город Москва |
|
16 апреля 2018 г. |
дело N А40-188221/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2018
по делу N А40-188221/17, принятое судьей Махлаевой Т.И.
по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550)
третье лицо: ИФНС России N 30 по г. Москве (ОГРН 1047730037596)
о признании недействительным решения и об обязании;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Коршунов М.В. по доверенности от 19.09.2017;
от третьего лица - Мамонтов М.А. по доверенности от 25.10.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2018 в удовлетворении заявленных Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области требований о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 22.11.2013 N 124820 о предстоящем исключении ОАО "Фабрика "Текстиль" из Единого государственного реестра юридических лиц, отказано.
Министерство не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, представитель в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представители налоговых органов в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании сведений о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица - ОАО "Фабрика "Текстиль" инспекцией принято решение N 22.11.2013 N 124820 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ОАО "Фабрика "Текстиль" из Единого государственного реестра юридических лиц.
27.11.2013 сведения о предстоящем исключении ОАО "Фабрика "Текстиль" опубликованы в Вестнике государственной регистрации.
В течение трех месяцев после публикации в инспекцию заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ОАО "Фабрика "Текстиль" не поступало.
17.03.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ГРН 7147746333475 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.
Согласно положениям ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом о государственной регистрации.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" введена в действие ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующая административную процедуру (по инициативе регистрирующего органа) прекращения деятельности юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу ч. 2 названной статьи исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации.
Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа установлен главой VII Федерального закона N 129-ФЗ.
Статья 21.1 Закона N 129-ФЗ дублирует положения ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и в качестве необходимых и достаточных для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц признаков недействующего юридического лица предусматривает: непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету (п. п. 1, 2). Кроме того, данная норма предусматривает, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4).
Согласно п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 данного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
С учетом предусмотренной ст. ст. 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц исключение регистрирующим органом такого лица из государственного реестра является самостоятельным действием, которое совершается им после принятия и опубликования решения о предстоящем исключении недействующей организации и истечения срока для направления кредиторами и иными заинтересованными лицами своих заявлений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ОАО "Фабрика "Текстиль" как недействующего юридического лица из реестра послужило наличие сведений об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, ОАО "Фабрика "Текстиль" отвечало всем признакам прекратившего свою деятельность юридического лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, п. п. 1 - 3 ст. 21.1, п. 8 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Фактические обстоятельства рассматриваемой ситуации и представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи об исключении из государственного реестра юридического лица регистрирующим органом в данном случае соблюден в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются, поскольку не могут являться основанием для признания незаконным принятого регистрирующим органом оспариваемого решения, поскольку кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Инспекция не владела информацией о наличии у ОАО "Фабрика "Текстиль" непогашенной задолженности.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2018 по делу N А40-188221/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.