город Омск |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А46-21353/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1089/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 25.12.2017 по делу N А46-21353/2017 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Фирма "Резерв" (ИНН 5507053224, ОГРН 1025501377934) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным отказа,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Степанов Е.С. (личность подтверждена удостоверением, по доверенности N Исх-ДИО/4845 от 28.03.2018 сроком действия один год);
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" - Щекотов Д.Д. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б/н от 30.01.2018 сроком действия три года); Чуянов А.В. (личность удостоверена паспортом, по решению N 10 от 21.12.2017);
от Прокуратуры Омской области - Корнеева Л.Ж. (личность удостоверена паспортом),
установил:
Акционерное общество "Фирма "Резерв" (далее - заявитель, Общество, АО "Фирма "Резерв") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 431 кв.м. (условный номер 55:36:05 02 07:3036:ЗУ1) из земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 55:36:05 02 07:3036, площадью 1 058 кв.м. Также заявитель просил обязать Департамент в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность АО "Фирма "Резерв" земельного участка площадью 431 кв. м. (условный номер 55:36:05 02 07:3036:ЗУ1) из земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 55:36:05 02 07:3036, площадью 1 058 кв.м, согласно схеме расположения участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению Общества от 24.08.2017.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.12.2017 по делу N А46-21353/2017 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выраженный в письме от 21.09.2017 исх. N ДИО-15866, в предварительном согласовании АО "Фирма "РЕЗЕРВ" по предоставлению в собственность земельного участка площадью 431 кв. м. (условный номер 55:36:050207:3036:ЗУ1) из земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 55:36:050207:3036, площадью 1 058 кв.м.
На Департамент имущественных отношений Администрации города Омска возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность АО "Фирма "Резерв" земельного участка площадью 431 кв. м. (условный номер 55:36:050207:3036:ЗУ1) из земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 55:36:050207:3036, площадью 1 058 кв.м, согласно схеме расположения участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению АО "Фирма "Резерв" от 24.08.2017.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель выражает несогласие с выводом суда о том, что автозаправочная станция представляет собой производственно-технологический комплекс, включая её территорию, инженерные сети, в том числе электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, резервуары для моторного топлива, которые относятся к инженерно-технической системе обеспечения, навесы, операторную, разворотную площадку и иное имущество.
Департамент ссылается на то, что из содержащегося в пункте 3.44 ГОСТ 32846-2014 определения станции автозаправочной не следует, что в состав имущественного комплекса, предназначенного для приема, хранения и выдачи топлива транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), а также зарядки электротранспорта, входят заправочные островки, топливораздаточные колонки и опоры навеса.
Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 55:36:050207:3035 земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036, площадью 1 058 кв.м, часть которого испрашивается для предоставления в собственность заявителем, имеет вид разрешенного использования - "земли общего пользования", и предоставление части земельного участка, относящегося к землям общего пользования, в собственность Обществу противоречит требованиям земельного законодательства.
Оспаривая доводы подателя жалобы, АО "Фирма "Резерв" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" (далее - ООО "Фирма "Резерв") заявило о процессуальном правопреемстве в связи с тем, что АО "Фирма "Резерв" реорганизовано в форме преобразования в ООО "Фирма "Резерв", о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В подтверждение факта реорганизации АО "Фирма "Резерв" представлены: копия устава ООО "Фирма "Резерв", утвержденного решением от 21.12.2017 N 10; копия листа записи ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица путем реорганизации в форме преобразования от 29.01.2018; копия листа записи ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования от 29.01.2018; копия решения единственного акционера АО "Фирма "Резерв" от 21.12.2017 N 10; копия выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.03.2018; копия приказа о приеме на работу от 29.01.2018 N 001.
На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку факт реорганизации АО "Фирма "РЕЗЕРВ" в форме преобразования установлен, ходатайство о процессуальном правопреемстве судом апелляционной инстанции удовлетворено, произведена процессуальная замена заявителя АО "Фирма "Резерв" на ООО "Фирма "Резерв".
