г. Владивосток |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А51-30173/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания",
апелляционное производство N 05АП-1638/2018
на решение от 07.02.2018
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-30173/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769)
к государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Лазурит"
об оспаривании предписания от 07.12.2017 N 51-04-14/106,
при участии:
от АО "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Верходубенко Н.Н. по доверенности от 15.06.2015, сроком действия по 15.06.2018, служебное удостоверение;
от государственной жилищной инспекции Приморского края, ООО "Управляющая жилищная компания "Лазурит": в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее по тексту - заявитель, общество, АО "ДГК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - инспекция, ГЖИ Приморского края) от 07.12.2017 N 51-04-14/106.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) на основании определения суда от 17.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Лазурит" (далее по тексту - третье лицо, ООО "УЖК "Лазурит").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "ДГК" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество указывает, что в оферте, направленной в адрес ООО "УЖК "Лазурит" в качестве заказчика указана управляющая компания, ответственная за содержание общего имущества собственников многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловская в г. Артеме, которая в силу закона несет обязанность по оплате выполненных ресурсоснабжающей организацией работ по установке общедомового прибора учета.
Инспекция, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
ГЖИ Приморского края, ООО "УЖК "Лазурит" в представленных в материалы дела отзывах, приобщенных коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа от 09.11.2017 N пр.51-622 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "ДГК", в ходе которой установлено, что общество направило управляющей организации на подписание договор N 461/ПГ-17, противоречащий порядку расчета, принятому собственниками многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артеме на общем собрании, оформленном протоколом от 05.07.2017 N 4/2017.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 07.12.2017 N 51-04-13/157.
В этот же день обществу выдано предписание N 51-04-14/106 об устранении выявленных нарушений, а именно в срок до 25.12.2017 направить в адрес ООО "УЖК "Лазурит" предложение-оферту об оснащении многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловская в г. Артёме общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) с выставлением платежа за установку непосредственно собственникам помещений указанного дома с рассрочкой на 5 лет.
Не согласившись с вынесенным инспекцией предписанием от 07.12.2017 N 51-04-14/106, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие выявленных нарушений нашло подтверждение материалами дела, в связи с чем оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего:
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па (далее по тексту Положение N 302-па), ГЖИ Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 пункта 2.2 Положения N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения управляющей организацией требований жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, действующее законодательство в жилищной сфере обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение требования, установленного частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (27.11.2009), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01.07.2012.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее по тексту - ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи), в части оснащения их приборами учета используемой тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с вышеназванными положениями статьи 13 Закона N 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации или организации, оказывающие услуги по передаче этих ресурсов, обязаны обеспечить оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанность по установке общедомового прибора учета.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее по тексту - Порядок N 149).
Указанный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Разделом II Порядка N 149 определена процедура заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 149 договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия: предмет договора; цена договора; порядок расчетов по договору; срок установки прибора учета; место установки прибора учета; порядок ввода установленного прибора в эксплуатацию; гарантийные обязательства исполнителя.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ также определено, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Из совокупности перечисленных правовых норм и разъяснений следует, что мероприятие по оснащению приборами учета организацией, осуществляющей установку коллективного (общедомового) прибора учета предусматривает, в том числе заключение договора, содержащего все существенные условия, включая порядок расчетов по договору.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае спор возник относительно условия о порядке расчетов по договору, которое в соответствии с пунктом 13 Порядка N 149 является существенным условием.
В частности, заявитель настаивает на том, что обязанность по оплате установки ОДПУ должна быть отнесена договором на управляющую организацию (ООО "УЖК "Лазурит"), в то время как инспекция и третье лицо считают, что порядок расчета должен соответствовать принятому на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома решению, оформленному протоколом от 05.07.2017 N 4/2017, в соответствии с которым жильцами прямо установлено, что оплата должна быть произведена собственниками непосредственно АО "ДГК" с рассрочкой платежа на 5 лет.
Как уже было отмечено ранее, частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрен срок (01.07.2012), до которого собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Лицо, добровольно не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов (в рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирных домах), обязано оплатить расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством именно на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность по установке приборов учета с их оплатой гражданами-собственниками помещений многоквартирных домов.
