г. Челябинск |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А76-28490/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Титовой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2017 по делу N А76-28490/2015 (судья Наконечная О.Г.)
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - Шаламов Алексей Андреевич (паспорт, доверенность от 05.09.2016)
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Кичигина Наталья Андреевна (служебное удостоверение N 2324, доверенность от 29.12.2017), Миклина Юлия Борисовна (служебное удостоверение N 2039, доверенность от 29.12.2017), Просвирин Евгений Сергеевич (служебное удостоверение N 3200, доверенность от 15.01.2018).
Открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (после приведения организационно-правовой формы юридического лица в соответствие с федеральным законодательством - акционерное общество "Уральская теплосетевая компания", далее - АО "УТСК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство), выразившегося в неустановлении платы за подключение по обращениям заявителя от 27.05.2015 N АД-74-17/725, от 27.05.2015 N АД-74-17/726, от 25.06.2015 N ЧТС/860, от 25.06.2015 N ЧТС/861 и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УТСК" путем принятия соответствующего решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с учетом уточнения требований от 06.12.2017, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ, т.10 л.д. 3-5).
На основании статьи 51 АПК РФ определениями суда от 18.11.2015, от 19.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) и Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области (далее - УФСБ России по Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2017 (резолютивная часть решения объявлена 13.12.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество "УТСК" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель ссылается на то, что круг обстоятельств имеющих значение для рассмотрения дела судом был определен неправильно. Полагает, что Министерством была неверно осуществлена оценка резерва пропускной способности сетей и технической возможности подключения.
Также заявитель считает отказ от установления платы за подключение незаконным. Выводы суда о том, что подключение объектов к системе теплоснабжения не требует проведения реконструкции, а возможно путем реализации альтернативного технического решения, не связаны с требованиями заявителя. Выводы эксперта о возможности применения иных технических решений не раскрывают юридически значимых обстоятельств по делу, а соответственно, не могу лечь в основу выводов суда. Расходы на создание (реконструкцию) какого-либо иного оборудования, не относящегося к источникам тепловой энергии или тепловым сетям, не могут быть компенсированы путем включения в плату за подключение к системе теплоснабжения.
До начала судебного заседания от Министерства в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо, против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети", Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.06.2015 АО "УТСК" на основании заявок третьих лиц обратилось в Министерство с заявлениями от 27.05.2015 N АД-74-17/725, от 27.05.2015 N АД-74-17/726, от 25.06.2015 N ЧТС/860, от 25.06.2015 N ЧТС/861 с приложением расчетных и обосновывающих материалов для установления в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения объектов: "Тепловая сеть от ТК-16-2 по ул. Васенко до ЦТП по ул. Коммуны, 70", в Центральном районе г. Челябинска; "Тепловая сеть от ТК-35-1 до точки врезки Свердловский проспект, 50", в Центральном районе г. Челябинска; "Тепловая сеть от ТК-8-12 до ТК-8-17", в Советском районе по ул. Пушкина в г. Челябинске; "Тепловая сеть от ТК-29-2 до ТК-29-30", в Тракторозаводском районе по ул. Хохрякова в г. Челябинске (т.1 л.д. 20-83).
Министерство письмом от 04.09.2015 N 15/3459 направило заявителю выписку из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.08.2015 N 39, согласно которому Министерство рекомендовало заявителю и третьим лицам урегулировать вопрос подключения строящихся объектов капитального строительства через процедуру согласования технических условий согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (т.1 л.д. 15-19).
Полагая, что со стороны Министерства имеет место бездействие, выразившееся в неустановлении платы за подключение по вышеуказанным обращениям заявителя, и не согласившись с ним, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, АО "УТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С целью подключения конечных потребителей к системе теплоснабжения города Челябинска, а именно административное здание Управления ФСБ России по Челябинской области (20 млн.руб.), жилой дом по ул. Пушкина (40 млн.руб.), жилой дом по ул. Мамина (9 млн.руб.), офисный центр по ул. Володарского (2,5 млн.руб.) ОАО "УТСК" предлагает провести реконструкцию небольших участков магистральных трубопроводов с увеличением их диаметров (10-м, 80-м, 300-м).
В качестве документов, подтверждающих техническую необходимость и
целесообразность этих мероприятий, ОАО "УТСК" представляют расчетную модель гидравлического режима системы с заключением о превышении предельно допустимых параметров давления, которые приведет к повреждению приборов отопления у существующих потребителей.
