г. Самара |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А65-34068/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М.,
судей Александрова А.И., Радушевой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикташевой А.М.,
с участием:
от ТСЖ "Зеленый дом" - представитель Шамсутдинов Р.Ф. по доверенности от 10.06.2017 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 апреля 2018 года в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Товарищества Собственников Жилья "Зеленый дом", Республика Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 января 2018 г. по делу N А65-34068/2017 (судья Андреев К.П.) по иску Товарищества Собственников Жилья "Зеленый дом", Республика Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, об обязании предоставить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество Собственников Жилья "Зеленый дом", г.Казань, Товарищество Собственников Жилья "Зеленый дом", г.Казань (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту - ответчик) об обязании предоставить субсидию.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.12.2017 г., в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора МКУ "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 января 2018 г. в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Зеленый дом" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, уклонение ответчика в предоставлении субсидии незаконным, противоречащим ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) и нарушающим права жильцов жилого дома N 23/24 по ул. Московская г. Казани. Ущерб кровле был нанесен, за счет средств собственников помещений дома был произведен ремонт. Полагает, что имеет право на получение субсидии из резервного фона.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2018 г. апелляционная жалоба ТСЖ "Зеленый дом" принята к производству, судебное заседание назначено на 12 апреля 2018 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Зеленый дом" поддержал апелляционную жалобу в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ТСЖ "Зеленый дом", рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не усматривает основания для отмены решения суда от 23 января 2018 года.
Как следует из материалов дела, в результате шквалистых порывов ветра 16 июня 2015 года с жилого дома по адресу: г.Казань, ул. Чернышевского, д. 24/23 сорвало кровлю площадью около 100 кв.м., что подтверждается справкой Управления гражданской защиты ИК МО г. Казани от 09.07.2015 г. за N 9С. 16.06.2015 г. был составлен акт осмотра кровли с участием членов комиссии ТСЖ "Зеленый Дом" Шамсутдинова Р.Ф., Бойко Н.В., Максимова А.В., а также главного специалиста Префектуры "Старый город" Ахметшина А. А. (л.д.7,8).
Впоследствии истец произвел ремонт кровли за свой счет.
Ремонт осуществлял ИП Бочков Б.В. на основании договора подряда от 22.06.2015 г. (л.д.11-14). Стоимость работ составила 668 403,32 рублей. (л.д.29) Истец перечислил подрядчику в качестве аванса 170 000 рублей. Оставшаяся стоимость работ в размере 498 403,32 рублей была взыскана с ТСЖ "Зеленый Дом" в пользу ИП Бочкова Б.В. решением Арбитражного Суда РТ от 30.09.2016 г. по делу N А65-19993/2016. Истец указал, что в настоящее время у ТСЖ "Зеленый Дом" не имеется суммы для погашения задолженности, поскольку субсидия из муниципального бюджета не получена.
ТСЖ "Зеленый Дом", начиная с конца 2015 года, неоднократно обращалось в ИК МО г. Казани с заявлениями о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, связанных с проведением восстановительных работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в г. Казани.
21.07.2015 г. истец направил ответчику заявление с просьбой помочь оплатить восстановление кровли, приложил смету, договор подряда, справку МЧС (л.д.34).
04.08.2015 г. ответчик информировал истца о направлении его обращения в МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани" (л.д.34, оборот).
02.10.2015 г. истец отправил ответчику дефектную ведомость объемов работ (л.д.35).
Письмом от 27.10.2015 г. N 9510/ИК ответчик выявил замечания по дефектной ведомости, указав на необходимость представления в МУП "Служба технического надзора" сметы и дефектной ведомости с внесенными изменениями, заверив ведомость у Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани (л.д.35 оборот).
04.11.2015 г. истец направил ведомость, справку, письмо от 02.10.2015 г. Главе Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани (л.д.36).
Письмом от 11.11.2015 г. исх.N 1581/17 Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани ответила истцу, указав на необходимость представления оригиналов дефектных ведомостей, оригинала письма Управления гражданской защиты ИК, фотоматериала о повреждениях кровли.
05.11.2015 г. истец обратился к МУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Казани" с просьбой рассмотреть смету (л.д.37).
Письмом от 27.11.2015 г. МУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Казани" информировал истца о направлении его документов в МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани" для проверки сметных расчетов.
11.12.2015 г. истец отправил ответчику письмо об устранении замечаний по дефектной ведомости.
25.12.2015 г. исх.N 1657/17, 28.12.2015 г. исхN 1659/17 МУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Казани" 657/17 сообщил истцу о необходимости представления акта выполненных работ (л.д.41, 42).
Истец обратился к ответчику с заявлением от 07.11.2016 г. с просьбой предоставить субсидию (л.д.38).
