г. Владимир |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А43-40677/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2018 по делу N А43-40677/2017, принятое судьей Леоновым А.В. в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Доступные окна" (ИНН 5263117978, ОГРН 1155263006535) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 28.09.2017 N 17100354,
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Косенковой Марины Александровны.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее -Роспотребнадзор, Управление, административный орган, заявитель) в ходе рассмотрения обращения Косенковой Марины Александровны (далее - Косенкова М.А., потребитель) установлено, что при изготовлении и установке окон по договору от 28.04.2017 обществом с ограниченной ответственностью "Доступные окна" (далее - ООО "Доступные окна", Общества) не была доведена до потребителя информация об уменьшении площади остекления и ухудшении пропускной способности окон, невозможности сохранения освещения на прежнем уровне.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 14.09.2017 N 17100354.
По результатам рассмотрения материалов дела уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора вынесено постановление от 28.09.2017 N 17100354, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2018 постановление Управления от 28.09.2017 N 17100354 наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей заменено на предупреждение.
Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение норм материального права, в связи с чем просило решение суда первой инстанции отменить.
По мнению заявителя, совершенным Обществом административным правонарушением причинен имущественный ущерб Косенковой М.А. Следовательно, изменение судом наказания на предупреждение противоречит требованиям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ и является необоснованным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами Управления. Кроме того, сославшись на отсутствие в своих действиях состава вмененного административного правонарушения, просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Косенкова М.А. в отзыве на апелляционную жалобу поддержала позицию административного органа.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.8 Кодекса, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 2300-1 определено, что информация об услугах в обязательном порядке должна содержать в том числе сведения об основных потребительских свойствах работ, услуг.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 2300-1 информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 указанного закона, доводится до сведения потребителей способом, принятым для отдельных видов работ, услуг.
Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание указанные положения, а также требования пунктов 9, 21, 32 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, пришел к выводу о доказанности в действиях Общества события рассматриваемого административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что Обществом до потребителя Косенковой М.А. не доведена информация в письменной форме об основных потребительских свойствах изготавливаемого товара (окон). Специалисты заявителя не производили замеры площади остекления изготавливаемых металлопластиковых конструкций из ПВХ профиля и не предупреждали потребителя о том, что освещенность помещений ухудшится по сравнению со старыми окнами.
При приемке окон потребителем выяснилось, что ООО "Доступные окна" не учитывало особенности установки окон на конкретном объекте и снижение пропускной способности света через заниженный размер стеклопакетов в два раза по сравнению с прежними размерами окон из-за неправильного выбора специалистами профиля для изготовления окон.
Кроме того, размер изделий значительно занижен по сравнению с посадочным местом прежних окон и имеет завышенные зазоры относительно обсадочных коробок проемов окон дома.
Потребитель в обращении, направленном в административный орган, а также в протоколе опроса пояснил, что при заключении договора его не ознакомили с образцами товаров, а ознакомили только с описанием окон на схеме, размещенной в компьютере. Как указывает Косенкова М.А., замерщик также не объяснил, как будут выглядеть окна.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Косенкову М.А. при заключении договора не ознакомили с образцом товара, не предоставили ей информацию об основных потребительских свойствах изготавливаемых окон, что привело к тому, что потребителю изготовили окна с уменьшенной площадью остекления и ухудшающей световой (пропускной) способностью окна.
Подписание потребителем Приложения N 1 к договору о предоставлении полной и достоверной информации о товаре, в том числе об основных потребительских свойствах товара, не свидетельствует о действительном доведении до Косенковой М.А. соответствующей информации в полном объеме.
Также потребителю не представили в письменной форме договор.
Потребитель ознакомиться с условиями уже заключенного договора в сети Интернет не смог, что также подтверждает, что до потребителя не доведена информация о существенных условиях договора.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Доступные окна" события вменяемого правонарушения является правомерным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей, в материалах дела не имеется. Обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, Обществом не приведены.
Таким образом, Роспотребнадзором доказано наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Роспотребнадзором не допущено.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, Управлением не нарушен.
Оценив представленные в дело доказательства, характер правонарушения и обстоятельства его совершения, суд не усмотрел наличия оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в отношениях с потребителем.
Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об изменении постановления административного органа в части назначенного Обществу наказания в виде штрафа на предупреждение.
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 14.8 КоАП РФ сформулирована как альтернативная и предусматривает для юридических лиц наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, в том числе при отсутствии имущественного ущерба.
Статьей 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанного на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.
В данном случае административный орган в оспариваемом постановлении не обосновал необходимость назначения наказания в виде штрафа при наличии альтернативной санкции - предупреждения.
Указание в постановлении на наличие имущественного спора между ООО "Доступные окна" и Косенковой М.А. не свидетельствует о причинении потребителю имущественного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
В рассматриваемом деле потребитель не привлечен к участию в качестве потерпевшего, а соответственно, не доказано заявителем причинение Косенковой М.А. имущественного ущерба в результате совершенного Обществом правонарушения.
Проанализировав все обстоятельства дела в их совокупности, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, с учетом положений статьи 3.4 КоАП РФ, обоснованно применил санкцию в виде предупреждения, учитывая при этом, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. не мотивированно, административным органом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, что могло бы свидетельствовать об обоснованном применении административным органом меры наказания в виде штрафа.
Апелляционный суд считает, что применение в данном случае административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно изменил оспариваемое постановление Управления в части назначения наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, заменив меру наказания на предупреждение.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
С учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2018 по делу N А43-40677/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.