Следовательно, в рамках оказания услуг теплоснабжения в силу прямого императивного предписания норм закона АО "ДГК" как ресурсоснабжающая организация должно проводить работу по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии с отнесением затрат по их установке на собственников помещений таких многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 Порядка N 149 договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
Исходя из содержания указанных правых положений, при заключении договора установлен субъектный состав его участников: с одной стороны - организация, которая осуществляет снабжение энергетическими ресурсами, и с другой стороны - собственник помещения в многоквартирном доме.
При этом, лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирного дома, может, но не обязано выступать в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета.
Из системного анализа норм действующего законодательства следует, что заказчиком по такому договору может выступать управляющая компания в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения (подпункт "с" пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
В рассматриваемом случае собственники помещений жилого многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артёме не принимали решение о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491), коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом многоквартирного дома, входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем, в том числе отопления и горячего водоснабжения.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При этом согласно пункту 28 Правил N 491 собственник помещений обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества.
Пунктами 16, 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Из материалов дела следует, что ООО "УЖК "Лазурит" осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным домом на основании договора от 02.07.2013, а также лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
От коллектива собственников многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артёме в адрес АО "ДГК" было направлено заявление от 10.05.2017 (вх. N 807) с просьбой установить прибор учёта тепловой энергии с оплатой расходов с рассрочкой на 3-5 лет, которые следует прописывать в квитанциях по оплате за тепло.
Ответом от 23.05.2017 N 110-01-14/1307 АО "ДГК" сообщило о необходимости проведения подготовительных мероприятий для подготовки помещения под установку ОДПУ. Ресурсоснабжающая организация также сообщила о необходимости провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по решению вопроса об установке ОДПУ, способа её оплаты.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артёме, оформленным протоколом от 05.07.2017 N 4/2017, определено установить ОДПУ в многоквартирном доме.
Пунктом 2 указанного протокола предусмотрено, что оплата установки ОДПУ должна производиться собственниками помещений многоквартирного дома непосредственно АО "ДГК" с рассрочкой платежа на пять лет.
Более того, собственники помещений данного дома в качестве лица, которое от их имени уполномочено на участие в контроле и приемке работ по установке ОДПУ, выбрали одного из собственников помещений: инициатора проведения данного собрания - С.В. Степанова.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно пункту 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
По решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44 - 48 ЖК РФ, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений. В качестве особенностей режима могут быть установлены: порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества, использование средств, полученных от сдачи общего имущества здания в аренду (пункт 6).
Из приведенных норм следует, что основным способом установления порядка расчетов за содержание общего имущества на законодательном уровне определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Собственники помещений вправе установить особенности режима использования общего имущества дома, в том числе порядок участия в расходах на содержание общего имущества.
Учитывая вышеназванные правовые положения, а также содержание протокола общего собрания от 05.07.2017 N 4/2017 многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артёме, порядок расчета за установку ОДПУ должен производиться по принятому общим собранием решению, а именно: собственниками помещений многоквартирного дома непосредственно АО "ДГК" с рассрочкой платежа на пять лет.
В рассматриваемом случае такой порядок расчета не нарушает права граждан - собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку ОДПУ относится к общему имуществу, а в силу требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил N 491, Порядка N 149 обязанность по оплате расходов по установке приборов учета возложена на собственников помещений.
Из пункта 38.1 Правил N 491 также следует, что в случае если собственники помещений многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Абзацем 2 пункта 38.1 Правил N 491 определено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, учитывая, что собственники помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской приняли решение оплатить расходы по установке ОДПУ, пункт 38(1) обязывает в такой ситуации АО "ДГК" выставить собственникам помещений отдельный счет на оплату услуг.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае прибор учета в многоквартирном доме не установлен, что является недопустимым в силу императивных требований закона; имеется решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артеме, принятое в установленном ЖК РФ порядке и, соответственно, обязательное к применению; все начисления жителям за услуги теплоснабжения, а также сбор средств с ведением претензионной и судебной работы по взысканию дебиторской задолженности осуществляет непосредственно АО "ДГК".
