г. Самара |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А65-11492/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2018 года по делу N А65-11492/2017 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "АЛНАС" (ИНН 1607000081, ОГРН 1021601624021), Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
третьи лица:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛНАС" (далее - заявитель, общество, правопреемник ОАО "АЛНАС") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 27.03.2017 N 013S19170007069 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.2-5).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2018 по делу N А65-11492/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан от 27.03.2017 N 013S19170007069.
Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "АЛНАС", г.Альметьевск.
Взыскал с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан, г.Альметьевск (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495), в пользу открытого акционерного общества "АЛНАС", г.Альметьевск (ОГРН 1021601624021, ИНН 1607000081) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины (л.д.131-134).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что первоначально представленный отчет формы СЗВ-М за май 2016 года не содержал сведения о 3 (трех) застрахованных лицах, впоследствии отраженные в 6 разделе РСВ-1.
ОАО "АЛНАС" не уточняло (исправляло) ранее представленные индивидуальные сведения, а представило впервые СЗВ-М по форме (ДОПОЛНЯЮЩАЯ) на 3 застрахованных лиц (т.к. в отчете формы СЗВ-М (ИСХОДНАЯ) сведения на 3 сотрудников отсутствовали вообще).
Судом не принято во внимание, что вследствие совершения правонарушений, выраженных в непредставлении сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, негативные последствия наступают, как для органов пенсионного фонда (вследствие невозможности удержания с пенсионеров излишне выплаченных сумм пенсий в силу пункта 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), так и для застрахованных лиц (вследствие нарушения их права на своевременную индексацию размера назначенных пенсий) (л.д.140-144).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В суд апелляционной инстанции от Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Альметьевске по Республике Татарстан (межрайонное) поступило ходатайство о процессуальной замене Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске по Республике Татарстан на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Альметьевске по Республике Татарстан (межрайонное), в связи с реорганизацией и его переименованием в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.08.2017 N 598п.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции производит переименование ответчика по делу - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске по Республике Татарстан на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Альметьевске по Республике Татарстан (межрайонное).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 31.01.2017 заявителем получено от Пенсионного фонда уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которому необходимо в срок до 06.02.2017 представить СЗВ-М по форме "дополняющая", либо индивидуальные сведении за 2 квартал 2016 года по форме "корректирующая" по стажу на застрахованные лица (л.д.29, 30).
06.02.2017 заявителем представлены в Пенсионный фонд дополнительные сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М "дополняющая") за май 2016 года к ранее представленным 07.06.2016 сведениям по форме (исходная) принятая пенсионным органом (л.д.28).
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионный фонд выявил нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования лиц за май 2016 года, что зафиксировано в акте от 16.02.2017 N 013S18170003420 (л.д.31).
По результатам рассмотрения акта от 16.02.2017 Управлением Пенсионного фонда принято решение от 27.03.2017 N 013S19170007069 о привлечении, о привлечении заявителя к ответственности по статье 17 Закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) в виде 1500 руб. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов сведений о застрахованных лицах в орган контроля за уплатой страховых взносов в установленный в срок в связи с неполнотой и недостоверностью (л.д.33).
Не согласившись с законностью вынесенного решения, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, установлено ответственности в виде применения финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что своевременно, в срок установленный пенсионным органом в уведомлении от 31.01.2017 (06.02.2017) устранил ошибку в отчете в СЗВ-М, свидетельствующую о нарушении законодательства, следовательно, применению подлежат положения пункта 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" о неприменении финансовых санкций.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Из материалов дела видно, что 31.01.2017 заявителем получено уведомление Пенсионного фонда об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которому необходимо в срок до 06.02.2017 представить СЗВ-М по форме "дополняющая", либо индивидуальные сведении за 2 квартал 2016 года по форме "корректирующая" по стажу на застрахованные лица.
06.02.2017, в течение 5 рабочих дней, заявителем представлены в Пенсионный фонд дополнительные сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М "дополняющая"), статус протокола контроля отчетности "положительный".
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений пенсионным фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В рассматриваемом случае заявителем согласно уведомлению от 31.03.2017 представлены дополняющие сведения (06.02.2017) в срок, предусмотренный вышеназванным законодательством и локальными нормативными актами, в том числе, установленный пенсионным органом в уведомлении от 31.01.2017 (л.д.8).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Пенсионный фонд не доказал наличие в действиях Заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте, недостоверности, нарушении сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2016 года, при исполнении уведомления пенсионного орган от 31.03.2017.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о принятии пенсионным органом оспариваемого решения от 27.03.2017 N 013S19170007069 в нарушение статьи 17 Закона N27-ФЗ, Инструкции от 21.12.2016 N766н, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя и влечет удовлетворение заявленных требований последнего.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о том, что вышеназванным пенсионным законодательством при обнаружении нарушений пенсионным органом, законодательством предусмотрено право страхователя на представление сведений в сроки, указанные в требовании пенсионного органа.
Заявителем, во исполнение уведомления пенсионного органа от 31.01.2017, установившим срок (до 06.02.2017) для представления страхователем на 3-х застрахованных лиц, дополняющей формы сведений за май 2016 года к первоначально представленным сведениям (исх. форма - 07.06.2016), представлены спорные дополнительные сведения, в указанный пенсионным органом срок - 06.02.2017.
При этом первоначально представленные заявителем до истечения установленного законодательством срока (10.06.2016) сведения по форме исходная за май 2016 года приняты пенсионным органом 07.06.2016 без замечаний (л.д.28).
Соответственно доводы пенсионного органа, которым как следует из документов, принята исходная форма сведений без замечаний 07.06.2016 (положительный протокол), изложенные в отзыве о представлении страхователем сведений по форме СЗВ-М за май 2016 г. (по форме исх.) с нарушением срока 06.02.2017 (л.д.21), противоречат материалам дела в том числе, уведомлению самого Пенсионного фонда от 31.01.2017 об устранении ошибок в срок до 06.02.2017 (л.д.6), исполненного страхователем и вышеупомянутому пенсионному законодательству и не могут быть положены в основу принятого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2018 по делу NА65-19478/2017.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2018 года по делу N А65-11492/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.