г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А56-67672/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Дяченко А.А. - доверенность от 01.09.2017;
от ответчика (должника): Теватросян И.С. - доверенность от 09.01.2018;
от 3-го лица: 1) Зотова Т.В. - доверенность от 31.08.2017; 2) Михно И.П. - паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2585/2018) Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2017 по делу N А56-67672/2017(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области
к УФАС по Ленинградской области
3-и лица: 1) ООО "Сосновоборская ритуальная компания", 2) ИП Михно Игорь Павлович
об оспаривании предупреждения
установил:
Администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - УФАС, Управление) от 04.07.2017 N ПД/04/09 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Сосновоборская ритуальная компания" (далее - Общество) и индивидуальный предприниматель Михно И.П. (далее - Предприниматель).
Решением от 26.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, полагая, что в ее действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы. Общество поддержало позицию Администрации.
Управление и Предприниматель доводы жалобы отклонили по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение представителей сторон и третьих лиц, пришла к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по результатам рассмотрения заявления Индивидуального предпринимателя Михно Игоря Павловича, поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области и указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в издании Постановления от 01.12.2016 N 2680 "Об утверждении Порядка оказания ритуальных услуг, содержания и эксплуатации общественных кладбищ муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области", Постановления от 13.12.2016 N 2770 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию, эксплуатации общественных кладбищ, ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области" и проведении Конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию, эксплуатации общественных кладбищ, ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, Ленинградское УФАС на основании статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ выдало Администрации Предупреждение от 04.07.2017 N ПД/04/09 о необходимости прекращения нарушения путем:
1.Отмены Постановления от 01.12.2016 N 2680 "Об утверждении Порядка оказания ритуальных услуг, содержания и эксплуатации общественных кладбищ муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области".
2.Отмены Постановления от 13.12.2016 N 2770 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию, эксплуатации общественных кладбищ, ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области".
3.Расторжения Договора от 01.02.2017 г. на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ.
Полагая, что Предупреждение УФАС не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере хозяйственной деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для его удовлетворения.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства выдается антимонопольным органом в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
В силу пункта 2 этой же статьи Закона Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Предупреждение должно содержать нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение.
В оспариваемом Предупреждении указано на наличие в действиях Администрации признаков нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поводом для вынесения Администрации предупреждения послужил факт принятия заявителем Постановления от 01.12.2016 N 2680 "Об утверждении Порядка оказания ритуальных услуг, содержания и эксплуатации общественных кладбищ муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области" (далее - Постановление N 2680).
В соответствии с пунктом 11.1. Постановления N 2680 выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории муниципальных общественных кладбищ на территории Сосновоборского городского округа осуществляются лицом, оказывающим ритуальные услуги, связанные с погребением, на основании договора, заключаемого с администрацией Сосновоборского городского округа по результатам конкурса, проводимого в порядке, определяемом администрацией Сосновоборского городского округа.
Согласно пункту 11.2. Постановления N 2680 лица, заключившие с администрацией Сосновоборского городского округа по результатам конкурса договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории общественных кладбищ осуществляют:
- погребение умерших (погибших), перезахоронение, эксгумацию и оказание услуг по погребению по тарифу, рекомендуемому администрацией Сосновоборского городского округа и согласованному с советом депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области;
- оказание отдельных видов или всего комплекса ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по тарифу, рекомендуемому администрацией Сосновоборского городского округа и согласованному с советом депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области;
- обеспечение надлежащего похоронного обслуживания населения, включающего весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших).
В то же время, в силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую могут быть возложены только обязанности по погребению умерших.
Действительно, Законом о погребении предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу. Вместе с тем, Закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших, в то время как вышеназванные пункты Постановления N 2680 расширяют круг полномочий такой организации, предоставляя ей возможность оказывать и иные услуги (весь комплекс ритуальных услуг), рынок по оказанию которых является конкурентным.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
По мнению Управления, установив в Постановлении N 2680 в качестве лица, оказывающего ритуальные услуги, связанные с погребением, юридическое или физическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, в том числе индивидуального предпринимателя, Администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области фактически возложила функции органа местного самоуправления на хозяйствующий субъект.
По мнению апелляционной коллегии, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ, для признания оспариваемого акта недействительным в силу следующего.
Основанием для выдачи предупреждения является установление антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в пункте 1.2 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" (далее - Порядок) в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то есть проверке подлежит фактическое наличие таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3.5. Порядка.
Иных негативных последствий в случае невыполнения предупреждения, кроме возможности возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательство не содержит. Предупреждение выдается, как уже было установлено выше, только лишь при наличии признаков антимонопольного нарушения.
Так как такие признаки Управлением были установлены, выдача предупреждения соответствовала вышеприведенным положениям Закона N 135-ФЗ и Порядка.
При этом, арбитражный суд не подменяет собой антимонопольный орган, не рассматривает антимонопольное дело, не устанавливает наличие в действиях лица, которому выдано предупреждение, фактов нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, оснований полагать, что оспариваемым актом нарушаются права и законные интересы заявителя, что является необходимым условием для признания такого акта недействительным, в силу положений статьи 201 АПК РФ, не имеется.
Доводы жалобы основаны на неправильном применении и толковании положений Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах правовых и фактических основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2017 года по делу N А56-67672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.