г. Красноярск |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А74-1100/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Радзиховской В.В.,
судей: Бутиной И.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии: от третьего лица(открытого акционерного общества "Российские железные дороги")- Ткаченко Н.И., представителя по доверенности от 23.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бентонит Хакасии" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2018 года по делу N А74-1100/2017, принятое судьей Чумаченко Т.В.,
установил:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600, далее - истец, АО "ФГК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бентонит Хакасии" (ИНН 1903023547, ОГРН 1141903000843, далее - ответчик, ООО "Бентонит Хакасии") о взыскании 37231 рубль 36 копеек неосновательного обогащения в виде списанной открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" с лицевого счета платы за перевозку порожнего вагона N 53600268.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и акционерное общество "Т-Генерация" (ИНН 7707808839, ОГРН 11377746647103).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии", общество с ограниченной ответственностью "Трансгруз" (ИНН 6673188068, ОГРН 1086673011281).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 3127000014, ОГРН 1023102257914), общество с ограниченной ответственностью "Компания бентонит" (ИНН 7710644764, ОГРН 1021900696531).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Промышленный транспорт" (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-ответчик не является плательщиком тарифа в размере 37231 рубль 36 копеек за пробег порожнего вагона N 53600268, денежными средствами истца не пользовался, отсутствует его вина в том, что ОАО "РЖД" списало с лицевого счета истца плату за перевозку спорного вагона на основании подписанного 10.03.2016 между истцом и ОАО "РЖД" акта об оказании услуг на вышеуказанную сумму, убытков истцу не причинял.
-факт наличия железнодорожной накладной N 240706, где грузополучателем указан ответчик, не является доказательством ответственности ответчика за уплату тарифа за вагон N 53600268.
-тариф в размере 37231 рубль 36 копеек рублей за порожний пробег вагона N 53600268 списан ОАО "РЖД" с согласия Истца, на основании акта оказанных услуг N 40000005146/2016032 от 10.03.2016, подписанного представителем Истца без замечаний.
-факт последующего распоряжения Ответчиком спорным вагоном, прибывшим на станцию Черногорские Копи по железнодорожной накладной N 240706, не доказывает, что им планировалось использование непосредственно спорного вагона под отгрузку собственной продукции в адрес грузополучателя АО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (станция назначения Стойленская Юго-Восточной железной дороги) по договору на поставку продукции N ГК-60/2014 от 20.05.2014 г., заключенному с ООО "Компания Бентонит".
-материалами дела подтверждается, что отгрузка бентонитовой продукции в спорном полувагоне в адрес грузополучателя АО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" производилась Ответчиком в рамках договора поставки продукции N ГК -60/2014 от 20 мая 2014 года, заключенным с ООО "Компания Бентонит".
-материалами дела подтверждается, что для организации перевозок грузов, в том числе для перевозки бентонитовой продукции со станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги на станцию назначения Стойленская Юго-Восточной железной дороги, у АО "ЛГОК" был заключен с ООО "ТрансГруз" договор на оказание услуг по предоставлению вагонов для перевозок грузов N 26/ТГ-14/142066 от 18.06.2014 г., пункт 4,1.14 Договора, Приложение N23.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, её рассмотрение назначено на 06.04.2018.
От АО "Промышленный транспорт", АО "Федеральная грузовая компания", ОАО "Российские железные дороги" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых, лица, участвующие в деле, отклонили доводы жалобы, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121- 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также текста определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/), наличие ходатайств АО "Промышленный транспорт", АО "Федеральная грузовая компания", в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Вторая грузовая компания" (ИНН 6659209750) зарегистрировано в качестве юридического лица 24.09.2010, 13.11.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменении наименования юридического лица на ОАО "Федеральная грузовая компания", 23.10.2014 на внеочередном собрании акционеров принято решение внести изменения в устав организации и изменить наименование истца на АО "ФГК".
Между ОАО "РЖД" и ОАО "Вторая грузовая компания", впоследствии АО "ФГК" (клиент) 30.09.2010 заключен договор на организацию расчетов N 476-жд, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при осуществлении перевозок, в рамках которых клиент является отправителем грузов и порожних вагонов, принадлежащих клиенту на праве собственности или ином праве, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, а также с оплатой платежей за услуги электронной торговой площадки транспортных услуг. В рамках договора клиенту присваивается код плательщика 4000005146 и открывается лицевой счет (пункты 1.1, 1.2 договора).
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что основанием для проведения расчетов с клиентом и взыскания ОАО "РЖД" платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования клиента.
