город Омск |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А46-21227/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аристовой Е. В.,
судей Веревкина А. В., Еникеевой Л. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лепехиной М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2267/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 23.01.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21227/2017 (судья Пермяков В. В.) по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962), Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822), при привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, о признании права собственности на земельные участки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, извещён,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Стельмаченок Э. А. (по доверенности от 22.12.2017 N 285-Д сроком действия до 31.12.2018),
от Администрации Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, извещена,
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" - представитель Федотенко М. Ю. (по доверенности от 24.04.2017 N 0104-02/ПД-Б/249 сроком действия по 30.04.2020),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, извещено,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент), Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация), Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области) о признании права собственности Российской Федерации:
- на земельный участок с кадастровым номером 55:36:170201:3811, площадью 98 кв. метров, местоположение: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, установлено в южной части кадастрового квартала 55:36:170201;
- на земельный участок с кадастровым номером 55:36:032001:1948, площадью 874 кв. метров, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир п. Ростовка. Участок находится примерно в 3,5 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район;
- на земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:10821, площадью 1373 кв. метров, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир: сооружение - подъездная автодорога в ГРС-2. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский район, 7 км южнее с. Пушкино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Томск", общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением от 23.01.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21227/2017 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы её податель указывает на то, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика об отсутствии в материалах дела документального подтверждения возникновения права федеральной собственности в силу закона, поскольку такое право возникает в отношении земельных участков, занятых магистральными газопроводами и отнесённых к землям промышленности и иного специального назначения, тогда как спорные участки отнесены к категории земель населённых пунктов. Также податель жалобы указал на отсутствие доказательств обращения истца за оформлением права во внесудебном порядке, путём обращения с заявлением в Управление Росреестра по Омской области.
ООО "Газпром трансгаз Томск" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. К отзыву приложены дополнительные документы: уведомления исх. от 09.06.2017 N 55/110/025/2017-119, 55/110/025/2017-120, 55/110/025/2017-121.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе; представил в материалы дела квитанции Почты России о направлении отзыва участникам процесса.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области в заседании суда апелляционной инстанции возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное выше, в отсутствие ходатайства о приобщении доказательств, коллегия суда не усматривает оснований для приобщения дополнительных документов к материалам дела и, соответственно, оценки в качестве доказательств по делу. Вышеуказанные уведомления исх. от 09.06.2017 N 55/110/025/2017-119, 55/110/025/2017-120, 55/110/025/2017-121 подлежат возвращению обществу.
Данная позиция соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Департамент, Администрация, Минимущество Омской области, Управление Росреестра по Омской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на неё, материалы дела, заслушав представителей ТУ Росимущества в Омской области и ООО "Газпром трансгаз Томск", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Газпром трансгаз Томск" (наименование общества при создании - "Томсктрансгаз") является дочерним обществом публичного акционерного общества "Газпром" (пункт 2.4 Устава в новой редакции, утверждённой решением участника от 21.09.2017 N 184).
Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от 05.05.2004 серия АА N 633089, от 13.12.2005 серия АА N 173401, от 13.12.2005 серия АА N 173399, вышеуказанному обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- сооружение - подъездная дорога ГРС-2, протяжённостью 400 п. метров, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, 7 км южнее с. Пушкино;
- сооружение (подъездная дорога ГРС-3), протяжённостью 505 метров, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, 3,5 км ю-з пос. Ростовка;
- сооружение (подъездная дорога ГРС-4), протяжённостью 90 метров, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, 2 км зап. пос. Морозовка.
Вышеуказанные сооружения входят в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, используются для доступа (проезда) к газораспределительным станциям (ГРС-2, 3, 4) и расположены на земельных участках следующих категорий земель:
- земли промышленности, кадастровые номера: 55:20:191002:0032, 55:20:032001:0095, 55:20:120701:0071. Названные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации (свидетельства о регистрации права собственности от 18.01.2007 серия 55 АВ N 401145, 401144, 401232) и предоставлены третьему лицу в долгосрочную аренду по договору от 19.07.2005 N АЗ-20-113/2005/01/0528/05 (в редакции соглашения от 20.04.2015);
- земли населённых пунктов, кадастровые номера: 55:36:170201:3811, 55:20:032001:1948, 55:36:080101:10821; государственная собственность на землю не разграничена.
Истец, ссылаясь, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:170201:3811, 55:20:032001:1948, 55:36:080101:10821, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, в силу закона, являются собственностью Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
23.01.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казённым предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населённых пунктов могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации (статья 5).
Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом законе понятия, определяет систему газоснабжения как имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и её деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В пункте 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесёнными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
В Приказе Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" подъездная дорога к ГРС отнесена непосредственно к составу газораспределительной станции (пункт 2 раздела III Газопроводы-отводы, газораспределительные станции (ГРС).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", дороги и подъезды к компрессорным станциям, газораспределительным станциям, газоизмерительным станциям, объектам телемеханики и технологической связи магистрального газопровода указаны в разделе "Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" (Общероссийский классификатор основных кодов 124526372).
Как следует из Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов ОАО "Газпром" и его дочерних организаций, используемого для основной производственной деятельности организации - должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, утверждённого заместителем Министра энергетики Российской Федерации 17.05.2002 N УГ-3615, в названный перечень входят газораспределительные станции (ГРС), в том числе, подъездные автодороги, вертолетные площадки (пункт 3.2.18 Перечня).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на данных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
Как указано выше, в силу части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населённого пункта не исключает применение приведённой нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность вхождения в состав земель населённых пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Между тем, в материалы дела не представлены доказательства несоответствия разрешённого использования земельных участков градостроительному регламенту, следовательно, коллегия суда отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что расположение спорных земельных участков в пределах населённого пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания права собственности Российской Федерации на данные земельные участки.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождён.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.01.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21227/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
А. В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.