г. Пермь |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А71-2882/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от истца Акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ОГРН 1071840002288, ИНН 1833046700) - Копосов А.М., паспорт, доверенность от 16.01.2018 года; Гиниятов Р.П., паспорт, доверенность от 03.04.2018 года;
от ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689) - Козлова Т.С., паспорт, доверенность от 01.12.2017;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
жалобу истца Акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 января 2018 года
по делу N А71-2882/2017, принятое судьей И.В. Шумиловой
по иску Акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ОГРН 1071840002288, ИНН 1833046700)
к Министерству финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689)
третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
о взыскании 4 507 843 руб. 50 коп. убытков,
установил:
Акционерное общество "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - истец, общество "ИПОПАТ", транспортная организация) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании 4 507 843 руб. 50 коп. убытков, образовавшихся в период с 01.05.2016 по 01.10.2016 в виде выпадающих доходов при перевозке льготных категорий граждан.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что фактически с предоставлением скидки в спорный период была осуществлена перевозка 819 510 пенсионеров. Данные о перевозке данной категории пассажиров зафиксированы при продаже соответствующих билетов АО "Автовокзалы Удмуртии" и ООО "Транспортные информационные системы". Предоставленные в соответствии с Договором N 154 субсидии фактический объём перевозок не учитывают, что привело к образованию убытка в виде разницы межу фактическим объёмом выпадающих доходов и выпадающих доходов, покрытых субсидией, в размере 4 507 843 руб. 50 коп.
Министерством финансов представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство финансов возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества "ИПОПАТ" поддерживают доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства финансов возражает против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13.04.2015 N 158 "Об установлении меры социальной поддержки пенсионерам по проезду на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси) на территории Удмуртской Республики" (в редакции от 01.08.2016) пенсионерам установлена 50-процентная скидка со стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси), действующую ежегодно в период с 1 мая по 1 октября текущего года.
Порядок предоставления транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям субсидии в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением пенсионерам 50-процентной скидки со стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси) утвержден Приказом Миндортранса УР от 22.04.2015 N 0123/01-05 (в редакции от 03.02.2016).
В соответствии с указанным Порядком между ОАО "ИПОПАТ" (Перевозчик) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (Министерство) заключен договор от 14.04.2016 N 154 на предоставление субсидии в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением пенсионерам 50-процентной скидки со стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси) (далее Договор N154).
Пунктом 1.1 договора N 154 предусмотрено, что Министерство предоставляет Перевозчику субсидию за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству законом о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год, а Перевозчик на период с 1 мая по 1 октября 2016 г. предоставляет пенсионерам 50-процентную скидку со стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси) на территории Удмуртской Республики.
Истец в период с 01.05.2016 по 01.10.2016 осуществлял перевозку пассажиров-пенсионеров на маршрутах пригородного сообщения с 50% скидкой от стоимости проезда.
В целях возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанной скидки, Миндортранс УР перечислило в адрес ОАО "ИПОПАТ" субсидии на сумму 10 312 533 руб.
Общество, указывая на то, что размер связанных с перевозкой пенсионеров выпадающих доходов за период с 01.05.2016 по 01.10.2016 фактически составил 14 820 376 руб. 50 коп., обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о возмещении расходов в непокрытой части, в сумме 4 507 843 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих факт наличия убытков; размер затрат, которые истец понес при предоставлении скидки,
, не доказан.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из приведенного следует, что условия предоставления субсидий подлежат нормативному закреплению в правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с Порядком предоставления транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям субсидии в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением пенсионерам 50-процентной скидки со стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси) утвержден Приказом Миндортранса УР от 22.04.2015 N 0123/01-05, предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных (доведенных) Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство) законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (п. 2 Правил).
В соответствии с п. 3 Порядка условиями предоставления Субсидии являются:
1) наличие договора о перевозке граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по проезду на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения в Удмуртской Республике, заключенного между Перевозчиком и Министерством;
2) осуществление Перевозчиком перевозки пассажиров с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по проезду на внутреннем водном транспорте пригородного и городского сообщения в Удмуртской Республике, установленного законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;
3) представление Перевозчиком в Министерство отчетов, содержащих достоверную информацию, в сроки, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно п. 5 Порядка сумма предоставляемой субсидии перевозчику определяется Министерством ежемесячно в срок до 19 числа месяца, следующего за отчетным, и рассчитывается как разница между полученными в отчетном месяце перевозчиком доходами от перевозки граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, воспользовавшихся льготой на проезд, и доходами, которые перевозчик получил бы в отчетном месяце от перевозки указанных пассажиров по установленным уполномоченным исполнительным органом государственной власти тарифам, на основании отчетов, предоставляемых Перевозчиком в срок до 14 числа месяца, следующим за отчетным, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно п. 10 Порядка субсидия предоставляется на основании договора на предоставление субсидии в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением пенсионерам 50-процентной скидки со стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения с учетом сезонных маршрутов (кроме такси), заключаемого ежегодно между перевозчиком и Министерством, предусматривающего, в том числе, сроки перечисления субсидии, сроки представления отчетов, согласие перевозчика на осуществление Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проверок соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии.