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от Прокуратуры Омской области (далее - Прокуратура) поступило ходатайство о вступлении в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, согласно которой по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Представитель Прокуратуры Омской области поддержал заявленное ходатайство.
Представители Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, ООО "Фирма "Резерв" оставили разрешение данного ходатайства на усмотрение суда.
Протокольным определением от 05.04.2018 суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Фирма "Резерв" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель Прокуратуры Омской области, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
АО "Фирма "Резерв" 24.08.2017 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка: площадью 431 кв.м (условный номер 55:36:05 02 07:3036:ЗУ1), на котором находятся сооружения автозаправочной станции (АЗС), принадлежащей Обществу, из земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 55:36:05 02 07:3036, площадью 1 058 кв.м в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В обоснование заявления Общество указало, что ему на праве собственности принадлежит АЗС, расположенная по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля д. 38, корп. 3.
Часть сооружений данного производственно-технологического комплекса (сложная неделимая вещь), находятся на испрашиваемом земельном участке, а именно:
- заправочные островки;
- топливно-раздаточные колонки;
- опоры навеса.
Письмом от 21.09.2017 N Исх-ДИО/15866 Департамент сообщил о непредставлении документов, удостоверяющих право собственности АО "Фирма "Резерв" на сооружения (заправочные островки, топливно-раздаточные колонки, опоры навеса), расположенные на испрашиваемом земельном участке. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, зарегистрированные права на сооружения (заправочные островки, топливно-раздаточные колонки, опоры навеса), расположенные по адресу: ул. 22 Апреля, д. 37, корп.1, отсутствуют.
Отсутствие сведений об объектах послужило причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Считая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием за защитой нарушенного права.
25.12.2017 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене на основании следующего.
По смыслу главы 24 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 и в пункте 3 Постановления Пленума от 18.12.2007 N 65.
В обоснование обжалуемого решения суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По правилам пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 ЗК РФ, в соответствии с которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений.
Автозаправочная станция представляет собой предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям (пункт 58 ГОСТ Р 51303-2013. "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст).
В соответствии с ГОСТ 32846-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", введённым в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.03.2015 N 185-ст, станция автозаправочная - имущественный комплекс, предназначенный для приёма, хранения и выдачи топлива транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), а также зарядки электротранспорта.
Также приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), по смыслу которых в состав АЗС входят, помимо прочего, территория АЗС, топливораздаточные колонки и оборудование АЗС.
Таким образом, автозаправочная станция представляет собой производственно-технологический комплекс, включая её территорию, инженерные сети, в том числе электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, резервуары для моторного топлива, которые относятся к инженерно-технической системе обеспечения, навесы, операторную, разворотную площадку и иное имущество.
Как следует из заключения кадастрового инженера Бобкова И.Н. от 18.12.2017, на формируемом земельном участке расположены сооружения АЗС: заправочные островки - 2 шт., топливораздаточные колонки - 2 шт., опоры навеса - 2 шт.
Стать1й 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
По положениям статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, подпункт 6 которого определяет, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.
В обеспечение реализации указанного выше принципа земельного законодательства пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические липа, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу решения Омского городского совета от 26.10.2011 N 452 Департамент распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которую не разграничена, а также находящимися в муниципальной собственности города Омска.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке (статья 39.14 ЗК РФ):
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьёй 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
На основании изложенного выше суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и удовлетворил заявленные требования.
Однако судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).
На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичная норма содержится в абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которой отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В силу статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаю федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков" земельные участки (территории) общего пользования предназначены для размещения объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Из материалов дела и сведений публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 поставлен на кадастровый учет 06.03.2006 и входит в границы (красные линии) территории общего пользования (уличная сеть).
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает представленные в материалы дела доказательства достаточными и достоверными, свидетельствующими о расположения спорного участка в границах территории общего пользования, которая не может предоставляться в собственность гражданам и юридическим лицам.
При этом судом апелляционной инстанции не принимаются доводы заявителя о том, что АЗС - это производственно-технологический комплекс, состоящий из разнородных вещей, объединение которых направлено на их использование по общему назначению - для отпуска ГСМ третьим лицам, и полностью подпадает под понятие сложной и неделимой вещи; данная автозаправочная станция как ПТК является законной постройкой, введенной в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, права на которую зарегистрированы.
