г. Пермь |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А60-44960/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии:
представителя истца Кульчеевой М.А. по доверенности от 09.01.2018,
представителя ответчика Хлебникова С.В. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменск-Уральский",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 января 2018 года,
принятое судьей Горбашовой И.В.
по делу N А60-44960/2017
по иску Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ОГРН 1146600000645, ИНН 6671994672)
к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменск-Уральский" (ОГРН 1026602179207, ИНН 6652007271)
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт,
установил:
Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - истец, Региональный фонд капитального ремонта) обратился в арбитражный суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменск-Уральский" (далее - ответчик, МО МВД России "Каменск-Уральский") о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 по 31.07.2017 в размере 335 890,32 руб., пеней на основании части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за период с 12.01.2016 по 16.08.2017 в размере 33 506,71 руб. (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного уда Свердловской области от 19.01.2018 (резолютивная часть решения объявлена 12.01.2018) исковые требования удовлетворены.
Ответчик, находя решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, обратился с апелляционной жалобой.
МО МВД России "Каменск-Уральский" полагает, что занимаемое им здание по адресу г.Каменск-Уральский, ул. Карла Маркса, д. 83 и жилой дом, расположенный по этому же адресу, являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не имеется.
МО МВД России "Каменск-Уральский" указывает на то, что его смета расходов не предусматривает расходов на выплату взносов на капитальный ремонт, кроме того, договорные отношения у ответчика с истцом отсутствуют, в связи с чем взыскание с ответчика взносов на капитальный ремонт и неустойки противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Также ответчик ссылается на неправильность расчета взысканной с него государственной пошлины,
Кроме того, ответчик, обращая внимание на то, что судом первой инстанции неправомерно, в нарушение положений статьи 82 АПК РФ, отказано в назначении строительно-технической экспертизы по настоящему делу, ссылается на специфику финансирования бюджетных учреждений и указывает, что в связи с этим он не мог перечислить на депозитный счет суда денежные средства в обеспечение оплаты экспертизы.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2018 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В суде апелляционной инстанции ответчиком заявлено ходатайство о проведении строительно-технической экспертиз, на разрешение эксперта поставить вопрос: являются ли нежилое здание Отдела полиции N 24 МО МВД России "Каменск-Уральский", расположенное по адресу Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Карла Маркса, д. 83 и жилое здание многоквартирного дома, расположенное по тому же адресу, единым строением либо это отдельные здания с одним адресом.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Данная норма не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения о его удовлетворении либо отклонении. При этом удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Правовое значение заключения эксперта определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 71 АПК РФ подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Протокольным определением суда первой инстанции от 12.01.2018 в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении экспертизы отказано, поскольку имеющиеся в деле доказательства в достаточной степени подтверждают обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного и всестороннего разрешения спора. Тем самым, установив, что оснований для проведения экспертизы по делу не имеется, суд первой инстанции, правомерно отказал в удовлетворении данного ходатайства.
Оснований для проведения экспертизы судом апелляционной инстанции также не установлено. В удовлетворении ходатайства ответчика следует отказать.
Истец представил отзыв, в судебном заседании представитель Регионального фонда капитального ремонта возражения отзыва поддержал, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, обжалуемое решение без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Региональный фонд капительного ремонта осуществляет свою деятельность на территории Свердловской области в качестве регионального оператора на основании Указа Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 N 444-УГ, Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-ПП "О Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области" в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
МО МВД России "Каменск-Уральский" на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение площадью 1217,7 кв. м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская обл., г. Каменск - Уральский, ул. Карла Маркса, д. 83.
В связи с тем, что ответчиком уплата взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на счет регионального оператора в период с 01.11.2014 по 31.07.2017 не произведена, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что на ответчике как лице, которому на праве оперативного управления принадлежит спорное нежилое помещение, возложена обязанность платить взносы на капитальный ремонт, исковые требования удовлетворил. При этом суд пришел к выводу о том, что принадлежащее МО МВД России "Каменск-Уральский" помещение входит в состав многоквартирного жилого дома, собственники помещений которого должны перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора (решение об ином собственниками не принято).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения исходя из нижеследующего.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статей 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
Право оперативного управления является вещным правом и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества.
Следовательно, являясь владельцем части здания на праве оперативного управления (л.д.59), ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП (далее - Региональная программа), официально опубликована 29.04.2014. В связи с этим все собственники помещений в многоквартирных домах Свердловской области, которые включены в Региональную программу, с 01.11.2014 обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Карла Маркса, 83 включен Перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2017 на территории МО город Каменск-Уральский (пункт N 11 Перечня многоквартирных домов).