ОАО "ИПОПАТ" при заключении Договора N 154 добровольно приняло его условия (п.п. 2.2.1, 2.2.2) о возмещении выпадающих доходов в размере, определяемом Порядком в пределах бюджетных ассигнований на данные цели в текущем финансовом году, что исключает дополнительное взыскание выпадающих доходов в качестве убытков.
Таким образом, стороны обязаны руководствоваться предписанным Порядком определения размера субсидий и не вправе применять иной порядок.
В соответствии с Законом УР от 18.12.2015 N 95-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год" на спорные цели Миндортранс УР было выделено 25 004, 1 тыс. рублей. Все средства израсходованы по целевому назначению.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР обязательства по Договору N 154 за период с 01.05.2016 по 01.10.2016 исполнены в соответствии с установленным Порядком, на основании сводных актов выполненной транспортной работы, представленных перевозчиками, на основании чего, истцу было распределено 10312533 руб.
В силу п.п. 1, 5 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы (убытки).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Между тем применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать следующую совокупность обстоятельств: факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение причинителя вреда (нарушение гражданско-правового обязательства), наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица. Ответчик должен доказать отсутствие вины, исходя из ее презумпции (за исключением случаев наступления ответственности на иных основаниях).
Отсутствие одного из вышеперечисленных условий служит основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Из материалов дела следует, что в обоснование требования истцом указано, что фактически с учетом перевезенных с предоставлением скидки пассажиров в количестве 819 510 человек размер предоставленной им скидки, составил 14 820 376 руб. 50 коп., следовательно, размер убытка в виде выпадающего дохода составил 4507843 руб. 50 коп. из расчета 14820376 руб. 50 коп. - 10312533 руб.
В подтверждение указанных сведений истцом представлены информационные письма АО "Автовокзалы Удмуртии", ООО "Транспортные информационные системы", паспорта пригородных маршрутов, отчет о реализации перевозок АО "Автовокзалы Удмуртии" за период с 01.05.2016 по 01.10.2016, реестры поездок ООО "Транспортные информационные системы" за период с 01.05.2016 по 30.09.2016 (с приложением договора от 30.09.2015 N 1/09-2015 услуги по организации учета количества поездок оплачиваемых гражданами, сублицензионного договора), посадочные ведомости и дополнительные посадочные на маршруты пригородного сообщения отправляемые с автовокзала и автостанций принадлежащих АО "Автовокзалы Удмуртии", билетно-учетные листы автобусов, контрольные отчеты.
Арбитражный апелляционный суд на основе исследования представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о том, что представленные доказательства не позволяют достоверно определить данный показатель.
Согласно расчетам истца сумма выпадающего дохода в связи с осуществлением перевозки пассажиров со скидкой за период с 01.05.2016 по 01.10.2016 составляет 14820376 руб. 50 коп., из них 12573529 руб. по информации предоставленной ООО "ТИС", которая сложилась в результате обобщения и анализа сведений содержащихся билетно-учетных листах автобусов и контрольных отчетах за указанный период и 2246847 руб. 50 коп. по информации предоставленной АО "Автовокзалы Удмуртии" исходя из сведении содержащихся в посадочных ведомостях и дополнительных посадочных ведомостях за указанный период.
При этом в представленных билетно-учетных листах автобусов и контрольных отчетах отсутствуют сведения о фамилии, имени, отчестве, лица, имеющего право на льготу, реквизитов документа, удостоверяющего право на льготный проезд.
Согласно пояснениям истца данная категория учитывается, по серии "14", при этом допустимого и достоверного доказательства в подтверждение данного факта истцом не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с паспортом маршрута N 125 "Чур - Як-Бодья" (далее - Паспорт) стоимость проезда до различных остановок составляет 17, 24, 30, 36, 43, 49 или 54 рубля - в зависимости от дальности следования, вместе с тем, в посадочной ведомости от 05.05.2016 N ЯкБ0009095 стоимость проезда пенсионера составила до остановки Сосновый 10 руб. При этом паспорт маршрута не содержит наименования такой остановки и соответствующего тарифа в 20 руб.
Таким образом, достоверных доказательств убыточности перевозки пассажиров со скидкой, недостаточности перечисленных ответчиком субсидий для погашения фактически понесенных затрат, истцом не представлено.
Материалами дела не подтверждено наличие у общества фактических убытков от перевозки льготных категорий пассажиров за период с 01.05.2016 по 01.12.2016 в размере, превышающем полученной субсидии, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку субсидии носят целевой характер, предоставляются при соблюдении определенных условий, а заявителем такие условия соблюдены не были, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 22 января 2018 года по делу N А71-2882/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.