиным А.А. и АО "ВостСибтранскомбанк" никаким образом не могут подтвердить или опровергнуть наличие сделок между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд". Необходимо отметить, что в требовании налогового органа указано на истребование документов и информации, касающихся деятельности ООО "Нанива". Вместе с тем, налоговым органом запрошены сведения о Пальшине А.А. (его трудовых отношениях с АО "ВостСибтранскомбанк"), который является руководителем ООО "Гинфилд", которое, в свою очередь, является контрагентом ООО "Нанива". Однако каких-либо мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Гринфилд" из требования налогового органа не усматривается.
Судом при рассмотрении заявления не были приняты во внимание и должным образом не оценены обстоятельства того, что истребуемые инспекцией документы относятся только к отношениям между АО "ВостСибтранскомбанк" и Пальшиным А.А., не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика ООО "Нанива", не отражают финансово-хозяйственных отношений между ним и проверяемым налогоплательщиком.
Поскольку в запрашиваемых у Банка документах не может иметься информации о проверяемом налогоплательщике, и эти документы является внутренними документами банка, следует признать, запрашиваемые документы о трудовых правоотношениях АО "ВостСибтранскомбанк" и Палыиина А.А. по смыслу ст. 93.1 Налогового кодекса РФ не могли быть истребованы у Банка как документы, касающийся деятельности ООО "Нанива".
Кроме того, запрашиваемые налоговой документы содержат информацию о персональных данных Пальшина А.А. и о его трудовой функции, никак не связанную с его коммерческой деятельностью.
Полагает, что в рассматриваемом случае АО "ВостСибтранскомбанк" правомерно и обоснованно отказано в предоставлении сведений налоговому органу, следовательно состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в действиях банка нет.
На апелляционную жалобу поступил отзыв налогового органа, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведения мероприятий налогового контроля, в связи с необходимостью получения документов (информации) в отношении сделки, заключенной между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд" по договору от 01.08.2013 г. N Н-ГР-0108/2013, инспекцией по телекоммуникационным каналам связи в адрес АО "ВостСибтранскомбанк" направлено требование от 03.07.2017 г. N 20-12/41804 о предоставлении документов (информации), содержащих сведения о трудовых отношениях между Пальшиным А.А. и заявителем.
Указанное требование получено Банком 04.07.2017 г. Факт получения требования заявителем не оспаривается.
В установленный срок требование от 03.07.2017 г. N 20-12/41804 АО "ВостСибтранскомбанк" не исполнено.
Банком 11.07.2017 г. в адрес налогового органа направлено письмо от 10.07.2017 г. N 04-03/732 за подписью председателя Правления АО "ВостСибтранскомбанк" Щелчкова С.М., в котором заявитель сообщил, что запрашиваемые налоговым органом документы о трудовых отношениях между Пальшиным А.А. и АО "ВостСибтранскомбанк" не могут быть предоставлены, поскольку никакого отношения к сделкам между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд", в частности по договору от 01.08.2013 г. N Н-ГР-0108/2013, не имеют и никаким образом не могут подтвердить или опровергнуть наличие сделок между указанными юридическими лицами.
В связи с непредставлением банком в установленный срок документов, инспекцией в соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса РФ составлен акт от 25.07.2017 г. N 20-13/39143 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, на основании которого, с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений от 28.07.2017 г. N07-03/796, принято решение от 11.09.2017 г. N20-13/39484 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ.
Указанным решением АО "ВостСибтранскомбанк" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, Банк обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (Управление).
Решением Управления от 13.11.2017 г. N 26-13/025616@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение инспекции от 11.09.2017 г. N 20-13/39484 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, является незаконным и необоснованным оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приказом Федеральной налоговой службы России N ММ-3-06/338@ от 31.05.2007 г. "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма требования о представлении документов. Согласно данному приказу в требовании о представлении документов указывается истребуемая информация, при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, а также наименование организации, ИНН, КПП.
В силу пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).
Из толкования вышеприведенных норм Налогового кодекса РФ следует, что законом определены как полномочия налогового органа по истребованию у иных лиц документов (информации), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика либо информации о конкретной сделке, так и действия лица, у которого налоговым органом истребованы документы (информация), по исполнению требования в течение пяти дней со дня получения или же сообщения в тот же срок о том, что лицо не располагает истребуемыми документами (информацией). При этом требование налогового органа должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав требование, неисполнение которого послужило основанием для привлечения Банка к ответственности, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами инспекции о том, что спорное требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную приказом Федеральной налоговой службы России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Налоговым органом истребовалась конкретная информация (документы) в отношении Пальшина А.А., который согласно справкам по форме 2-НДФЛ за 2014-2016 годы получал доход в АО "ВостСибтранскомбанк", при этом являлся учредителем и руководителем контрагента проверяемого налогоплательщика - ООО "Нанива", а именно: пояснительная записка за период с 01.01.2014 по 31.12.2014; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за период с 01.01.2014 по 31.12.2014; табель учета рабочего времени за период с 01.01.2014 по 31.12.2014; договор (контракт, соглашение) за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Указанные сведения в отношении Пальшина А.А. истребовались в связи с необходимостью подтверждения (опровержения) сделки между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд" по договору от 01.08.2013 г. N Н-ГР-0108/2013.