Согласно пунктам 3.1, 3.4, 3.7 договора расчеты между сторонами производятся в следующем порядке: клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей, ОАО "РЖД" учитывает поступившие от клиента денежные средства на ЛС клиента и производит списание с ЛС клиента суммы причитающихся ОАО "РЖД" платежей в порядке, установленном договором. ОАО "РЖД" каждые 5 дней формирует и представляет клиенту два экземпляра акта оказанных услуг с приложением перечня первичных документов и счета-фактуры. Подписание клиентом акта оказанных услуг означает согласие Клиента с суммами начисленных и взысканных с его ЛС платежей.
Данный договор является действующим, что подтверждается пояснениями представителя ОАО "РЖД" и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N 240706 грузоотправителем ООО "Компания по развитию торговли "Дун и Да" в адрес грузополучателя ООО "Бентонит Хакасия" со станции Гродеково на станцию назначения Черногорские Копи Красноярской железной дороги отправлен порожний вагон N 53600268 из под концентрата железорудного (гематита).
ОАО "РЖД" 10.03.2016 выставило к оплате АО "ФГК" счет-фактуру N 0000010000001008/0300002461 на сумму 153055048 рублей 24 копейки, в составе которой указана спорная сумма.
Истец и ОАО "РЖД" 10.03.2016 подписали акт об оказании услуг на указанную сумму.
Поскольку плательщиком в накладной N 240706 указано АО "ФГК", код 4000005146, ОАО "РЖД" с лицевого счета АО "ФГК" списана плата за перевозку порожнего вагона N 53600268 в сумме 37231 рубль 36 копеек.
Полагая, что в результате списания денежных средств ООО "Бентонит Хакасии" без установленных законом оснований сберегло денежные средства за счет АО "ФГК", истец 06.10.2016 направил ответчику претензию N 1393/ФГКДЮ, в котором указал на необходимость возместить неосновательное обогащение в размере 37231 рубль 36 копеек.
В связи с неисполнением ответчиком досудебных требований о возмещении неосновательно сбереженных денежных средств истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 36 Устава железнодорожного транспорта по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.
Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Странами-участницами СМГС являются, в том числе, Китайская Народная Республика и Российская Федерация.
Принимая во внимание, что груз следовал со станции назначения Суйфэньхэ Китайской железной дороги, к отношениям сторон подлежат применению, в том числе, нормы СМГС.
Статьей 14 параграфа 1, параграфом 3 СМГС предусмотрено, что в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю. Заключение договора перевозки подтверждается накладной.
В соответствии со статьей 15 СМГС провозные платежи взимаются по дорогам назначения с получателя на станции назначения.
Согласно параграфу 1 статьи 31 СМГС если соглашением между участниками перевозки не предусмотрено иное, уплата провозных платежей является обязанностью:
1)отправителя - участвующим в перевозке груза перевозчикам, за исключением перевозчика, выдающего груз, за осуществляемую ими перевозку;
2)получателя - перевозчику, выдающему груз, за осуществляемую им перевозку.
Если отправитель или получатель выполнение своих обязанностей, предусмотренных в § 1 настоящей статьи, возлагает на третье лицо, то это лицо должно быть указано отправителем в накладной в качестве плательщика и должно иметь договор с соответствующим перевозчиком (параграф 2 статьи 31 СМГС).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (ред. от 03.10.2011) перевозки грузов повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм: лист 1 - машинопечатной формой ГУ-27у-ВЦ, листы 2, 3, 4 - машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4 накладной.
Как следует из содержания транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N 240706 (накладной СМГС), грузоотправителем является ООО "Компания по развитию торговли "Дун и Да", гpyзoполучателем - ОАО "Бентонит Хакасия", перевозчиком - ОАО "РЖД".
Таким образом, АО "ФГК" не является стороной договора перевозки порожнего вагона N 53600268 по транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N 240706 со станции Гродеково на станцию назначения Черногорские Копи Красноярской железной дороги.
Доказательства, свидетельствующие о наличии между истцом и ответчиком либо между отправителем груза и ОАО "РЖД" договорных отношений как по доставке спорного вагона, так и по оплате его перевозки, а так же документов, подтверждающих согласие истца на оплату перевозки названного вагона, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, грузоотправитель необоснованно указал истца в качестве плательщика провозных платежей, у истца не возникло обязанности по оплате провозной платы за перевозку порожнего вагона N 53600268 ООО "Бентонит Хакасии", в связи с чем списание спорной суммы со счета истца произведено перевозчиком ОАО "РЖД" с истца неправомерно.
Требование о взыскании списанной ОАО "РЖД" суммы (провозной платы) в качестве неосновательного обогащения истец предъявляет не к перевозчику, а к получателю порожнего вагона - ответчику ООО "Бентонит Хакасии".
В связи с данным обстоятельством, суд первой инстанции обоснованно исследовал вопрос о том, имелось ли между сторонами договора перевозки соглашение об оплате провозных платежей по доставке ответчику порожнего вагона N 53600268 по транспортной железнодорожной накладной N 240706.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N 240706 договор перевозки заключен между ООО "Компания по развитию торговли "Дун и Да" (отправитель), ООО "Бентонит Хакасии" (получатель), ОАО "РЖД" (перевозчик).
