г. Владимир |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А43-45050/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 13.08.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал" - Гущиной Е.А. по доверенности от 06.02.2018 (сроком действия по 31.12.2018);
от ответчика (заявителя) - администрации города Арзамаса Нижегородской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Арзамаса Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2018 по делу N А43-45050/2017, принятое судьей Требинской И.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал" (ОГРН 1105243000268, ИНН 5243027892), г. Арзамас, к администрации города Арзамаса Нижегородской области (ОГРН 1025201334982, ИНН 5243009300), г. Арзамас, об обязании подписать дополнительное соглашение и акт о частичной реализации соглашения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал" (далее - ООО "Арзамасский водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации города Арзамаса Нижегородской области (далее - Администрация города Арзамаса, ответчик) об обязании администрации города Арзамаса Нижегородской области подписать:
-дополнительное соглашение N 16 о внесении изменений в Инвестиционное соглашение по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городского округа город Арзамас Нижегородской области в редакции истца;
-акт о частичной реализации соглашения (исковые требования изложены с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования основаны на статьях 5, 307-310, 396, 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 17 Федерального закона N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 и мотивированы тем, что ответчик незаконно отказался от подписания дополнительного соглашения и акта частичной реализации соглашения.
Ответчик - администрация города Арзамаса иск не признала.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2018 по делу N А43-45050/2017 исковые требования ООО "Арзамасский водоканал" удовлетворены частично. Суд обязал администрацию города Арзамаса Нижегородской области подписать акт о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год в предложенной истцом редакции. В части требований об обязании администрации города Арзамаса подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в инвестиционное соглашение ООО "Арзамасский водоканал" отказано.
Администрация города Арзамаса, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании части пунктов 1,3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением в части обязания Администрации подписать акт о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год. Считает, что:
-освидетельствование скрытых работ должно производиться по завершению данных работ, а не после осуществления строительства, реконструкции объекта. Осмотр скрытых работ после приемки выполненных работ является нарушением строительных правил, поэтому, сделать вывод о качественном выполнении работ в этом случае не представляется возможным;
-акты приемки траншей, каналов, туннелей и блоков под монтаж кабелей, акты осмотра кабельной канализации в траншеях и каналах перед закрытием датируются 05.09.2016 и 03.10.2016, что противоречит актам технической готовности объекта и протоколу замечаний к Акту технической готовности, в которых подтверждено отсутствие актов скрытых работ на всем протяжении строительства. Таким образом, акты приемки траншей, каналов, туннелей и блоков под монтаж кабелей, акты осмотра кабельной канализации в траншеях и каналах перед закрытием от 05.09.2016 и 03.10.2016 представляются недостоверными.
Нарушение норм процессуального права заявитель связывает с тем, что суд разрешил спор без учета допущенного истцом нарушения претензионного порядка в части направления ответчику новой редакции акта о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 03.08.2018 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции поверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Таким образом, предметом поверки апелляционной инстанцией является решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2018 по делу N А43-45050/2017 лишь в части обязания администрации города Арзамаса подписать акт о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции в указанной части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.11.2009 между администрацией города Арзамаса и Ремондис Аква Гмбх энд.Ко.КГ (инвестором) заключено инвестиционное соглашение по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городского округа город Арзамас Нижегородской области, предметом которого является реализация инвестиционного проекта со созданию путем нового строительства инвестиционных объектов и/или реконструкции и эксплуатации инвестиционных проектов, ориентировочный перечень которых установлен в техническом задании и конкретный перечень которых будет установлен в соответствующих планах реализации на строительство (приложения N 2), на реконструкцию (приложение N 3) с ориентировочным объемом инвестиций на момент подписания инвестиционного соглашения в текущих ценах 1 000 000 000 руб.
15.04.2016 между администрацией города Арзамаса Нижегородской области и обществом с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал заключено дополнительное соглашение N 14 о внесении изменений в Инвестиционное соглашение, по условиям которого статьи 1-16 инвестиционного соглашения от 06.11.2009 года изложены в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Инвестиционного соглашения предметом Инвестиционного соглашения является реализация Инвестиционного проекта по созданию путем строительства Инвестиционных объектов и/или реконструкции и эксплуатации Инвестиционных объектов перечень которых установлен в Плане реализации (Приложение N 2 к инвестиционному соглашению) и Инвестиционной программе ООО "Арзамасский водоканал" 2016-2024 гг. с ориентировочным объемом инвестиций на момент подписания Инвестиционного соглашения в текущих ценах 1 000 000 000 (один миллиард) рублей в соответствии с Планом реализации (Приложение N 2 к инвестиционному соглашению) и Инвестиционной программой ООО "Арзамасский водоканал" 2016-2024 гг.
Согласно пункту 6.1.6 статьи 6 Инвестиционного соглашения Администрация обязуется обеспечить подписание актов о частичной реализации Инвестиционного соглашения и Акта о результатах реализации Инвестиционного соглашения, по результатам выполнения работ по строительству и/или реконструкции Инвестиционных объектов и ввода их в эксплуатацию, при условии предоставления инвестором необходимого пакета документов о завершении работ по строительству и/или реконструкции.
