г. Ессентуки |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А63-11967/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроЛидер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2017 по делу N А63-11967/2017 (судья Турчин И.Г.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "АгроЛидер" (ОГРН 110264900169)
о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Шишкина Д.В. (доверенность от 24.01.2018), Бусарова В.Н. (доверенность N Ю-В ТЦФТО-36Д от 22.03.2017), представителя общества с ограниченной ответственностью "АгроЛидер" Стрепетовой Я.Ю. (доверенность N 22/05-2017 от 22.05.2017),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АгроЛидер" (далее - ООО "АгроЛидер", ответчик) о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 113 828 рублей 70 копеек.
Решением суда от 06.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку факт задержки и нахождение вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя - грузополучателя подтвержден надлежащими доказательствами, то требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АгроЛидер" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что в актах общей формы, составленных истцом в соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 45, отсутствует не только подпись ответчика об ознакомлении с данными актами, но и строка "от подписи отказался", следовательно, ответчик не имел возможности подать свои замечания, разногласия по данному случаю, либо как-то повлиять на образовавшийся простой. Кроме того, по мнению апеллянта, задержка вагонов в пути следования произошла по не зависящим от ООО "АгроЛидер" причинам. При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель ООО "АгроЛидер" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ОАО "РЖД" поддержали доводы отзыва, просили решение суда оставить без изменения, а также представили копии почтовой квитанции о направлении в адрес ответчика актов общей формы и уведомления о вручении письма представителю ответчика, а также копию книги грузового учета по станции Тамала за период с 26.09.2016 по 26.10.2016. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2017 по делу N А63-11967/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 10.06.2015 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "АГСЕН Проперти" (владелец) заключен договор N 1/173 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции примыкания Тамала Юго-Восточной железной дороги, по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего через стрелку N 48 к пути N17 станции Тамала Юго-Восточной железной дороги локомотивом владельца (пункт 1 договора).
Согласно пункту 6 договора N 1/173 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожный выставочный путь N 4 владельца. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца серии ТГК-2 с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
11.04.2016 между ОАО "РЖД" (перевозчик), ООО "АГСЕН Проперти" (владелец) и ООО "АгроЛидер" заключен договор N 51/16 на подачу и уборку вагонов грузополучателю-грузоотправителю ООО "АгроЛидер", не имеющему железнодорожного пути необщего пользования по станции Тамала Юго-Восточной железной дороги, по условиям которого владелец предоставляет грузополучателю-грузоотправителю ООО "АгроЛидер" во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, для производства грузовых операций.
Согласно пункту 2 договора N 51/16 в соответствии с условиями договора N 1/173 перевозчик производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный выставочный путь. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Ответчик уплачивает истцу плату за время нахождения у "грузополучателя-грузоотправителя" вагонов перевозчика, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от "грузополучателя-грузоотправителя", - плату за пользование вагонами согласно тарифному руководству N 2, - плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности, по ставкам тарифного руководства; время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования оформляется актами общей формы ГУ-23" (пункт 5б договора N 51/16).
При следовании на станцию Тамала поезд N 3820 индекс 6028-026-6072 отставлен от движения на станции Кирсанов из-за неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей. В составе поезда в пути следования задержаны вагоны, следовавшие в адрес ответчика. По факту задержки вагонов в период с 26.09.2016 по 13.10.2016 на станции Кирсанов составлены акты общей формы N 2/2127 от 26.09.2016 и N 2/2231 от 13.10.2016.
На станции назначения Тамала по факту задержки вагонов составлен акт общей формы N 2/1071 от 26.10.2016, в котором указано на нарушение ООО "АГСЕН Проперти" технологического срока оборота вагонов, установленного договором N 1/173.
За период с 26.09.2016 по 13.10.2016 на станции Тамала прибыло 30 поездов с 415 вагонами из них было подано на путь ООО "АГСЕН Проперти" в адрес ответчика 110 вагонов. Данное обстоятельство по заявлению истца указывает на сверхнормативное нахождение вагонов, прибывших в адрес ответчика, повлекшее нарушение технологического срока оборота вагонов.