Как следует из материалов дела, дополнительным соглашением от 12.02.2008 к договору энергоснабжения жилого фонда (в горячей воде) от 01.01.2007 N 360-А5 предусмотрено, что абонент (ООО "УЖК "Лазурит") передал энергоснабжающей организации (ОАО "ДГК") право расчетов и сбора денежных средств за услуги по отоплению и горячему водоснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений, с производством начислений, печати и доставки счетов-квитанций на оплату и осуществлением сбора платежей непосредственно с собственников и нанимателей.
Кроме того, пункт 5 указанного дополнительного соглашения указывает, что энергоснабжающая организация обязуется не предъявлять абоненту претензии по задолженности, образовавшейся за собственниками и нанимателями жилых помещений.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации АО "ДГК" также располагает исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в общедомовом имуществе, так как платежи за теплоснабжение рассчитываются аналогично содержанию платы за содержание жилья.
Более того, в материалы дела ООО "УЖК "Лазурит" представлены доказательства фактического выставления жителям многоквартирного дома отдельных счетов на оплату работ по установке общедомового прибора учета теплоснабжения. Так, в 2016 году по жилому многоквартирному дому N 6-а по ул. Черноморской в г. Артёме, находящемуся в управлении ООО "УЖК "Лазурит", после установки специалистами АО "ДГК" общедомового прибора учета теплоснабжения всем собственникам помещений данного дома ресурсоснабжающая организация направила уведомления с информацией о необходимости оплаты ОДПУ. К уведомлению были приложены графики платежей с учетом рассрочки на пять лет, а также адресные счета-квитанции, по которым жители произвели оплату.
С учетом изложенных фактических обстоятельств дела и приведенных норм права доводы заявителя жалобы о том, что в спорной ситуации возмещение расходов по установке ОДПУ должны быть возложены на управляющую организацию - ООО "УЖК "Лазурит", отклоняются коллегией ввиду несостоятельности.
Несмотря на то, что управляющая организация выступает как специализированная коммерческая организация при управлении многоквартирным домом и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, указанное обстоятельство не даёт права АО "ДГК" руководствоваться только теми положениями жилищного законодательства, которые позволяют защитить его коммерческие интересы в ущерб законным интересам собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Действительно, в силу в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации.
Материалами дела подтверждается, что требуемые ресурсоснабжающей организацией мероприятия, обеспечивающие установку ОДПУ, были выполнены ООО "УЖК "Лазурит" и завершены 12.09.2017, а именно: произведен демонтаж не функционирующих инженерных сетей системы отопления и холодного водоснабжения в месте установки ОДПУ; в подвальном помещении произведена выемка грунта для устройства требуемой высоты помещения не менее 1,8 м; произведено бетонирование пола с устройством решетчатого водосборного приямка; осуществлена побелка помещения (стен и потолка); помещение ограждено; произведена окраска ограждения и трубопроводов отопления; осуществлен монтаж системы освещения данного помещения и путей подхода к нему; произведен монтаж электропитания 200 вольт для ОДПУ; установлена решетка на продух в цоколе подвального помещения.
О завершении работ и возможности установки ОДПУ теплоснабжения ООО "УЖК "Лазурит" неоднократно уведомляло АО "ДГК" письмами от 13.09.2017 N 1510/2, от 13.09.2017 N 1514/2, от 29.09.2017 N 1537/2, от 16.10.2017 N 1571/2.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что направленный АО "ДГК" проект договора от 07.09.2017 N 461/ПГ-17 противоречит как приведенным нормам действующего законодательства, так и принятому собственниками помещений жилого многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловской в г. Артеме решению, что подтверждает правомерность доводов инспекции о нарушении обществом пункта 13 Порядка N 149 и, следовательно, необходимости направить предложение-оферту об оснащении многоквартирного дома N 5 по ул. Михайловская в г. Артёме ОДПУ с выставлением платежа за установку непосредственно собственникам помещений указанного дома (исходя из решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 05.07.2017 N 4/2017).
С учетом изложенного, у инспекции, как органа муниципального жилищного контроля, имелись правовые основания для выдачи обществу оспариваемого предписания от 07.12.2017 N 51-04-14/106, которое соответствует требованиям жилищного законодательства, правомерно возлагает АО "ДГК" обязанность по устранению выявленных нарушений и является исполнимым.
Нарушения уполномоченным органом требований Закона N 294-ФЗ судом не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2018 по делу N А51-30173/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.