В соответствии с пунктом 1.10 статьи 1 Инвестиционного соглашения Акт о частичной реализации Инвестиционного соглашения - это подписываемый сторонами документ, подтверждающий исполнение обязательств Администрации и Инвестора по реализации определенных в инвестиционном плане (Приложение N 2 к Инвестиционному соглашению) и Инвестиционной программе ООО "Арзамасский водоканал" 2016-2024 гг. мероприятий по окончании календарного года.
Как указывает истец, в соответствии с графиком реализации мероприятий за 2016 год ООО "Арзамасский водоканал" реализовало мероприятия и письмами N 02-17-782 11.04.2017, N 02-17-1940 от 14.09.2017 направило в администрацию города Арзамаса Нижегородской области отчет о выполнении Инвестиционной программы ООО "Арзамасский водоканал" 2016-2024 гг. с приложением подтверждающих документов, а также Акт о частичной реализации Инвестиционного соглашения за 2016 год на подписание.
Письмом N 01-38-1206-21/3324 от 24.11.2017 администрация города Арзамаса в целях рассмотрения обращения ООО "Арзамасский водоканал" попросило предоставить документы, подтверждающие фактически произведенные затраты на реализацию мероприятий, указанных в представленном Акте о частичной реализации Инвестиционного соглашения за 2016 год.
Истребуемые документы были представлены ООО "Арзамасский водоканал" в администрацию города Арзамаса, что подтверждается письмом от 30.11.2017 N 02-17-2527.
Поскольку ответчик уклоняется от подписания акта о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год в добровольном порядке, ООО "Арзамасский водоканал" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя частично исковые требования ООО "Арзамасский водоканал", Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации исходил из обоснованности и подтвержденности материалами дела требований ООО "Арзамасский водоканал" в части возложения на Администрацию обязанности подписать акт о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда согласна.
Обязательства сторон возникли из Инвестиционного соглашения по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городского округа город Арзамас Нижегородской области от 06.11.2009.
Следовательно правоотношения сторон по указанному Инвестиционному соглашению регулируются общими положениями гражданского законодательства об обязательствах.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 6.1.6 статьи 6 Инвестиционного соглашения
Администрация приняла на себя обязательство обеспечить подписание актов о частичной реализации Инвестиционного соглашения и Акта о результатах реализации Инвестиционного соглашения, по результатам выполнения работ по строительству и/или реконструкции Инвестиционных объектов и ввода их в эксплуатацию, при условии предоставления инвестором необходимого пакета документов о завершении работ по строительству и/или реконструкции. Таким образом, в соответствии с условиями Инвестиционного соглашения на ответчика возложена обязанность по результатам выполнения работ по строительству и/или реконструкции инвестиционных объектов и ввода их в эксплуатацию осуществить фактическую приемку работ.
При таких обстоятельствах иск о понуждении к исполнению этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Факт предоставления истцом ответчику документов о выполнении работ в 2016 году в соответствии с инвестиционной программой, а также выполнение соответствующих мероприятий подтверждается представленной в дело перепиской между сторонами, договорами подряда, актами выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ том 2, л.д.149-150, том 3,4, том 5 (л.д.1-111).
18.01.2018 проведена комиссионная проверка выполненных в 2016 году мероприятий в рамках реализации инвестиционной программы ООО "Арзамасский водоканал" 2016 - 2024 гг. Комиссия сформирована распоряжением администрации города Арзамаса от 16.01.2018 г. N 14-р. Члены комиссии подтвердили выполнение мероприятий 2016 года в рамках реализации инвестиционной программы ООО "Арзамасский водоканал" 2016 - 2024 гг., что подтверждается представленными в материалы дела актами проверки от 18.01.2018 (том 1, л.д.137-150, том 2 л.д.1-4).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (переписку между сторонами, договоры подряда, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, акты проверки от 18.01.2018) в их взаимосвязи и совокупности, суд правомерно пришел к выводу о том, что уклонение ответчика, как стороны инвестиционного контракта, в котором участвует публично-правовое образование, от подписания акта является неисполнением договорного обязательства. В связи с чем требование истца об обязании подписать акт о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год удовлетворено правомерно.
Довод заявителя о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с пунктами 2, 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом проверен и отклоняется.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец представил в материалы дела письма от 13.09.2017 N 02-17-1940, 26.10.2017 N 02-17-2282, 29.11.2017 N 02-17-2527, в которых просил ответчика подписать проект дополнительного соглашения N 16 к Инвестиционному соглашению по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городского округа город Арзамас Нижегородской области и акт о частичной реализации Инвестиционного соглашения за 2016 год. Указанные письма получены ответчиком, однако урегулировать данный вопрос в досудебном порядке не представилось возможным. Ссылка заявителя о нарушении претензионного порядка разрешения спора в части направления ответчику новой редакции акта о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год, подлежит отклонению, поскольку новая редакции акта о частичной реализации инвестиционного соглашения за 2016 год отличается от предыдущей (направленной в адрес Администрации) только тем, что из нее исключены фактически понесенные затраты на реализацию мероприятий в стоимостном выражении.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции полагает, что претензионный порядок урегулирования спора ООО "Арзамасский водоканал" был соблюден, оснований для оставления иска без рассмотрения у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, спор между сторонами разрешен правильно. Решение арбитражного суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено. Оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2018 не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2018 по делу N А43-45050/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Арзамаса Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.