г. Москва |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А40-190566/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
И.А. Чеботаревой, П.В. Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Ломбард Морион" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2017 по делу N А40-190566/17, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-1515)
по заявлению ООО "Ломбард Морион"
к ГУ ЦБ РФ по ЦФО г. Москва
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ворошилова Т.А. по дов. от 01.02.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ломбард Морион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, об оспаривании постановления об административном правонарушении N ВН-53-22/9546 от 26.08.2017 года N ВН-53- 22/13691, вынесенного заместителем управляющего Отделением 3 Главного управления Центрального Банка РФ по Центральному федеральному округу г. Москва Д.В. Зыковым, и которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом суд исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. При этом общество указывает на неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норма материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и видно из материалов дела, в результате проведенного сравнительного анализа представленного Ломбардом отчета о деятельности по состоянию на 30.09.2015 и отчета о деятельности по состоянию на 31.12.2015, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, на предмет выявления нарушений, в связи с неверно отраженными показателями за отчетный период, установлено следующее:
- в подразделе 1 "Сведения о займах" раздела II "Основные показатели деятельности ломбарда" отчета о деятельности Ломбарда, значения показателей за отчетный период отражены неверно.
В результате проведенного анализа отчета о деятельности Общества за 2015 календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, административным органом было установлено следующее:
- в разделе IV "Балансовые показатели" отчета о деятельности Ломбарда значения показателей, включающих в себя подмножества иных показателей, указаны неверно. Значение показателя в строке 1 должно быть больше или равно сумме значений показателей в строках 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6;
- значение строки 1 в разделе IV "Балансовые показатели" отчета о деятельности Ломбарда должно быть равно сумме строк 2 и 3, а в том случае, если указанное тождество не выполняется, то значение пункта 1 должно быть равно разности строк 3 и 2;
- в составе отчета о деятельности не приложена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.
В связи с чем, в адрес Общества направлено Предписание от 13.05.2016 N Т1 -53- 22-08/24495 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым в соответствии со ст.76.5 Закона N 86-ФЗ и п.5 ч. 4 ст. 2.3 Закона N 196-ФЗ Ломбарду предписано в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания:
- представить в Банк России исправленный отчет о деятельности ломбарда за календарный год, представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, по форме и в порядке, которые установлены в Указании N 3355-У.
Указанное Предписание получено Обществом 27.05.2016, что подтверждается записью о размещении электронного документа в личном кабинете Общества, однако в установленные сроки не исполнено.
Невыполнение в срок Предписания послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 19.08.2016 N ВН-53-22/9546 по факту нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности в виде штрафа оспариваемым постановлением от 26.08.2017 г. N ВН-53-22/9546.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 23.74 КоАП РФ Банк России является органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным финансовым организациям относятся, в том числе, микрофинансовые организации.
Согласно ст. 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
Согласно пп. 2.2 п. 2 Указания Банка России от 05.08.2014 N 3355-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание N 3355-У), отчет о деятельности ломбарда составляется за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, заполняются разделы I - IV.
В силу пп. 2.2 п. 2 Указания N 3355-У к отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 1 Порядка составления отчета о деятельности ломбарда (Приложение 1 к Указанию N 3355-У), данные в отчете о деятельности ломбарда отражаются по состоянию на последний календарный день отчетного периода включительно или за отчетный период, за исключением раздела III, данные в котором отражаются за квартал.
В соответствии с п. 1.1 Указания Банка России от 21.12.2015 N 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета" (далее - Указание N 3906-У) некредитные финансовые организации, саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков направляют в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, осуществляют иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, а также получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица, посредством использования информационных ресурсов (далее - электронный документ).
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 2.3 Закона N 196-ФЗ Банк России направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Согласно п. 8 ст. 2 Закона N 196-ФЗ ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
В соответствии с п. 4.3 Указания N 3906-У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о размещении Банком России в личном кабинете, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью Банка России, с возможностью ее получения.
Согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Довод Общества о нарушении сроков рассылки оспариваемого постановления, установленных ст. 29.11 КоАП РФ, несостоятелен, поскольку нарушение указанного срока не является основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности ввиду того, что рассылка постановления производится после его составления и не может повлиять на его законность и обоснованность.
Довода заявителя о том, что ООО "Ломбард Морион" ликвидировано, суд первой инстанции указал, что Арбитражный суд города Москвы решением от 09.02.2016 по делу N А40-252211/15-148-1477 по заявлению Банка России в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу к Обществу решил:
- ликвидировать ООО "Ломбард Морион";
- обязанность по осуществлению ликвидации возложить на учредителя ломбарда Илюшину Елену Евгеньевну;
- установить срок для предоставления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 9 ст. 63 ГК РФ и п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 24.10.2017 данное юридическое лицо является действующим.
Обстоятельств, препятствующих ООО "Ломбард Морион" для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не имеется.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнить предписание в силу объективных причин; о чрезвычайности, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других препятствиях, находящихся вне контроля общества (его руководителя) при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей; а также о принятии всех необходимых мер в целях исполнения предписания и предотвращения совершения правонарушения. Процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2017 по делу N А40-190566/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.