Письмом от 28.01.2016 г. исх.89/17 МУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Казани" информировал истца, что им не были представлены документы для получения субсидии согласно порядка, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27.11.14 N 2-39 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов", правил, утвержденных постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 18.12.2015 г. N 4426 "Об условиях предоставления из бюджета муниципального образования города Казани субсидий организациям в целях возмещения затрат, связанных с проведением восстановительных работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера" (л.д.43).
Письмом от 08.12.2016 г. исх.N 9710/ИК Исполнительный комитет муниципального образования города Казани уведомил истца, что его обращение рассмотрено в соответствии с приложением N 21 Решения Казанской городской Думы от 18.12.2015 г. N 2-3 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2016 год", а также постановлению Исполнительного комитета г.Казани от 18.12.2015 г. N 4426 "Об условиях предоставления из бюджета муниципального образования города Казани субсидий организациям в целях возмещения затрат, связанных с проведением восстановительных работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера", истцом не представлены справки от ФНС, ПФР, ФСС по состоянию на 01.01.2016 г., справки от ПФР и ФСС на текущую дату, документы о создании ТСЖ, перечень открытых счетов, подтверждение наличия у ТСЖ или подрядной организации материально-технической базы, расчет размера субсидии с указанием на то, что при получении указанных документов вопрос о предоставлении субсидии может быть рассмотрен повторно.
Письмом от 19.01.2017 г. исх.N 371/ИК Исполнительный комитет муниципального образования города Казани уведомил истца, что его обращение рассмотрено в соответствии с приложением N 21 Решения Казанской городской Думы от 18.12.2015 г. N 2-3 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2016 год", а также постановлению Исполнительного комитета г.Казани от 18.12.2015 г. N 4426, истцом не представлены справки от ФНС, ПФР, ФСС по состоянию на 01.01.2016 г., документы о создании ТСЖ, заверенные нотариально, документы, подтверждающие полномочия руководителя организации, подтверждение наличия у ТСЖ или подрядной организации материально-технической базы, расчет размера субсидии с указанием на то, что средства на выплату субсидии были выделены Комитету ЖКХ в 2016 г., предоставление субсидии в 2017 не представляется возможным.
Письмом от 11.07.2017 г. N ФУ/125 Финансовое управление ИК МО г.Казани сообщило истцу о том, что в перечне субсидий, предоставляемых юридическим лицам, установленном решением Казанской городской думы от 14.12.2016 г. N 6-12 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 годов" субсидии организациям на возмещение затрат, связанных с проведением восстановительных работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на 2017-2019 не предусмотрены (л.д.46).
Письмом от 01.08.2017 г. N 01-10/542 Финансовое управление ИК МО г.Казани сообщило истцу о том, что в перечне субсидий, предоставляемых юридическим лицам, установленном решением Казанской городской думы от 14.12.2016 г. N 6-12 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 годов" субсидии не предусмотрены (л.д.47).
Обращаясь с настоящим иском, истец указывает на то, что уклонение ответчика в предоставлении субсидии незаконным, противоречащим ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и нарушающим права жильцов жилого дома N 23/24 по ул. Московская г. Казани. Ущерб кровле был нанесен, за счет средств собственников помещений дома был произведен ремонт, по мнению истца, общество имеет право на получение субсидии из резервного фонда.
Суд апелляционной инстанции по результатам повторного рассмотрения дела в соответствии со ст. 71, 268 АПК РФ считает, что выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, сделаны при полном исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Субсидия предоставляется при направлении пакета документов согласно приложению N 21 Решения Казанской городской Думы от 18.12.2015 г. N 2-3 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2016 год", а также постановлению Исполнительного комитета г.Казани от 18.12.2015 г. N 4426 "Об условиях предоставления из бюджета муниципального образования города Казани субсидий организациям в целях возмещения затрат, связанных с проведением восстановительных работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера".
Судом первой инстанции установлено, что в обращениях истца, поступивших в Исполнительный комитет г.Казани до 01.01.2017 г. не были представлены следующие документы: справки от ФНС, ПФР, ФСС по состоянию на 01.01.2016 г. документы о создании ТСЖ, заверенные нотариально, документы, подтверждающие полномочия руководителя ТСЖ, подтверждение наличия у ТСЖ или подрядной организации материально-технической базы, расчет размера субсидии.
Согласно п.10 Порядка предоставления субсидии решение об отказе в предоставлении субсидии принимается в случае непредставления определенных настоящим порядком документов.
Пунктом 2 статьи 21 БК РФ предусмотрено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, устанавливается законом о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В силу положений ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 81 БК РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 6 статьи 81 БК РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В соответствии с пунктами 1, 6, 8 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.06.2010 N 218, резервный фонд Правительства Республики Башкортостан (далее - резервный фонд) создается для финансового обеспечения непредвиденных расходов и мероприятий республиканского значения, не предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период).
