г. Москва |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А40-160977/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Славянка" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2017 по делу N А40-160977/17, принятое судьёй Константиновской Н.А.
по иску: АО "Славянка"
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Крипулевич М.Э. по доверенности от 16.01.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Славянка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 653686 рублей 13 копеек задолженности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2017 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец в судебное заседание не явился, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, 28 февраля 2013 года между АО "Славянка" и Министерством обороны Российской Федерации заключён государственный контракт N 197/ЗК/ 2013/ДРГЭ на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, предмет которого определен в разделе два контракта, в том числе, в п.п. 2.1.4 контракта, исполнитель обязуется с с качественными и количественными характеристиками оказания услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, и выполнения работ по текущему ремонту объектов имущественного комплекса - в соответствии с условиями контракта.
В п. 3.1.2 контракта отражено, что исполнитель вправе требовать своевременной оплаты надлежащим образом выполненных и принятых Государственным заказчиком работ и услуг на условиях, установленных контрактом.
В соответствии с п. 3.4.1. контракта, государственный заказчик обязан своевременно принимать и оплачивать оказанные услуги и выполненные исполнителем работы.
Истец ссылается в иске, что оборудование душевых кабин в казарменном фонде войсковых частей было включено в план текущего ремонта на 2014 год объектов Министерства обороны Российской Федерации переданных в эксплуатацию специализированной организации АО "Славянка" в соответствии с государственным контрактом N 197/ЭК/2013/ДРГЗ; данный план утвержден руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации; 15.12.2014 г. данным департаментом разработан график выполнения работ по оборудованию душевых кабин, который 18.04.2013 г. согласован с АО "Славянка"; графиком предусматривалась установка 46854 душевых кабины в военных городках, переданных в эксплуатацию АО "Славянка" по Архангельской области, НАО и Республике Коми; АО "Славянка" закуплены по договору поставки от 27.05.2013 г. с ООО "ПО "Мобильные системы" комплекты модульных конструкций и произведены работы силами РЭР N 06 АО "Славянка" по оборудованию душевыми кабинами объектов войсковой части 3457 военном городке N 29 г. Воркута; все работы производились согласно дефектным актам, согласованными с районными представителями госзаказчика (РПГЗ) - командиром войсковой части 34575, начальником 90 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг; согласно приказу командующего войсками Западного Военного округа N 547 районными представителями госзаказчика (РПГЗ) назначены территориальные отделения, а именно по г. Воркута - 90 отделение; документы на подписание в адрес РПГЗ - 90 отделения направлялись в 2015 году: от 24.03.2015 г. за N 891/исх/26 и N891/1/исх/26, в 2016 году направлялись от 20.04.2016 г. за N438/1/исх/26, от 08.08.2016 г. за N832/исх/26; работы по обустройству душевых кабин выполнены и завершены в полном объеме, качественно, душевые кабины подключены к бойлерам, эксплуатируются личным составом войсковой части 34575.
Истец ссылается в иске, что выполнение работ подтверждается:
-актом приема-передачи от 29.04.2014 г. N 2 по казарме N5, который подписан представителем РПГЗ - командиром войсковой части 34575 А.В. Денисовым.
-актом приема-передачи от 29.04.2014 г. N 3 по казарме N 3, подписанным представителем РПГЗ - командиром войсковой части 34575 А.В. Денисовым.
-материалами фотофиксации помещений, после проведения ремонта - по казармам N N 3,5.
-материалами фотофиксации помещений, до проведения ремонта - по казармам N N 3, 5.
Также истец указывает в иске, что филиал "Архангельский" неоднократно обращался в адрес начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Сев.фл. С.В. Кутепова с целью получить помощь в подписании документов по актированию выполненных работ по обустройству душевых (исх. N 715 от 06.07.2016 г., исх. N 852 от 15.08.2016 г., исх. N 899 от 30.08.2016 г.); по форме КС-2 составлен сводный акт от 10.08.2016 г. N ТР/29-43, по форме КС-3 -справка о стоимости выполненных работ); в адрес окружного представителя госзаказчика (ОПГЗ) данные документы на рассмотрение и подпись не направлялись по причине не подписания документов 90 отделением, а также полученного отказа в подписании наших документов от 21.12.2016 г. N 54/1/4956, в связи с окончанием срока актирования.