На основании Указа Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 N 444-УГ, Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-1111 "О Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области" Региональный фонд капитального ремонта осуществляет свою деятельность на территории Свердловской области в качестве регионального оператора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области, составляет: с 01.11.2014 по 31.12.2014 - 6,10 руб. (постановление Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1625-ПП), с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 8,20 руб., с 01.01.2016 по 31.12.2016 - 8,52 руб., с 01.01.2017 по 31.12.2017 - 9 руб. (постановление Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 833-ПП).
В период с 01.11.2014 по 30.07.2017 исходя из площади принадлежащего ответчику помещения 1217,7 кв.м. ежемесячный взнос на капитальный ремонт по данному помещению составлял: c 01.11.2014 по 31.12.2014 - 7 427,97 руб., с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 9 985,14 руб., с 01.01.2016 руб., 31.12.2016 -10 374,80 руб., с 01.01.2017 - 10 959,30 руб.
Ответчиком обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт не исполнена, указанное обстоятельство МО МВД РФ "Каменск-Уральский" не оспаривало.
По расчету истца задолженность ответчика за период с 01.11.2014 по 30.07.2017 составила 335 890,32 руб. Расчет задолженности проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан правильным.
Ответчиком возражений в части порядка определения размера взносов на капитальный ремонт, примененных ставок и площади нежилого помещения, не заявлено. Контррасчета не представлено.
Таким образом, требования Регионального фонда капитального ремонта о взыскании с МО МВД России "Каменск-Уральский" долга по внесению взносов на капитальный ремонт правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Доводы ответчика о том, что принадлежащее МО МВД России "Каменск-Уральский" здание и жилой дом являются самостоятельными, независимыми друг от друга объектами, противоречат материалам дела.
Так, в материалы дела представлен технический паспорт на жилой дом N 83 по ул. Карла Маркса, из которого видно, что данный дом который включает в себя как помещения ответчика, так и жилую часть многоквартирного дома.
При этом каких-либо доводов и доказательств, позволяющих суду усомниться в том, что здание ответчика и жилой дом являются единым объектом (расположение здания обособленно от жилого дома, наличие у здания собственных инженерно-технических коммуникаций, технически не связанных с общим имуществом дома, отсутствие общих стен и фундамента и т.д.) в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
В ходе заседания суда апелляционной инстанции представитель ответчика также не смог привести ни одного признака самостоятельности (отдельности) занимаемого МО МВД России "Каменск-Уральский" здания от многоквартирного дома, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что доводы ответчика в данной части ничем не подтверждены.
Отсутствие в смете расходов МО МВД РФ "Каменск-Уральский" лимитов на выплату взносов на капительный ремонт не освобождает учреждение об обязанности платить взносы на капитальный ремонт.
Частью 3 статьи 171 ЖК РФ установлено, что собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
Исходя из части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Поскольку ответчиком взносы на капитальный ремонт своевременно не уплачивались, истец начислил неустойку за период с 12.01.2016 по 16.08.2017 в размере 33 506,71 руб.
Представленный истцом расчет неустойки судами первой и апелляционной инстанций проверен, признан правильным, ответчиком не оспорен.
Взыскание с МО МВД России "Каменск-Уральский" в пользу Регионального фонда капитального ремонта неустойки в сумме 33 506,71 руб. обоснованно.
При обращении с настоящим иском в суд Региональным фондом капитального ремонта оплачена госпошлина в сумме 10 607 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.07.2017 N 12917.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.
До рассмотрения спора по существу Региональным фондом капитального ремонта размер иска уменьшен до 369 397,03 руб. Такое уменьшение судом принято.
Исходя из суммы удовлетворенных требований (369 397,03 руб.) государственная пошлина подлежала уплате в сумме 10 388 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Таким образом, судебные расходы истца по оплате госпошлины в сумме 10 388 руб. возложены на ответчика (статья 110 АПК РФ), разница между государственной пошлиной, фактически уплаченной и госпошлиной, взысканной с ответчика, в сумме 219 руб. (10 607 - 10 388), возвращена истцу из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).
Решение суда в данной части также является обоснованным, фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству не противоречит.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика МО МВД России "Каменск-Уральский" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2018 года по делу N А60-44960/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.