г. Красноярск |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А69-2941/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "05" февраля 2018 года по делу N А69-2941/2017, принятое судьёй Ханды А.М.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кызыле Республики Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968) (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК4" (ИНН 1701036423, ОГРН 1041700508475) (далее - Предприятие, ответчик) о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "05" февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на следующие обстоятельства.
- Управление не может согласиться с выводом суда о том, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минздрава соцразвития России от 14.12.2009 N 987н не имела такую трактовку, какую содержала Инструкция, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, которая вступила в силу 19.02.2017. Инструкция N987 н и Инструкция N766н предусматривают, что страхователь при самостоятельном обнаружении ошибки или несоответствий в сведениях вправе представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице.
- Правонарушение в виде "непредставление страхователем в установленный срок сведений" возникает при представлении страхователем исходных сведений на застрахованных лиц с нарушением сроков, установленных Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также в случае представления с нарушением сроков, установленных Законом N27-ФЗ, дополняющих сведений на застрахованных лиц, при условии, что уточняющие сведения представлены страхователем на застрахованных лиц, ранее отсутствующих в исходных сведениях.
- Страхователь подлежит привлечению к ответственности за несвоевременное представление дополняющих форм СЗВ-М, так как сведения на застрахованных лиц им фактически представляются впервые и ранее в исходных формах данные об этих лицах отсутствовали. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место дополнительное представление сведений еще на 4 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была предъявлена. Данные о застрахованных лицах, которые содержались в исходной форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года, не содержали ошибок в отношении застрахованных лиц и являлись достоверными.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем размещения информации на общедоступном сайте в Картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК4" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, за основным государственным регистрационным номером (ОГРН 1041700508475, ИНН 1701036423).
13.12.2016, в установленный законом срок, предприятие представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2016 года в отношении 425 застрахованных лиц.
При этом проверка поступившей формы СЗВ-М (исходная) Управлением Пенсионного фонда не проводилась.
11.03.2017 предприятие представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц.
Управление Пенсионного фонда, установив факт представления сведений по форме СЗВ-М(доп) за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лица с нарушением установленного срока, пришло к выводу о нарушении предприятием требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее -Закон N 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 27.03.2017 N 018S18170001106 и вынесло решение от 28.04.2017 N 018S19170001337, которым предприятие привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (за несвоевременность представления сведений) в виде штрафа в размере 2000 рублей.
При этом о времени и месте рассмотрения акта от 27.03.2017 N 018S18170001106 Управление Пенсионного фонда известило предприятие уведомлением от 27.03.2017 N 018S18170001079, копия которого была направлена по месту его нахождения (г. Кызыл, ул. Калинина, д.11), что подтверждается реестром почтовых отправлений от 28.03.2017.
Требованием от 29.05.2017 N 018S01171249900 Управлением Пенсионного фонда предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа в размере 2000 рублей, в срок до 19.06.2017.
Неисполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании и обязательных платежей и санкций, в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд просит взыскать с ответчика финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за ноябрь 2016 года в размере 2000 рублей, на основании части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ, Федеральный закон N27-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что процедура привлечения учреждения к ответственности фондом соблюдена, фонд правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с учреждения штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за ноябрь 2016 года.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами Арбитражного суда Республики Тыва по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, установленным законом сроком представления в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за ноябрь 2016 года является срок, не позднее 10.12.2016.
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
При этом страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в соответствующий орган ПФР.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Как указывалось ранее, в соответствии с законом форма СЗВ-М должна была быть представлена в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за ноябрь 2016 года - до 10.12.2016.
В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу абзаца 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
В установочной части решения о привлечении страхователя к ответственности Пенсионным фондом указано, что форма СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц представлена страхователем с нарушением срока, в резолютивной части оспариваемого решения в графе "Состав правонарушения" указан пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (несвоевременность).
Помимо этого, в решении о взыскании суммы финансовых санкций от 28.04.2017 Пенсионный фонд вообще не указывает по какой части статьи 17 Закона N 27-ФЗ квалифицировано правонарушение общества.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что из текста оспариваемого решения невозможно установить, какие конкретные виновные неправомерные действия были совершены страхователем, равно как и на основании какой нормы права страхователь привлечен к ответственности, что является существенным нарушением требований, предъявляемых к содержанию такого решения.