Учитывая нормы подп. 71 п. 7 Положения Министерство обороны Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, истец считает, что собственник - Министерство обороны Российской Федерации обязано оплачивать услуги и нести расходы за содержание и ремонт общего имущества, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении иска по доводам, изложенным в решении суда.
Сданными доводами в обоснование отказан в иске, суд апелляционной инстанции не может согласится, поскольку они не касаются основания заявленного иска, однако суд, первой инстанции в результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, пришел к правомерному выводу о не обоснованности и документальной неподтвержденности заявленных истцом требований, правомерно отказав в удовлетворении иска, в связи с чем доводы, заявителя апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего:
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственным заказчиком) и Акционерным обществом "Славянка" (исполнителем) 28.02.2013 г. заключен государственный контракт N 197/ЗК/2013/ДРГЗ на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с п. 2.1 которого, исполнитель оказывал заказчику, в установленный контрактом срок, услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, в том числе, в сроки - с момента заключения контракта до 30.06. 2015 г., в месте оказания услуг, выполнения работ и в объеме -в соответствии с перечнем объектов имущественного комплекса (приложение N 1 к контракту).
Пунктами 1.1.2, 2.1.4, 3.2.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан качественно, своевременно, квалифицированным персоналом и в полном объеме, предусмотренным контрактом, оказывать услуги и выполнять работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу п. 9.3 контракта, оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным заказчиком в течение 25 банковских дней после представления исполнителем государственному заказчику:
-сводных актов сдачи - приемки оказанных услуг за расчётный период (месяц) в 1 экземпляре;
-счета - фактуры по каждому сводному акту;
-реестра счетов - фактур;
-сводного счета на сумму указанную в реестре счетов - фактур.
В силу п.п. 3.2.9, 3.2.13.13, 3.2.14.11,3.2.14.13 контракта, исполнитель обязан направлять государственному заказчику первичные документы в сроки, установленные контрактом; исполнитель должен своевременно представлять районному представителю государственного заказчика на рассмотрение и подписание акты сдачи - приемки оказанных услуг; исполнитель обеспечивает своевременное оформление отчетной документации; исполнитель должен своевременно представлять техническому заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2.
В соответствии с п.п. 7.1, 7.3, 7.7 контракта, формирование, согласование и представление первичных документов при исполнении контракта осуществляется представителями сторон для осуществления расчетов в соответствии с условиями контракта; региональным представителем исполнителя в срок до 3 числа текущего месяца разрабатывается и представляется районному представителю государственного заказчика производственная программа по эксплуатационному содержанию и техническому обслуживанию объектов имущественного комплекса; ответственность за достоверность указанной в акте сдачи - приемки оказанных услуг информации возлагается на стороны (РПИ и РПГЗ).
В нарушение условий контракта, истцом не представлены доказательства направления актов в адрес ответчика.
В п. 5.3 контракта, определена цена за единицу услуги (стоимость оказания услуг на 1 кв.м.) составляет: тариф на техническое обслуживание и эксплуатацию КЖФ военных городков, а так же иных фондов, используемых в интересах Минобороны России в 2013 году - 24,45 рублей (с НДС).
Из п.п. 7.1, 7.4, 7.5, 7.6 контракта следует, что формирование, согласование и представление первичных документов при исполнении контракта осуществляется представителями сторон для осуществления расчетов в соответствии с условиями контракта; что фактический объем услуг, оказанных в соответствующем расчетном периоде, определяется в метрах квадратных, как сумма общей площади объектов имущественного комплекса, переданных на техническое обслуживание по состоянию на конец этого расчетного периода; объем оказанных услуг фиксируется в актах сдачи -оказанных услуг, которые составляется Региональным представителем исполнителя в 3 (трех) экземплярах, подписываются, скрепляются печатью и представляются на подписание Районному представителю государственного заказчика; последний в течение 2 (двух) рабочих дней с момента поступления актов сдачи - оказанных услуг проверяет, подписывает и скрепляет печатью все экземпляры (либо дает в этот же срок письменный мотивированный отказ), после чего представляет 2 (два) экземпляра актов сдачи -приемки Региональному представителю исполнителя и 1 (один) экземпляр актов сдачи - приемки оказанных услуг оставляет себе.
