город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2018 г. |
дело N А53-32028/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Стрекачёва А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Погосян А.А.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области: представитель Харенко Г.В. по доверенности от 29.01.2018 г., представитель Редкокашина В.С. по доверенности от 29.01.2018 г.;
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ": представитель Галета М.Н. по доверенности от 06.02.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.02.2018 по делу N А53-32028/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ" (ИНН 6164093358, ОГРН 1026103275110)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области
о признании незаконным решения налогового органа,
принятое в составе судьи Мезиновой Э.П.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 23 по Ростовской области о признании незаконным решения N 69694 от 17.07.2017.
Решением от 08.02.2018 заявление оставлено без удовлетворения. Возвращена обществу с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ" (ОГРН 1066161044575, ИНН 6161046039) из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 12.10.2017 N 000580 государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Решение мотивировано тем, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, а не агентом (посредником), в связи с чем для целей налогообложения по УСН имеет значение общая сумма дохода.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что общество как управляющая компания заключает единый договор с ресурсоснабжающей организацией от имени всех собственников помещений МКД, и как сторона по договору выполняет все обязательства по данному договору, включая своевременные расчеты за коммунальные ресурсы. Фактически предпринимательская деятельность общества, исходя из существа договорных обязательств, является посреднической (агентской) деятельностью по закупке коммунальных услуг у поставщиков коммунальных услуг (ресурсоснабжающих организаций) при исполнении поручения, выданного потребителями (собственниками имущества в МКД) в рамках договора на управление. При этом общество не реализует коммунальные услуги потребителям, а выполняя волю данных лиц, приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций по единым тарифам и предоставляет их потребителям по их поручению. При таких обстоятельствах денежные средства, полученные от потребителей за коммунальные услуги, не должны включаться в состав доходов при исчислении налога по УСН.
В судебном заседании Представитель общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЖКХ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией 17.07.2017 принято решение N 69694 о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в размере 278836.80 рублей, которым доначислен УСНО с объектом налогообложения - доходы в размере 2788368 рублей, пени в сумме 92496.07 рублей.
В проверяемый период ООО "Фирма "ЖКХ" применяло УСНО с объектом налогообложения "доходы" в 2016 году.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом " доходы", не включило в состав налогооблагаемой базы при исчислении налога весь объем денежных средств, полученных от реализации собственникам жилых помещений коммунальных услуг и коммунальных ресурсов.
Решением УФНС России по Ростовской области от 27 сентября 2017 N 15-15/3764 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСНО или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
На основании статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Объектом налогообложения при применении УСН согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой в соответствии с пунктом 1 статьи 346.18 НК РФ признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой в соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 НК РФ признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики, руководствуясь требованиями пункта 1 статьи 346.15 НК РФ, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 1.1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиком при определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу пункта 5 Правил N 307 исполнителем может быть, в том числе и управляющая организация, на которой лежат обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества перед всеми потребителями.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил N 307 в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с определением, приведенным в пункте 3 Правил N 307, ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов управляющей компании.
Из анализа пунктов пункты 3 и 49 Правил N 307 следует, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Таким образом, для управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.
Из материалов дела следует, что ООО "Фирма ЖКХ" в проверяемом периоде осуществляло деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов. По условиям договора управления общество в целях реализации полномочий по управлению многоквартирным домом, действуя по поручению собственника, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме.
В целях выполнения условий договоров по оказанию коммунальных услуг потребителям ООО "Фирма ЖКХ" заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг и с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги. При этом ресурсоснабжающие организации обязались подать в точку поставки соответствующий коммунальный ресурс, а ООО "Фирма ЖКХ" - принять его для нужд жилого фонда и оплатить полную стоимость коммунального ресурса.
За оказанные коммунальные услуги собственники жилых помещений перечисляли обществу соответствующие платежи.
В апелляционной жалобе налогоплательщик ссылается на подпункт 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ и утверждает, что договор управления многоквартирными жилыми домами является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования, предусмотренного ЖК РФ, в соответствии с которым управляющая компания является исполнителем по содержанию и ремонту общего имущества дома, выбранной общим собранием собственников помещений в доме.
В соответствии с пунктом 3.2 договора общество как управляющая организация получает вознаграждение за выполнение функций по управлению многоквартирным жилым домом.
Согласно данным инспекции в проверяемом налоговом периоде (2016 год) на счет налогоплательщика поступило 60 038 415 руб. Указанная сумма в полном объеме включена налоговым органом в налоговую базу общества по УСНО.
При этом согласно сведениям налогоплательщика и данным ПАО КБ "Центр-Инвест" общая сумма поступлений на расчетный счет составила 60 038 415 руб., исходя из оснований поступления денежных средств, из которых:
- 59 901 500 руб. - денежные средства, поступившие от собственников помещений в качестве оплаты за коммунальные услуги (не включены в налоговую базу),
- 35 000 руб. - денежные средства, взысканные по исполнительным листам (не включены в налоговую базу),
- 83 771 руб. - денежные средства, перечисленные в счет погашения долга (включены в налоговую базу),
- 17 400 руб. - денежные средства, поступившие в качестве оплаты за размещение рекламных конструкций,
- 744 руб. - денежные средства, поступившие за использование электрических сетей и оборудования.
Обществом иначе определена налоговая база по УСНО в размере 13 565 611 руб., при этом налогоплательщиком не раскрыт процесс формирования объекта налогообложения.
Довод налогоплательщика о том, что денежные средства поступали при осуществлении посреднической деятельности, отклоняется судом.
В части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений общество как управляющая организация не осуществляет посредническую деятельность. В правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и с населением общество выступает самостоятельным субъектом, его правовое положение соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.
Указанный вывод также нашел свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2018 по делу N А53-15797/2017, которое принято в отношении ООО "Фирма ЖКХ" за другой проверяемый период (2015 год).
Таким образом, для целей исчисления УСНО не имеет правового значения факт реализации обществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно обществом. Платежи за коммунальные услуги поступали на счет общества и расходовались последним по своему усмотрению (расчеты с ресурсоснабжающими организациями осуществлялись с задержками).
С учетом содержания условий договоров оказания коммунальных услуг, положений пунктов 3, 5, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших в спорный период, пунктов 9 и 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, суд апелляционной инстанции исходит из того, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, а не агентом (посредником) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений, и денежные средства, поступающие от собственников помещений многоквартирных домов за реализацию услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и другие аналогичные услуги, являются собственными средствами общества и подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Доначисление УСНО, соответствующие суммы пени и привлечение общества к ответственности является законным и обоснованным, поэтому решение суда первой инстанции правомерно.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного суда РФ от 14.03.2016 N 301-КГ16-736 и от 09.03.2016 N 302-КГ16-450.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость единообразия судебной арбитражной практики, у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для переоценки приведенных выводов по вышеназванным делам по сходным делам, поддержанным судом вышестоящей инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения N 69694 от 17.07.2017.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2018 по делу N А53-32028/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32028/2017
Истец: ООО "ФИРМА ЖКХ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N23 по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2794/20
16.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22403/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32028/17
15.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5325/18
17.04.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4179/18
08.02.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32028/17
29.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18572/17
23.10.2017 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32028/17