Между ОАО "РЖД" и ООО "Бентонит Хакасии" (клиент) 10.10.2014 заключен договор N 880020244 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, в рамках которого ОАО "РЖД" обязуется оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. Перечень услуг, их содержание и стоимость определяется сторонами в приложении N 1 к договору (пункты 1.1, 1.2 договора).
Оказание услуг осуществляется на основании письменных заявок на оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью договора и оформляются по форме, указанной в приложении N 2 к договору (пункт 1.3 договора).
В пункте 2.2.3 договора клиент обязался по факту оказания услуг подписать накопительную ведомость формы ФДУ-92.
В соответствии с пунктом 3.1 договора оплата услуг осуществляется клиентом в порядке и на условиях договора и соглашения об организации расчетов от 10.10.2014 N КЛС-242А-Э, заключенного между клиентом и ОАО "РЖД" в Абаканском АФТО Красноярского ТЦФТО.
Договор вступает в силу 10.10.2014 и действует по 31.12.2014. Действие договора автоматически продлевается на каждый последующий год, если ни одна из сторон не заявит другой о намерении его расторгнуть (пункт 7.1 договора).
Между ЗАО "Промышленный транспорт" (владелец) и ответчиком (контрагент) 30.12.2014 заключен договор железнодорожного обслуживания N 264д/14, согласно которому владелец осуществляет круглосуточный прием вагонов от перевозчика по доверенности контрагента, дальнейшее продвижение вагона к месту погрузки, выгрузки контрагента, уборку вагонов с этих мест и возврат вагонов на железнодорожные пути станция Новая, сдачу вагонов перевозчику. Объем ж.д. услуг, заявленной контрагентом и принятый владельцем на период действия договора установлен в соответствии с действующим Единым технологическим процессом работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (ЕТП) (пункты 1.1., 1.2, 1.3 договора). Порядок железнодорожного обслуживания контрагента предусмотрено Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ООО "Бентонит Хакасии".
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора владелец обязался принимать передаваемые перевозчиком вагоны на железнодорожных путях станции Черногорские копи, производить дальнейшее передвижение вагонов к местам погрузки, выгрузки контрагента, передавать порожние вагоны на места погрузки, выгрузки, убирать вагоны с мест погрузки, выгрузки, возвращать вагоны на железнодорожные пути станции Новая по доверенности контрагента сдавать вагоны перевозчику.
Согласно пункту 9.1 договора (в редакции соглашения к договору от 03.12.2015) срок действия договора установлен до 31.01.2017.
Сторонами утверждена 02.06.2016 Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ООО "Бентонит Хакасии", примыкающей к путям АО "Промтранс".
ООО "Бентонит Хакасии" 14.12.2015 выдана доверенность N 257 Малековой О.В. на представление интересов ответчика в Красноярской железной дороге - филиале ОАО "РЖД", железнодорожной станции Черногорские копи, а именно, на подписание и получение памяток приемосдатчиков, актов общей формы, уведомлений.
Как следует из материалов дела, ответчик 24.02.2016 оформил заявку N 0026750406 на подачу на пути необщего пользования, принадлежащие ЗАО "Промышленный транспорт", вагонов для отправки в адрес АО "Лебединский ГОК" глины бентонитовой, в связи с чем довод ответчика о том, что такая заявка им не оформлялалсь, опровергается материалами дела.
Спорный вагон N 53600268 прибыл на станцию Черногорские Копи 09.03.2016, о чем уведомлен представитель ООО "Бентонит Хакасии", что подтверждается соответствующей записью в книге ГУ-6ВЦ. Затем порожний вагон подан АО "Промтранс" для ООО "Бентонит Хакасии" от ОАО "РЖД" 11.03.2016, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 813 на подачу вагонов; убран с подъездного пути согласно памятки приемосдатчика N 1065 на уборку вагонов.
На основании заключенного 22.12.2015 между ООО "Компания Бентонит" (поставщик) и ОАО "Лебединский ГОК" (покупатель) договора поставки N 160077, заявки N 0026750406, квитанции о приеме груза N ЭН705708 ответчиком со станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги в адрес АО "Лебединский ГОК" на станцию Стойленская Юго-Восточной железной дороги отправлен вагон N 53600268 с грузом глиной бентонитовой.
Данное обстоятельство свидетельствует о получении ответчиком порожнего вагона и о последующем распоряжении ответчиком вагона.
