г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А56-88122/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Розбицкий П.А., доверенность от 01.08.2017;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3840/2018) общества с ограниченной ответственностью "Партнер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2018 по делу N А56-88122/2017 (судья ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер"
к администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "Партнер" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации МО "Кировск" от 18.10.2017 N 20-1016/17-1-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство автостоянки на земельном участке с кадастровым номером 47:16:0110002:207.
Решением суда от 24.01.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Партнер" просит отменить решение от 24.01.2018, поскольку, по его мнению, вывод суда первой инстанции о том, что автомобильная стоянка не является объектом капитального строительства, противоречит фактам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2017 по делу N А56-43416/2017. В жалобе также отмечено нарушение органом местного самоуправления формы решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, утвержденной постановлением администрации МО "Кировск" от 14.10.2015 N 707.
Согласно отзыву администрация МО "Кировск" считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "Партнер" поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы. Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации МО "Кировск", надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителя ООО "Партнер", апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а заявление - удовлетворению.
Как видно из материалов дела, оспариваемое решение аргументировано тем, что автостоянка, разрешение на строительство которой испрашивается заявителем, не является объектом капитального строительство, не относится к недвижимому имуществу, в связи с чем разрешение на его строительство не требуется.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции полностью согласился с приведенными администрацией МО "Кировск" мотивами, положенными в основу оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). По общему правилу, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4). В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (часть 7).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (часть 13). Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14). Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (пункт 2 части 17).
Как следует из материалов дела, ООО "Партнер" представило в орган местного самоуправления все документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство объекта. Претензии к полноте и содержанию представленной документации у администрации МО "Кировск" отсутствовали.
По мнению апелляционного суда, поддержанный судом первой инстанции довод администрации МО "Кировск" о том, что планируемая к возведению автостоянка не является объектом капитального строительства, противоречит выводам, содержащимся в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2017 по делу N А56-43416/2017, вступившем в законную силу, обладающем в отношении лиц, участвующих в деле, обязательной юридической силой и преюдициальным значением (статья 16, часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках данного дела судом проверена и опровергнута законность предыдущего решения администрации МО "Кировск" об отказе в выдаче разрешения на строительство, принятого в связи с чем, что проектная документация не прошла государственную экспертизу. Как указано в решении суда от 10.10.2017 по делу N А56-43416/2017, проектируемая автостоянка представляет собой отдельно стоящий объект капитального строительства с общей площадью капитального строительства 258,7 кв. м.
Изложенный в обжалуемом решении суда вывод также не соответствует содержанию проектной документации, согласно которой к возведению планируется одноэтажное здание со следующими характеристиками: крыша односкатная малого уклона, фундамент ленточный монолитный, ограждающие стены и кровля - сэндвич-панели, несущий каркас из стальных колонн квадратного профиля и стальных балок. То обстоятельство, что, помимо собственно здания, спроектирована открытая автостоянка, относящаяся к улучшению земельного участка, не может послужить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В проектной документации предусмотрены также и иные элементы благоустройства территории.
Кроме того, правовая позиция суда первой инстанции опровергается и поведением администрации МО "Кировск", которая пятый раз отказывает ООО "Партнер" в выдаче разрешения на строительство. При этом ранее орган местного самоуправления ни разу не указал заявителю на то, что разрешение на строительство не требуется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что проектируемая автостоянка не является объектом капитального строительства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отнесение возведенного строения к объектам недвижимого имущества - вопрос факта, разрешаемый в каждом отдельном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела. Судебной практике известны дела, в которых за объектами, имеющими характеристики, сходные с характеристиками открытой автостоянки, признавался статус объекта недвижимого имущества (в частности, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08). В любом случае постановка данного вопроса на данном этапе преждевременна.
Апелляционный суд также отмечает обоснованность довода ООО "Партнер" относительно несоответствия формы оспариваемого решения Приложению 2 к Административному регламенту предоставления администрацией МО "Кировск" муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, утвержденному постановлением администрации МО "Кировск" от 14.10.2015 N 707.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение администрации МО "Кировск" не соответствует закону и нарушает право ООО "Партнер" на получение разрешения на строительство. Обжалуемый судебный акт следует отменить с принятием нового решения об удовлетворении заявления. Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная сумма государственной пошлины возвращается заявителю из бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2018 по делу N А56-88122/2017 отменить.
Признать незаконным решение администрации МО "Кировск" от 18.10.2017 N 20-1016/17-1-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обязать администрацию МО "Кировск" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ООО "Партнер" разрешение на строительство автостоянки на земельном участке с кадастровым номером 47:16:0110002:207.
Взыскать с администрации МО "Кировск" в пользу ООО "Парнер" 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить ООО "Парнер" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.