г. Челябинск |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А34-14716/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.02.2018 по делу N А34-14716/2017 (судья Петрова И.Г.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, ГУ УПФР в г.Кургане, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Удача" (далее - ООО "Удача", общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций в размере 2000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды май, июнь, август, сентябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.02.2018 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ УПФР в г.Кургане не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете не установлен срок для обращения территориальными органами Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ч.4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление страхователем в установленный срок, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, а лишь установлен срок для привлечения к ответственности - 3 года, в течение которого и возможно взыскание указанных штрафных санкций, и этот срок на момент обращения Управления в суд не истек, как не был и пропущен срок исковой давности, установленный ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Удача" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.01.1999 за основным государственным регистрационным номером 1034500012381 и состоит на учете в качестве страхователя - в ГУ УПФР в г.Кургане (регистрационный номер 055003004117).
02.06.2016, 30.06.2016, 06.09.2016, 06.10.2016 обществом представлены в управление сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды - май, июнь, август, сентябрь 2016 года соответственно по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц. При этом, по результатам проверки сведений была обнаружена ошибка при указании отчества 1 застрахованного лица, что зафиксировано в протоколе проверки отчетности, в связи с чем документ Управлением принят частично.
Впоследствии, 10.08.2016 обществом представлена форма СЗВ-М по типу "дополняющая" за май, июнь 2016 года в отношении 1 застрахованного лиц, в отношении которого была допущена ошибка. Также 10.11.2016 обществом представлена форма СЗВ-М по типу "дополняющая" за август и сентябрь 2016 года, в отношении 1 застрахованного лиц, в отношении которого была допущена ошибка.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за май, июнь, август, сентябрь 2016 года, по результатам которой установлен факт представления недостоверных сведений по форме СЗВ-М.
По фактам выявленного нарушения Управлением составлены акты от 13.04.2017 N 055S18170001055, N 055S18170001057, N 055S18170001060, N 055S18170001061.
По результатам рассмотрения актов Управлением вынесены решения от 19.05.2017 N 055S19170001254, N 055S19170001255, N 055S19170001256, N 055S19170001257 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому акту.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2017 N 055S01170131248, N 055S01170131249, N 055S01170131250, N 055S01170131251 со сроком исполнения до 27.06.2017.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. В силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Согласно п.34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей до 01.01.2017), страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).
Согласно пункту 39 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за май, июнь, август, сентябрь 2016 года в установленный законом срок. Документы приняты Пенсионным фондом частично (была обнаружена ошибка при указании отчества 1 застрахованного лица), о чем заявитель уведомил общество, установив двухнедельный срок для устранения ошибки.
По истечению установленного в уведомлении двухнедельного срока, страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетные периоды за май, июнь, август, сентябрь 2016 года. Данные документы приняты Пенсионным фондом.
Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций.
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае сведения за май, июнь, август, сентябрь 2016 года впоследствии исправленные страхователем путём представления СЗВ-М с типом "дополняющая" не могут расцениваться как недостоверные, поскольку и при составлении как актов от 13.04.2017, так и вынесении решений от 19.05.2017 у заявителя уже имелись эти скорректированные сведения.
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, поскольку первоначально эти сведения были представлены страхователем своевременно, но содержали недочёт в указании отчества одного из застрахованных лиц.
Кроме того, учитывая положения пункта 41 Инструкции N 987н, заявитель был вправе самостоятельно принять решение о корректировке полученных сведений.
Применительно к положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ, неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющие осуществить индивидуальный (персонифицированный) учёт.
Вместе с тем, в настоящем случае, ошибка в написании отчества застрахованного лица (указание вместо отчества "Леонидович", отчества "Лоенидович") не свидетельствует о представлении неполных либо недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, так как выявленная ошибка не препятствует идентификации этого лица, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия и имя застрахованного лица) отраженные страхователем в исходной форме СЗВ-М, указаны верно.
С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с предпринимателя финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить либо изменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения не имеют отношения к основаниям принятия обжалованного судебного акта, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.02.2018 по делу N А34-14716/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.