город Омск |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А46-20028/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бака М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2354/2018) акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.01.2018 по делу N А46-20028/2017 (судья Горобец Н.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475,ОГРН 1022301598549) к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по Колосовскому району Омской области (ИНН 5516002804, ОГРН 1055567025480) о признании недействительным предписания N 3,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Тандер" - Эрфорт Евгений Николаевич (паспорт, по доверенности N 2-4/574 от 28.04.2017 сроком действия 1 год);
от Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Колосовскому району Омской области - Васеева Светлана Анатольевна (паспорт, по доверенности N ИСХ-18/МУ МТСР N 53 от 19.02.208 сроком действия 3 года);
установил:
акционерное общество "Тандер" (далее по тексту - заявитель, АО "Тандер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по Колосовскому району Омской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания N 3, выданного 20.07.2017 Руководителем Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Колосовскому району Омской области (с учетом уточнений от 26.12.201).
Решением от 25.01.2018 по делу N А46-20028/2017 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении заявления АО "Тандер" отказал.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных АО "Тандер" требований отсутствуют, поскольку предписание N 3, выданное 20.07.2017 Руководителем Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Колосовскому району Омской области соответствуют требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тандер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона, далее по тексту - Закон N 181-ФЗ, Закон о социальной защите инвалидов) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Отмечает, что помимо условия обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, законодательство возлагает данную обязанность исключительно на собственников объектов недвижимости, коим АО "Тандер" не является, поскольку пользуется объектом недвижимости на основании договора аренды N ОмФ/487/13 от 22.07.2013; обращает внимание на то, что СП 31-102-99 не содержит пункта 4.7, согласно которому общество обязано установить кнопку вызова; требование по оборудованию места получения услуги инвалидам не конкретизировано (пункт 8.1. СП 59.13330.2016).
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами заявителя.
От заявителя поступили возражения на отзыв, в который Общество поддерживает свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе, выражает несогласие с доводами отзыва на нее.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и возражений на отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 06.09.2016 проведена плановая документарная выездная проверка на основании распоряжения от 03.07.2017 N 198-р и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области в отношении АО "Тандер", в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о социальной защите инвалидов), а именно: отсутствует кнопка вызова; пандус (ширина марша) не соответствует СП 59.13330.2016; ширина ступеней наружной лестницы не соответствует СП 59.13330.2016; отсутствуют дополнительные поручни наружной лестницы в соответствии с СП 59.13330.2016; отсутствует оборудованное место получения услуги инвалидам в соответствии с СП 59.13330.2016.
По результатам проверки составлен акт от 20.07.2017 N 4 и вынесено предписание N 3 об устранении нарушений законодательства, которым обществу предписано в срок до 01.08.2018 установить кнопку доступа (согласно пункту 4.7 СП 31-102-99); оборудовать пандус в соответствии с пунктом 5.1.15 СП 59.13330.2016; оборудовать ступени наружной лестницы (согласно пункту 5.1.12 СП 59.1330.2016); оборудовать дополнительные поручни наружной лестницы (согласно пункту 6.1.2 СП 59.13330.2016); оборудовать место получения услуги инвалидами (согласно пункту 8.1 СП 59.13330.2016).
АО "Тандер", считая предписание не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
25.01.2018 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В рассматриваемом случае арбитражный суд не установил наличие совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Установив в Законе о социальной защите инвалидов полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, в соответствии со статьей 15 Закона о социальной защите инвалидов Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации рассматриваемой нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 6, 8, 12, 15 и 30) (далее по тексту - Технический регламент).
В частности, согласно части 1 статьи 12 Технического регламента жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Следуя материалам настоящего дела, в выданном предписании N 3 от 20.07.2017 надзорным органом предписано: установить кнопку доступа (согласно пункту 4.7 СП 31-102-99); оборудовать пандус в соответствии с пунктом 5.1.15 СП 59.13330.2016; оборудовать ступени наружной лестницы (согласно пункту 5.1.12 СП 59.1330.2016); оборудовать дополнительные поручни наружной лестницы (согласно пункту 6.1.2 СП 59.13330.2016); оборудовать место получения услуги инвалидами (согласно пункту 8.1 СП 59.13330.2016).
АО "Тандер" как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе настаивает на том, что положения части первой статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Указанная позиция уже являлась предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции, ее необоснованность отражена в обжалуемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия соглашается с непринятием указанного утверждения заявителя как несостоятельного и ненашедшего правового подтверждения, исходя из следующего.
Действительно, согласно пункту 3 статьи 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов (в редакции настоящего Закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как отмечено выше, в части 1 статьи 12 Технического регламента (вступившего в законную силу с 01.09.2013) закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Технического регламента, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Технического регламента устанавливают необходимость применения строительных норм и правил, принятых до его вступления в силу, в контексте понятия "Свод правил", которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
В то же время в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Технического регламента в перечень национальных стандартов и сводов правил могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Согласно части 1 статьи 6 Технического регламента Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, пункт 76).
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что они содержат императивные предписания. При этом, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
На основе анализа взаимосвязанных положений приведенных выше норм суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что содержание пунктов 5.1.12, 5.1.15, 6.1.2 Свода правил "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр (далее - "СП 59.13330.2016") фактически соотносятся с пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.32 СНиП 35-01-2001.
В соответствии с пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.32 СНиП 35-01-2001 для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высот у подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1 - 2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Документальных доказательств технической невозможности приспособления магазина для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения заявителем ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства не представлено.
Что касается довода заявителя о том, что данные требования могут быть предъявлены только собственнику, то он подлежит отклонению, поскольку именно заявитель использует арендуемое помещение под магазин, соответственно, оно и должно создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в него. При выборе помещения для расположения магазина и заключения договора аренды и субаренды организация должна учесть все предъявляемые законодательством РФ требования.
Вопреки доводам жалобы, ссылка заинтересованного лица в оспариваемом предписании на пункт 4.7 СП 31-102-99 не является неверной, поскольку согласно пункту 6.3. СП 31-102-99 требования к участкам и их элементам, доступным для маломобильных посетителей, приведены в таблице 6.1 "Требования к участкам и их элементам", в которой указан пункт 4.7 "Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала".
То обстоятельство, что требование предписания об оборудовании места получения услуги инвалидам (пункт 8.1. СП 59.13330.2016) не конкретизировано, не свидетельствует ни о его неисполнимости, ни о его незаконности.
Раздел 8 СП 59.13330.2016 устанавливает специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях. Общие положения этого раздела закреплены в пункте 8.1 этого раздела.
В данном случае проверкой установлено отсутствие местам обслуживания маломобильных групп населения, в связи с чем предписанием Обществу указано на необходимость его оборудования в соответствии с положениями пункта 8.1 местам обслуживания маломобильных групп населения.
Иные доводы апелляционной жалобы с учетом изложенных обстоятельств подлежат отклонению и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предписание N 3, выданное 20.07.2017 Руководителем Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Колосовскому району Омской области является законным и обоснованным.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Учреждением требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба АО "Тандер" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а фактически обществом уплачена государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.02.2018 N 3569 в сумме 3000 руб., то излишне уплаченные 1500 руб. подлежат возврату заявителю из федерального бюджета
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 25.01.2018 по делу N А46-20028/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.02.2018 N 3569 на сумму 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20028/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 августа 2018 г. N Ф04-3081/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КОЛОСОВСКОМУ РАЙОНУ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