Как правильно указывает суд первой инстанции, поскольку в спорной сделке с ООО "Нанива" Пальшин А.А. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "Гринфилд", то из содержания требования от 03.07.2017 г. N 20-12/41804 о предоставлении документов (информации) с очевидностью следует, что истребованная в нем информация о руководителе ООО "Гринфилд" имеет непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом из норм налогового законодательства не усматривается ограничение прав налогового органа истребовать у организации, не являющейся контрагентом проверяемого налогоплательщика, сведений о ее деятельности с данным контрагентом либо его должностными лицами, если они имеют отношение к предмету налоговой проверки, с целью последующего сопоставления истребованных сведений с информацией, отраженной в документах самого проверяемого налогоплательщика. Банк в рассматриваемом случае не вправе оценивать обоснованность запроса налогового органа и относимость истребуемых сведений к взаимоотношениям ООО "Гринфилд с ООО "Нанива".
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что установленной формой требования об истребовании документов (информации) не предусмотрено необходимости приведения обоснования истребования соответствующих документов (информации).
Доводы апелляционной жалобы о том, что запрашиваемые налоговым органом документы о трудовых отношениях между АО "ВостСибтранскомбанк" и Пальшиным А.А. никакого отношения к сделкам между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд" и, в частности к договору N Н-ГР-0108/2013 от 01.08.13 г., не имеют; сведения о трудовых отношениях между Пальшиным А.А. и АО "ВостСибтранскомбанк" никаким образом не могут подтвердить или опровергнуть наличие сделок между ООО "Нанива" и ООО "Гринфилд", и иные аналогичные доводы, отклоняются апелляционным судом, поскольку обстоятельства, которые требуется установить в ходе проверочных мероприятий, определяются налоговым органом, а не лицом, у которого запрашиваются документы. Апелляционный суд, оценивая разумность и обоснованность истребуемой информации, исходит из того, что при проверке деятельности контрагента проверяемого лица может возникнуть обоснованная необходимости в проверке деятельности руководителя контрагента (например, не является ли он "массовым" учредителем и руководителем, имеет ли он необходимые знания и навыки для исполнения хозяйственных операций, мог ли он с учетом выполнения иной работы находиться по заявленному месту подписания первичных документов и т.п.).
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требование от 03.07.2017 г. N 20-12/41804 соответствует как по форме, так и по содержанию предъявляемым к нему требованиям, вынесено налоговым органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Неправомерное несообщение истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, АО "ВостСибтранскомбанк" в нарушение пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ не представлены истребованные документы (информация) в установленный срок. Также налоговому органу не сообщено, что Банк не располагает истребуемыми документами (информацией) либо не имеет возможности представить их в указанный срок.
Поскольку требование от 03.07.2017 г. N 20-12/41804 о предоставлении документов (информации) содержит достаточную информацию, позволяющую идентифицировать истребуемые документы (сведения), соответствует положениям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 08.05.2015 г. N ММВ-7-2/189@, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что банк обязан был представить в налоговый орган необходимые сведения в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление персональных данных Пальшина А.А. нарушит ст.88 ТК РФ, отклоняются, поскольку абз.2 ст.88 ТК РФ прямо предусматривает, что персональные данные предоставляются в случая предусмотренных законами, коим и является НК РФ, который предусматривает возможность истребования любой информации, но и предусматривает специальные правила работы с такими данными (например, п.3.1 ст.100 НК РФ), препятствующими разглашению охраняемой законом тайны.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку АО "ВостСибтранскомбанк" не исполнило требование налогового органа от 03.07.2017 г. N 20-12/41804 о представлении документов (информации), не представило информацию касающуюся деятельности руководителя контрагента проверяемого налогоплательщика, то указанные действия Банка содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса РФ.
При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ).
Обстоятельств, смягчающих ответственность АО "ВостСибтранскомбанк" судом первой инстанции не установлено, Банком о наличии таких обстоятельств не заявлялось. Апелляционный суд по материалам дела таковых тоже не усматривает.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что налоговый орган правильно квалифицировал действия АО "ВостСибтранскомбанк" по несообщению лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить, как налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ, и исчислил размер налоговых санкций в размере 5000 руб., соответственно, заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2018 года по делу N А19-26099/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.