Судом первой инстанции установлено, что у ООО "Бентонит Хакасии", являющегося получателем вагона согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов N 240706, соглашения с кем-либо по вопросу оплаты провозных платежей за перевозку спорного порожнего вагона в его адрес на основании оформленной заявки отсутствуют, в связи с чем в силу статьи 31 СМГС оплата таких платежей является обязанность грузополучателя (получателя порожнего вагона), то есть в данном случае ответчика ООО "Бентонит Хакасии".
Исчисленная ОАО "РЖД" сумма платежа за пробег порожнего вагона сторонами не оспаривается.
Судом первой инстанции исследован и обоснованно отклонен довод ответчика о том, что он не является собственником или арендатором спорного вагона, в связи с чем у него отсутствует обязанность по оплате провозных платежей за поставку порожнего вагона, как не основанный на перечисленных выше нормах права.
Также обоснованно судом первой инстанции отклонен, как не имеющий правового значения, довод ответчика об уплате АО "Лебединский ГОК" провозных платежей за поставку спорного вагона в груженном состоянии со станции Черногорские Копи.
Обоснованно отклонен судом довод ответчика о том, что плательщиком провозных платежей за пробег порожнего вагона является ООО "Трансуголь", с которым АО "Лебединский ГОК" заключил договор на организацию перевозки грузов, так как ни одно из указанных юридических лиц не является стороной договора перевозки относительно спорного порожнего вагона.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обязанность по оплате тарифа за пробег спорного порожнего вагона в силу закона возложена на ответчика. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Учитывая установленные обстоятельства по делу, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно указал, что при принятии судебного акта арбитражный суд не связан с правовой квалификацией, которую предлагают стороны, самостоятельно определяет, какие законы подлежат применению в конкретном рассматриваемом случае исходя из фактических обстоятельств спора.
Так как истец основывает свои исковые требования на том, что плата в размере 37231 рубль 36 копеек списана с его счета без предусмотренных законом и договором оснований, которую он просил взыскать не с лица, списавшего спорную сумму, арбитражный суд полагает, что истцом фактически заявлены требования о взыскании убытков, которые он понес вследствие неправомерного списания с него денежных средств по вине ответчика, поскольку обязанность по оплате лежала на нем (статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входит:
- факт причинения убытков;
- противоправность действий (бездействия) ответчика, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и наступившими последствиями;
- размер причинённого ущерба.
Из содержания указанных норм следует, что требование о возмещении убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности доказательств, подтверждающих условия наступления гражданско-правовой ответственности. При этом неправомерность действий, размер ущерба и причинная связь доказываются истцом, а отсутствие вины - ответчиком.
В пунктах 1, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причинённых кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишён возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Поскольку списание денежных средств в сумме 37231 рубль 36 копеек произведено со счета истца необоснованно, плательщиком спорного тарифа является ответчик, а истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском для восстановления нарушенного права, расходы истца по оплате за ответчика тарифа за пробег спорного порожнего вагона, подтверждённые документально, в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению в полном объёме ответчиком.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованной ссылку апеллянта на Устав железнодорожного транспорта и приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 39 не обоснована, так как Устав железнодорожного транспорта РФ и приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 39 регулируют отношения, возникающие между лицами, участвующими в перевозке грузов железнодорожным транспортом, на территории Российской Федерации.
В рамках настоящего дела отправление порожнего вагона по железнодорожной указанной ответчиком транспортной накладной было осуществлено с территории Китайской Народной Республики на территорию Российской Федерации, следовательно, спорные отношения регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 СМГС уплата провозных платежей перевозчику, выдающему груз, за осуществляемую им перевозку, является обязанностью получателя, если соглашением между участниками перевозки не предусмотрено иное.
Ссылка ответчика на пункт 4.114 договора по организации перевозок грузов от 18.06.2014 N 26/ТГ-14/142066 и пункт 6 Приложения 17.12.2015 N 23 от к данному договору, заключенному между ООО "ТрансГруз" и АО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" не обоснована, поскольку согласно условиям договора ООО "ТрансГруз" оплачивает порожний пробег вагонов по согласованным направлениям. В данном случае вагон N 536000268 был направлен в адрес АО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" не стороной по договору по организации перевозок грузов от 18.06.2014 N 26/ТГ-14/142066 ООО "ТрансГруз", а именно ответчиком в груженном состоянии.
В целом доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы, приведённые в суде первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы и уплачена им при подаче жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2018 года по делу N А74-1100/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1100/2017
Истец: АО "Федеральная грузова компания" в лице Новосибирского филиала ОАО "ФГК", АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Бентонит Хакасии"
Третье лицо: АО "Лебединский горно-обогатительный комбинат", АО "Лебидинский горно-обоготительный комбинат", АО "Промышленный транспорт", АО "Т-Генерация", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "Компания Бентонит", ООО "ТРАНСГРУЗ", ООО "Транспортные технологии", станция Гродеково Дальневосточной железной дороги, АО Новосибирский филиал "Федеральная грузовая компания"