г. Воронеж |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А14-14838/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Протасова А.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "КвадраСтрой": Сергановой М.В., доверенность N 52кс от 09.01.2018,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа: Бирюковой И.В., доверенность N 01-08/23263 от 25.12.2017; Кравченко В.В., доверенность N 01-08/20709 от 29.11.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КвадраСтрой" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2018 по делу N А14-14838/2017 (судья Аришонкова Е.А.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КвадраСтрой" (ОГРН 1133668020771, ИНН 3664125997) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (ОГРН 1043600196045, ИНН 3664062320) о признании недействительным решения N 803 от 21.04.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КвадраСтрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.04.2017 N 803 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Общество указывает на необоснованное применение Инспекцией в целях исчисления земельного налога за 2016 год постановления Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108. Ссылается на то, что ООО "КвадраСтрой" руководствовался сведениями, указанными ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 в размере 112 772,25 руб., на основании которых и был исчислен земельный налог за 2016 год.
Также в обоснование апелляционной жалобы ООО "КвадраСтрой" ссылается, что налоговый орган указывал на необходимость применения Обществом кадастровой стоимости в размере 112 772,25 руб. при исчислении земельного налога в отношении спорного земельного участка после 01.01.2016, что, по мнению Общества, подтверждается решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2017 по делу N А14-317/2017.
В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "КвадраСтрой" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0404005:28, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Гродненская, 65. В этой связи и в соответствии со статьей 388 НК РФ Общество является налогоплательщиком земельного налога.
Общество 26.01.2017 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год, в которой на основании постановления Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 исчислило земельный налог в сумме 677 руб., исходя из налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка 112 772,25.
По итогам камеральной проверки, итоги которой отражены в акте N 541 от 07.03.2017, Инспекцией принято решение от 21.04.2017 N 803 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "КвадраСтрой" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 110 556 руб. Также указанным решением Обществу доначислены к уплате в бюджет земельный налог за 2016 год в размере 552 778 руб. и пени в сумме 40 289,33 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области N 15-2-18/20074@ от 14.07.2017 решение Инспекции от N803 от 21.04.2017 отменено в части суммы штрафных санкций, размер которых снижен Управлением на основании п. 3 ст. 114 НК РФ до 27 639,50 руб. (в 4 раза).
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления Инспекцией земельного налога явился вывод налогового органа, что для целей исчисления земельного налога за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0404005:28 применима кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108, в размере 92 242 521 руб. Общество, при исчислении земельного налога за 2016 год использовало кадастровую стоимость в размере 112 772,25 руб., утвержденную Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 и внесенную в Единый государственный кадастр недвижимости 29.12.2015.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал правомерным доначисление Инспекцией ООО "КвадраСтрой" земельного налога за 2016 год, соответствующих пени и налоговых санкций, установив, что налоговым органом при расчете налога правомерно применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 92 242 521 руб., установленная с постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 1108 (далее - Постановление N 1108), так как установленная постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 (далее - Постановление N 970) кадастровая стоимость участка подлежит применению для исчисления земельного налога, начиная с 01.01.2017.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В 2015 году в Воронежской области была проведена очередная оценка кадастровой стоимости земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области". Текст данного постановления размещен в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru 14.12.2015.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Поскольку Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области" официально опубликовано 14.12.2016, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017.
Довод Общества, что при исчислении земельного налога за 2016 год он руководствовался сведениями, указанными ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку в силу вышеизложенных норм в целях налогообложения указанная стоимость подлежала применению только в 2017 году.
Таким образом, в 2016 году для целей налогообложения продолжали действовать результаты кадастровой оценки, утвержденные Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанные в предоставленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области справке и выписке о кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения позволяли Обществу установить реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости и дату ее утверждения, исходя из чего, ООО "КвадраСтрой" имело возможность определить размер кадастровой стоимости, применимой при исчислении земельного налога за 2016 год, на основании сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом действия во времени нормативных правовых актов, которыми указанные сведения утверждены.
Также судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что факт предоставления филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Обществу сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, отраженной в справке о кадастровой стоимости, не может служить основанием для применения положений п. п. 3 и п. п. 4 части 1 ст. 111 НК РФ, поскольку в силу своих полномочий и статуса ФГБУ "ФКП Росреестр" не является органом, уполномоченным на выдачу письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, и, кроме того, в данной справке отражен как размер кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016, так и реквизиты нормативного акта об утверждении данной стоимости, позволяющие установить (с учетом п.1 ст. 5 НК РФ) начало действия данного акта для целей налогообложения в части применения указанного размера кадастровой стоимости.
Ссылка Общества на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2017 по делу N А14-317/2017 отклоняется поскольку не имеет правового значения в рамках настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2018 по делу N А14-14838/2018 отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы. В связи с тем, что Обществом при обращении в апелляционный суд по платежному поручению N 283 от 15.02.2018 ошибочно уплачено 3000 руб. (исходя из предмета заявленных требований пошлина составляет 1500 руб.), 1500 руб. государственной пошлины подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2018 по делу N А14-14838/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "КвадраСтрой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14838/2017
Истец: ООО "КвадраСтрой"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г.Воронеж, УФНС России по ВО