Средства, выделяемые из резервного фонда, используются строго по целевому назначению и не могут быть направлены на иные цели; подлежат использованию в течение финансового года, для исполнения расходных обязательств в котором они были предназначены.
В силу статьи 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно п.2 ст.169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В силу п.3. приложения N 21 Решения Казанской городской Думы от 18.12.2015 г. N 2-3 субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат, связанных с проведением восстановительных работ по устранению последствий сильных дождей со шквалистым ветром и градом, прошедших 16.06.2015 и 07.09.2015 в городе Казани.
При этом в силу п.4 субсидии предоставляются организациям, отвечающим следующим требованиям:
- организация осуществляла проведение восстановительных работ по устранению последствий сильных дождей со шквалистым ветром и градом, прошедших 16.06.2015 и 07.09.2015 в городе Казани;
- организация владеет материально-техническими средствами для реализации мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего порядка;
- у организации отсутствует просроченная задолженность по налогам и иным обязательным платежам на момент подачи заявления о предоставлении субсидии;
- у организации отсутствует просроченная задолженность по бюджетным кредитам, выданным за счет средств бюджета муниципального образования города Казани, на момент подачи заявления о предоставлении субсидии.
В силу п.5 субсидия предоставляется при условии направления в Уполномоченный орган:
- заявления о предоставлении субсидии;
- документов, подтверждающих проведение организацией восстановительных работ по устранению последствий сильных дождей со шквалистым ветром и градом, прошедших 16.06.2015 и 07.09.2015 в городе Казани;
- нотариально удостоверенной копии устава (положения) организации, а также копий всех изменений и дополнений к нему;
- нотариально удостоверенной копии учредительного договора или решения учредителя о создании организации;
- документов, подтверждающих полномочия руководителя организации;
- нотариально удостоверенной копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- нотариально удостоверенной копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации;
- копий бухгалтерских отчетов за последние два года (в случае осуществления деятельности более двух лет) и последний отчетный период с отметкой налогового органа;
- документов, подтверждающих отсутствие просроченной задолженности по налоговым или иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января текущего финансового года и дату подачи заявления;
- справки о действующих расчетных (текущих) валютных и рублевых счетах;
- расчета размера субсидии, предоставляемой на цели, указанные в пункте 3 настоящего порядка;
- документов, подтверждающих реализацию мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего порядка.
Уполномоченный орган передает полученные документы на рассмотрение Комиссии по предоставлению субсидий из бюджета муниципального образования города Казани (далее - Комиссия), созданной Исполнительным комитетом города Казани.
Комиссия рассматривает полученные документы в течение 30 календарных дней с момента получения, определяет возможность предоставления субсидии, а также ее конкретный размер в порядке, установленном Положением о Комиссии, утверждаемым Исполнительным комитетом города Казани.
Согласно п.10 решение об отказе в предоставлении субсидии принимается в случае:
- непредставления определенных настоящим порядком документов;
- несоответствия организации критериям, изложенным в настоящем порядке;
- если средства, предусмотренные в решении Казанской городской Думы о бюджете на выплату субсидии, уже предоставлены в качестве субсидии в соответствии с настоящим порядком;
- если в отношении организации осуществляются процедуры ликвидации, реорганизации, банкротства, а также деятельность организации приостановлена в установленном действующим законодательством порядке.
Судом первой инстанции установлено, что в 2015-2016 гг. заявителем (истцом) не были соблюдены условия для получения субсидий (не был представлен полный пакет необходимых документов), следовательно, отказ в предоставлении субсидии в 2015-2016 гг. был обоснован.
Риск наступления последствий совершения либо не совершения действий по подтверждению наличия условий для получения субсидии несет заявитель.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции, в данном случае органом местного самоуправления правового акта о предоставлении субсидии не принималось, договора о предоставлении субсидии истцом с ответчиком не заключалось.
При этом в бюджете г.Казани на 2017 г., утвержденном решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 г. N 6-12 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов" средства на перечисление субсидии на возмещение вышеуказанных затрат не были предусмотрены.
С учетом изложенных обстоятельств, истцу было отказано в предоставлении субсидии в связи с нарушением сроков предоставления документов, а также исчерпанием лимита денежных средств.
Согласно положениям статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1). Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (пункт 2).
Суд апелляционной инстанции, на основании вышеизложенного, соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом правильно установленных фактических обстоятельств, исходя из представленных в материалы дела доказательств, и не опровергают их. Оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта не установлено, решение суда 23 января 2018 г. является законным и обоснованным.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 января 2018 г. по делу N А65-34068/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.