В соответствии с п. 1.1.10 контракта, Районный представитель государственного заказчика -командиры воинских частей и начальники организации Вооруженных сил Российской Федерации, старшие военных городков, военные комиссары, уполномоченные представлять интересы Минобороны России в порядке, определенном контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком, в том числе, планировать мероприятия по учету и контролю за качеством и объемами выполняемых работ, подписывать в соответствии с условиями контракта:
Доказательства направления актов сдачи - приемки оказанных услуг по форме, установленной приложением N 6 к контракту в сроки, установленные контрактом в адрес Минобороны России не представлены.
Исходя из п. 7.8 контракта, региональный представитель исполнителя в течение 1 (одного) рабочего дня с момента поступления актов сдачи-приемки оказанных услуг от Районного представителя государственного заказчика формирует в 4 (четырех) экземплярах, исходя из подведомственной ему территории, сводные акты сдачи-приемки оказанных услуг, подписывает их, скрепляет печатью и предоставляет все экземпляры, вместе с актами сдачи-приемки оказанных услуг (в одном экземпляре) Окружному представителю государственного заказчика.
В силу п. п. 8.2, 8.3, 8.7 контракта, объем работ фиксируется в актах о приемке выполненных работ, которые составляется региональным представителем исполнителя в 3 экземплярах, подписываются, скрепляются печатью и представляются на подписание Районному представителю государственного заказчика; последний в течении 2 рабочих дней с момента поступления актов о приемке выполненных работ проверяет, подписывает и скрепляет печатью все экземпляры (либо дает в этот же срок письменный мотивированный отказ), после чего возвращает 3 экземпляра актов о приемке выполненных работ региональному представителю исполнителя; после получения актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3, подписанных техническим заказчиком, региональный представитель исполнителя формирует 4 экземпляра сводного акта, подписывает их, скрепляет печатью и передает на подписание техническому заказчику.
Технический заказчик в течение 3 дней с момента получения сводного акта, рассматривает его, и, при отсутствии замечаний, подписывает.
В соответствии с п. 1.1.14 контракта, сводный акт сдачи-приемки выполненных работ -первичный документ, установленный приложением N 8 к контракту, составленный на основании актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, и являющийся основанием для выставления счетов, счетов-фактур за выполненные работы.
В силу п. 8.10 контракта, представитель государственного заказчика в течение 3 рабочих дней проверяет, подписывает, скрепляет печатью сводные акты сдачи-приемки выполненных работ (в 4 экземплярах), производит акцепт счетов с учетом ранее выплаченных авансов, формирует документы на оплату и направляет 1 экземпляр сводных актов сдачи-приемки выполненных работ и комплект документов для оплаты
Согласно п. 1 ст. 328 ГК РФ, встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
В ст. 431 ГК РФ предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования условий п.п. 7.5,7.6 контракта, обязательства исполнителя по составлению и направлению актов оказания услуг в адрес районного представителя государственного заказчика являются встречными по отношению к обязательствам районного представителя государственного заказчика по их проверке, подписанию и их утверждению.
Таким образом, контрактом предусмотрен четкий порядок подтверждения факта оказания услуг, предусматривающий формирование самим исполнителем акта оказанных услуг и направления его районному представителю государственного заказчика.
Кроме того, в п. 7.3 контракта определено, что региональный представитель исполнителя в срок до 3 (третьего) числа текущего месяца разрабатывает и представляет РПГЗ производственную программу по эксплуатации и содержанию и техническому обслуживанию объектов имущественного комплекса.
Следовательно, объем работ формируется стороной каждый месяц путем направления в адрес заказчика производственной программы по эксплуатации и содержанию и техническому обслуживанию объектов имущественного комплекса, то есть, контрактом предусмотрен порядок подтверждения факта оказания услуг, предусматривающий формирование самим исполнителем акта оказанных услуг и направления его районному представителю государственного заказчика.