При следовании на станцию Тамала поезд N 3807 индекс 6074-779-6072 отставлен от движения на станции Вертуновская из-за неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей. В составе поезда в пути следования задержаны вагоны, следовавшие в адрес ответчика. По факту задержки вагонов в период с 02.11.2016 по 10.11.2016 на станции Вертуновская составлены акты общей формы N 2/555 от 02.11.2016 и N 2/571 от 10.11.2016.
На станции назначения Тамала по факту задержки вагонов составлен акт общей формы N 2/1367 от 10.11.2016, в котором указано на нарушение ООО "АГСЕН Проперти" технологического срока оборотов вагонов, установленного договором N 1/173.
За период с 26.10.2016 по 02.11.2016 на станции Тамала прибыло 11 поездов с 185 вагонами, из них было подано на путь ООО "АГСЕН Проперти" 36 вагонов. Из-за нарушения ООО "АГСЕН Проперти" технологического срока оборотов вагонов на станции находилось 149 вагонов, в том числе 9 вагонов, прибывших в адрес ООО "АгроЛидер".
Истец произвел расчет платы на общую сумму 113 828 рублей 70 копеек, возлагая на ответчика обязанность по внесению платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности по ставкам тарифного руководства.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить сумму задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ также предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Размер платы с 07.06.2015 определяется по ставкам тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В силу части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы. Представленные акты общей формы подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях, в связи с невозможностью обеспечения выгрузки вагонов ответчиком. В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на "бросание" и "поднятие" поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Таким образом, факт и причина задержки вагонов удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Довод апеллянта о том, что задержка вагонов в пути следования произошла по не зависящим от ООО "АгроЛидер" причинам, отклоняется апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, в период задержки на промежуточных станциях вагонов, следовавших в адрес получателя ООО "АгроЛидер", ответчиком нарушались сроки нахождения вагонов в местах погрузки (выгрузки) груза, что приводило к нарушению технологического срока оборота вагонов, установленного договором N 1/173.
В связи с чем, пути общего пользования станции Тамала в спорный период были заняты вагонами, которые не могли быть поданы на путь необщего пользования из-за занятостей путей необщего пользования. Данные обстоятельства привели к задержке вагонов в пути следования по вине ответчика.
Доказательств соблюдения сроков нахождения вагонов на путях необщего пользования ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается представленной истцом копией книги грузового учета по станции Тамала за период с 26.09.2016 по 26.10.2016.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Следовательно, обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей.
С учетом изложенного, поскольку факт задержки и нахождение вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя - грузополучателя подтвержден надлежащими доказательствами, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования истца о взыскании с ответчика платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 113 828 рублей 70 копеек являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апеллянта о том, что в актах общей формы отсутствует не только подпись ответчика об ознакомлении с данными актами, но и строка "от подписи отказался", следовательно, ответчик не имел возможности подать свои замечания, разногласия по данному случаю, либо как-то повлиять на образовавшийся простой, не принимаются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В соответствии с пунктом 3.5 данных Правил акт общей формы на промежуточной станции подписывается перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Следовательно, в составлении актов общей формы представители грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования участия не принимают.
При таких обстоятельствах, предоставление на подпись ООО "АгроЛидер" актов общей формы, составленных на станции Кирсанов N 2/2127 от 26.09.2016, N 2/2231 от 13.10.2016, и составленных на станции Вертуновская N 2/555 от 02.11.2016 и N 2/571 от 10.11.2016 не требовалось.
Более того, несмотря на указанные требования, в суде апелляционной инстанции представители ОАО "РЖД" пояснили, что в адрес ответчика направлено письмо о составлении актов общей формы, что подтверждается копиями почтовой квитанции о направлении в адрес ответчика о составлении актов общей формы и уведомления о вручении письма представителю ответчика.
Фактически вышеуказанные доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2017 по делу N А63-11967/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.