г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А26-8199/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Горбик В.М., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Винниковым А.В.
при участии:
от истца: Барабашова О.А. (доверенность от 14.12.2017)
от ответчика: 1. Бабаев Р.М. (доверенность от 06.04.2018), 2. Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6665/2018) ООО "Белиском" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2018 по делу N А26-8199/2017 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к 1. ООО "Олонецкое ЛПХ", 2. ООО "Белиском"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Олонецкое ЛПХ" и обществу с ограниченной ответственностью "Белиском" о взыскании 175 163 руб. ущерба, причиненного лесам.
Решением от 17.01.2018 с ООО "Белиском" в пользу Министерства взыскано 175 163 руб. ущерба, в удовлетворении иска к ООО "Олонецкое ЛПХ" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Белиском" (далее - Общество), считая решение вынесенным с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам, просит решение отменить, в иске к ООО "Белиском" отказать, полагая, что протокол о лесонарушении, составленный без уведомления Общества, является недопустимым доказательством наличия лесонарушения со стороны Общества.
Министерство возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ООО "Олонецкое ЛПХ" также возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и ЗАО "Комилесзаготпром" (арендатор) заключен договор от 18.12.2007 N 137-з аренды лесного участка общей площадью 14259 га, расположенного на территории Пряжинского лесничества, для заготовки древесины.
Дополнительным соглашением к договору аренду от 28.11.2013 права и обязанности арендатора переданы ООО "Олонецкое ЛПХ" (далее - арендатор), которым представлена в Министерство лесная декларация от 02.12.2014N 1 об использовании лесов в рамках указанного договора с 01.01.2015 по 31.12.2015 в квартале 3, выделы 5, 6, 8, 12, 13, 15 Кашканского участкового лесничества.
При осмотре мест рубок в квартале 3, выделы 5, 6, 8, 12, 13, 15 Министерством выявлена рубка деревьев за границами отвода лесосеки в объеме 28,57 куб.м., что отражено в акте осмотра мест рубок от 23.08.2016N 4.
В связи с выявленным нарушением Министерство извещением от 27.10.2016 предложило арендатору направить представителя 13.12.2016 для составления протокола о лесонарушении по факту незаконной рубки.
13.12.2016 лесничим Кашканского участкового лесничества составлен протокол о лесонарушении N 3, согласно которому в квартале 3, выдел 8 Кашканского участкового лесничества допущена незаконная рубка деревьев в объеме 28,57 куб.м., размер ущерба, причиненного незаконной рубкой, составил 175163 руб.
По факту незаконной рубки лесных насаждений Министерство обратилось в ОМВД России по Пряжинскому району с заявлением от 30.08.2016.
Постановлением от 29.09.2016 в возбуждении уголовного дела отказано, при этом установлено, что заготовку древесины осуществляло ООО "Белеском" на основании заключенного с арендатором договора подряда от 23.03.2015 N 01-П/15, по условиям которого ООО "Белиском" обязуется выполнить валку леса, обрубку, обрезку сучьев, трелевку хлыстов, раскряжевку хлыстов с укладкой в штабели, а также вывозку древесины на нижний склад и очистку лесосеки от порубочных остатков.
Претензиями от 16.01.2017 N 156 и от 18.01.2017 N 177 Министерство предложило ООО "Белиском" и ООО "Олонецкое ЛПХ" добровольно возместить ущерб.
Поскольку в добровольном порядке ущерб не возмещен, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Как следует из статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 ГК РФ, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции, установив, что рубка производилась Обществом, удовлетворил иск Министерства в отношении указанного лица.
Факт совершения лесонарушения подтверждается актом осмотра от 23.08.2016 N 4, протоколом о лесонарушении от 13.12.2016 N 3, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.06.2017. Расчет ущерба от незаконной рубки произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и не оспорен ответчиками.
В данном случае составление Министерством акта осмотра от 23.08.2016 N 4, протокола о лесонарушении от 13.12.2016 N 3 в отношении арендатора - заказчика по договору подряда ООО "Олонецкое ЛПХ" не может служить основанием для освобождения ООО "Белиском" от ответственности, учитывая, что на момент составления данных документов у Министерства отсутствовала информация о совершении рубки в спорном районе ООО "Белиском". При этом каких-либо доказательств в опровержение содержащихся в протоколе о лесонарушении сведений Обществом не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2018 по делу N А26-8199/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.