Доказательства направления актов сдачи -приемки оказанных услуг по форме, установленной приложением N 6 к контракту, в сроки, установленные контрактом, в адрес Минобороны России, не представлены истцом.
При таких обстоятельствах, факт выполнения истцом работ может быть подтвержден только сводным актом, подписанным представителем государственного заказчика.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства направления в адрес РПГЗ актов сдачи - приемки оказанных услуг в сроки, установленные контрактом.
Истец ссылается на односторонние акты сдачи-приемки оказанных услуг, так как, полномочия лиц на подписание представленных актов, истцом не подтверждены.
Представленные акты о приемке выполненных работ, не являются подтверждением выполнения работ по контракту, поскольку составлены и подписаны с нарушением порядка, предусмотренного контрактом (п. 8.7 контракта) и положения о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации топливно-энергетическими ресурсами, утвержденного Заместителем Министра обороны Российской Федерации 18.08.2014 г. (далее по тексту - Положение), которым регулируется согласование и подписание первичных учетных документов в рамках указанного государственного контракта.
В силу п. 26 Положения, представителем Государственного заказчика является Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России.
Согласно п. 21 Положения, Окружным представителем государственного заказчика (ОПГЗ) являются Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военных округов, их структурные подразделения, уполномоченные проверять, подписывать и скреплять печатью сводные акты сдачи-приемки оказанных услуг в порядке, определенном контрактом, на основании доверенности, выданной государственным заказчиком.
В п. 30 Положения определено, что районным представителем государственного заказчика являются отделы и отделения (эксплуатации и контроля оказания услуг).
В нарушение норм ст.ст. 65,71 АПК РФ, в материалы дела представлены истцом акты сдачи-приемки оказанных услуг, которые не подписаны представителем государственного заказчика, которые не могут быть расценены судом, как надлежащие доказательства по делу, то есть, представленные истцом акты о приемке выполненных работ, составлены и подписаны с нарушением порядка, предусмотренного п. 8.7 контракта и п.п. 21,26,30 Положения.
Положение о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации топливно-энергетическими ресурсами, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации от 18.08.2014, вступило в силу в октябре 2014 года; до октября 2014 года уполномоченными лицами на подписание первичных учетных документов были командиры войсковых частей, в связи с чем, представленные истцом в материалы дел акты, подписаны не уполномоченным лицом.
Представленный истцом в материалы дела акт о приемке выполненных работ от 29.04.2014 г. (справка формы N КС-2) не подписан представителем государственного заказчика.
В силу п. 15.3 контракта, обязательства исполнителя по представлению государственному заказчику документов на оплату оказанных услуг и выполненных работ должны быть исполнены не позднее 15.07. 2015 г., что не исполнено истцом.
Согласно п.п.1,3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Закон "О бухгалтерском учете"), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок; первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания; лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных; лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Указанной статье Закона "О бухгалтерском учете" корреспондируют нормы п. 6.2 контракта, обязывающие Регионального представителя исполнителя составлять акты оказанных услуг непосредственно после окончания расчетного периода оказания услуг; п. 8.3 контракта, обязывает регионального представителя исполнителя составлять акты оказанных услуг непосредственно после окончания расчетного периода оказания услуг.
В силу п. 1.1.17 контракта, расчетный период - установленный контрактом регулярный отрезок времени (один календарный месяц), начало которого определяется с 00.00 часов 1-го календарного месяца и заканчивается в 24.00 часа последнего дня этого месяца; первый расчетный период определяется датой вступления в силу контракта.
Доказательств направления в адрес государственного заказчика документов для оплаты спорных услуг в сроки, предусмотренные контрактом, истцом не представлены.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, полагает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, исследованы апелляционным судом, оценены и не принимаются апелляционным судом во внимание в силу их безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличие оснований для отмены решения суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2017 г. по делу N А40-160977/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Славянка" - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Славянка"(ОГРН 1097746264219) в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000(три тысячи)рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.