Вместе с тем, в заявлении Фонда в суд первой инстанции о взыскании суммы финансовых санкций, Фонд ссылается на то, что ответственность за правонарушение, совершенное учреждением предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, которая указывает, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
При этом из содержания заявления Пенсионного фонда в суд первой инстанции следует, что фактически страхователь привлечен к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в силу которого за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, законные основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отсутствуют.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом установлено нарушение, выразившееся в непредставлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в установленный срок, а именно: непредставление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц.
Представитель Управления Пенсионного фонда в судебном заседании суда первой инстанции указал, что в решении допущена опечатка, вменяемое правонарушение должно было быть квалифицировано как "неполнота и недостоверность", как указано в пункте 3.2. акта об обнаружении, в связи с чем, арбитражный суд вправе переквалифицировать деяние как представление "неполных (недостоверных)" сведений, что она и просит сделать по настоящему делу.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным доводом, поскольку в силу положений статьи 2 Арбитражного кодекса РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, а согласно Федерального закона N 27-ФЗ уполномоченными органами по рассмотрению правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ являются только органы ПФР (части 11 -12 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.
Представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом сведения в отношении 4 застрахованных лиц представлены учреждением 11.03.2017, что свидетельствует о совершении учреждением такого состава правонарушения, как нарушение срока представления индивидуальных сведений в отношении указанных застрахованных лиц.
Апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", исходя из следующего.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета).
Пунктом 37 Инструкции установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как следует из материалов дела, 13.12.2016 в установленный законом срок, предприятие представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2016 года в отношении 425 застрахованных лиц.
При этом проверка поступившей формы СЗВ-М (исходная) Управлением Пенсионного фонда не проводилась.
11.03.2017 предприятие представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц.
Управление Пенсионного фонда, установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лица с нарушением установленного срока, пришло к выводу о нарушении предприятием требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее -Закон N 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 27.03.2017 N 018S18170001106 и вынесло решение от 28.04.2017 N 018S19170001337, которым предприятие привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ(за несвоевременность представления сведений) в виде штрафа в размере 2000 рублей
При этом о времени и месте рассмотрения акта от 27.03.2017 N 018S18170001106 Управление Пенсионного фонда известило предприятие уведомлением от 27.03.2017 N 018S18170001079, копия которого была направлена по месту его нахождения (г. Кызыл, ул. Калинина, д.11), что подтверждается реестром почтовых отправлений от 28.03.2017.
Требованием от 29.05.2017 N 018S01171249900 Управлением Пенсионного фонда предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа в размере 2000 рублей, в срок до 19.06.2017.
Исходя из фактических обстоятельств дела, апелляционный суд указывает на разъяснения территориальным органам порядка применения финансовых санкций, содержащиеся в письме от 14 декабря 2004 года N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Более того, в письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Апелляционный суд отмечает, что, несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно свидетельствует о позиции Пенсионного фонда РФ (вышестоящего органа) относительно указанных обстоятельств.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 37 действующей на сегодняшний день Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае учреждением до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия в отношении 4 застрахованных лиц между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решения были переданы необходимые корректирующие сведения, у Пенсионного Фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Данный вывод подтверждается судебной практикой: постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 по делу N А33-19143/2017, от 05.02.2018 по делу N А33-19281/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.10.2017 по делу N А78-1989/2017.
Действительно, как указывал представитель Управления Пенсионного фонда страхователь вправе дополнить или уточнить сведения только о застрахованном лице, сведения о котором ранее им были представлены, что следует из пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Так, согласно пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, исходя из его буквального толкования следует, что страхователь, при выявлении ошибки, вправе представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице, сведения о котором были ранее представлены, и в этом случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н вступила в силу с 19.02.2017.
Сведения по форме СЗВ-М (доп) "Сведения о застрахованных лицах" за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц были представлены в Управление Пенсионного фонда 11.03.2017, то есть в период действия Инструкции N 766н.
Как указывалось выше, Федеральный закон N 27-ФЗ (статья 15) предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, для представления которых установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений, при этом ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах не установлена.
В данном случае, дополненные предприятием сведения не могут расцениваться как "неполные (недостоверные) сведения", поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Доказательства того, что скорректированные предприятием "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп.) являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения арбитражному суду не представлены.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта и апелляционной жалобы Пенсионный фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "05" февраля 2018 года по делу N А69-2941/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.