В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При этом понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном под строительство объекта недвижимости.
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, законодательно закреплено, что государственная регистрация производится только в отношении недвижимых объектов и заключается, в частности, во внесении их в реестр недвижимого имущества.
В силу статьи 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что за Обществом зарегистрировано право собственности на совокупность объектов, расположенных на спорном земельном участке, в целом как на одну недвижимую вещь.
Кроме того, из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050207:3035 площадью 931 кв.м и 55:36:050207:3036 площадью 1058 кв.м. предоставлены ЗАО "Фирма "Резерв" в аренду сроком на 1 год на основании распоряжения Мэра г. Омска от 04.05.2006 N 178-р.
При этом земельный участок 55:36:050207:3035 предоставлен под строительство автозаправочной станции, а земельный участок 55:36:050207:3036 - для организации строительной площадки.
На основании распоряжения Департамента строительства Администрации г. Омска от 21.08.2007 N 145-рв ЗАО "Фирма "Резерв" выдано разрешение N 55-230 на ввод в эксплуатацию законченной строительством автозаправочной станции по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля, д. 38/3.
В соответствии с распоряжением от 21.08.2007 N 145-рв, разрешением N 55-230 автозаправочная станция на момент её вода включала в себя основное строение общей площадью 54,4 кв.м, инженерные сооружения (сети канализации протяженностью 98 м, сети электроснабжения протяженностью 550 м, сети водопровода протяженностью 10 м, навес площадью 218,5 кв.м, сборник сточных вод объемом 25 куб.м, сборник аварийных проливов объемом 25 куб.м, емкость для приема топлива объемом 25 куб.м, емкость для хранения топлива объемом 25 куб.м, емкость для выдачи топлива объемом 25 куб.м, молниеприемник, благоустройство - замощение территории площадью 1092,5 кв.м).
Указанный автозаправочный комплекс размещен на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:050207:3035 и 55:36:050207:3036.
Так, на участке 55:36:050207:3035 расположены объекты капитального строительства - здание операторной площадью 54,4 кв.м, сети канализации протяженностью 98 м.
На участке 55:36:050207:3036 размещены рекламная конструкция (стела), часть навеса АЗС, часть технологического трубопровода с раздаточными колонками жидкого топлива, часть линейного сооружения - ливневой канализации и водоотведения, элементы благоустройства - ограждение, устройство наружного освещения, асфальтовое покрытие.
В настоящее время земельный участок 55:36:050207:3035 используется Обществом на основании договора аренды N Д-С-14-11068 от 01.07.2015.
Как было указано выше, земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:3036 входит в границы (красные линии) территории общего пользования (уличная сеть) и поставлен на кадастровый учет 06.03.2006, то есть до его передачи в аренду на основании распоряжения Мэра г. Омска от 04.05.2006 N 178-р для организации строительной площадки.
Следовательно, отдельные объекты автозаправочной станции размещены на земельном участке 55:36:050207:3036 незаконно, с нарушением процедуры предоставления земель.
Таким образом, они обладают признаками самовольной постройки, поскольку спорный земельный участок для возведения объектов капитального строительства в установленном законом порядке не отводился, в рамках настоящего дела Общество не подтвердило факт возникновения у него права на приватизацию испрашиваемого земельного участка (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 301-ЭС17-14116 по делу N А38-4311/2015).
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что спорный земельный участок входит в состав земель общего пользования, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что у Департамента отсутствуют правовые основания для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с невозможностью его приватизации и, как следствие, оспариваемый Обществом отказ в предоставлении в собственность спорного земельного участка не нарушает права и законные интересы заявителя, а потому в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда первой инстанции - отмене как принятое при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и нарушении норм материального права, выразившемся в неприменении закона, подлежащего применению.
Требования ООО "Фирма "Резерв" подлежат оставлению без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.12.2017 по делу N А46-21353/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21353/2017
Истец: АО "ФИРМА "РЕЗЕРВ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Прокуратура Омской области