Причём, ОАО "УТСК" пояснило, что расчеты организации построены на теоретической модели, в которой использовались исходные данные за период, когда ОАО "УТСК" являлось теплоснабжающей организацией (4 года назад - 2011 год). Кроме того, ОАО "УТСК" моделирует гидравлический режим в системе теплоснабжения только в границах своей балансовой принадлежности.
Другие менее дорогостоящие технические решения с использованием ЦТП и ИТП, обеспечивающие качественное теплоснабжение существующих потребителей, ОАО "УТСК" не рассматриваются.
Определением суда от 17.06.2016 по ходатайству заявителя при отсутствии возражений со стороны заинтересованного лица на основании пункта 1 статьи 82 АПК РФ по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Южно-Уральской торгово-промышленной палаты г. Челябинска по следующим вопросам:
1) Возможно ли присоединение к системе теплоснабжения объекта тепловой сети от ТК-8-12 до ТК-8-17 по ул. Пушкина в г. Челябинске с тепловой нагрузкой 1,8 Гкал/час без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей, с сохранением у существующих потребителей надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения.
2) Возможно ли присоединение к системе теплоснабжения объекта тепловой сети от ТК-35-1 до ТК-8-17 до точки врезки по Свердловскому проспекту д. 50 в г. Челябинске с тепловой нагрузкой 0,5 Гкал/час без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей, с сохранением у существующих потребителей надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения.
3) Возможно ли присоединение к системе теплоснабжения объекта тепловой сети от ТК-16-2 по ул. Васенко до ЦТП по ул. Коммуны, д. 70 в г. Челябинске с тепловой нагрузкой 1,55 Гкал/час без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей, с сохранением у существующих потребителей надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения.
4) Если возможность указанного в пунктах 1,2,3, присоединения отсутствует, то возможно ли осуществление иных (менее затратных) 10 мероприятий (с сохранением у существующих потребителей качественного и безопасного теплоснабжения), чем реконструкция участков тепловых сетей: участка тепловой сети 2-ой т/м ЧТЭЦ-3 (5-й т/м ЧГРЭС) с увеличением диаметра с 2 Ду 700 мм на 2 Ду 800 мм между ТК-12 и ТК-13 длиной 80 м.; участка тепловой сети 2-ой т/м ЧТЭЦ-3 (5-й т/м ЧГРЭС) с увеличением диаметра с 2Ду 300/250 мм на 2Ду 400 мм между ТК-8 и ТК-12 по ул. Пушкина в г. Челябинске длинной 295 м; участка тепловой сети по ул. Краснознаменной в г. Челябинске с увеличением диаметра с 2Ду 800 мм на 2 Ду 1000 мм между т. 13 и ТК-14 длинной 10 м; участка тепловой сети 2-й, 4-й т/м ЧГРЭС с увеличением диаметра с 2Ду 800 мм на 2 ДУ 1000 мм между т. 13 и ТК-15 по ул. Краснознаменная в г. Челябинске длинной 82 м.
По итогам экспертного исследования получено заключение эксперта от 22.09.2017 N 026-02-00549 содержащее следующие выводы:
1) Присоединение к системе теплоснабжения объекта тепловой сети от ТК-8-12 до ТК-8-17 по ул. Пушкина в г. Челябинске с тепловой нагрузкой 1,8 Гкал/час без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей, с сохранением у существующих потребителей надёжного (качественного и безопасного) теплоснабжения, возможно.
2) Присоединение к системе теплоснабжения объекта тепловой сети от ТК-35-1 до точки врезки по Свердловскому проспекту д. 50 в г. Челябинске, с тепловой нагрузкой 0,405 Гкал/час невозможно. Качественное теплоснабжение существующих потребителей не обеспечивается до подключения данного объекта. Качественное теплоснабжение существующих потребителей должно быть обеспечено АО "УТСК" до подключения новых потребителей за счёт проведения соответствующих технических мероприятий. Реконструкция участка тепловой сети в контуре 2-й, 4-й т/м ЧГРЭС по ул. Краснознамённой в г. Челябинске с увеличением диаметра с 2Ду 800 мм на 2Ду 1000 мм между т.13 и ТК-14 длинной 10-м, также не обеспечит качественное теплоснабжение существующих потребителей.
3) Присоединение к системе теплоснабжения объекта тепловой сети от ТК-16-2 по ул. Васенко до ЦТП по ул. Коммуны, д. 70 в г. Челябинске, с тепловой нагрузкой 1,55 Гкал/час невозможно. Качественное теплоснабжение существующих потребителей не обеспечивается до подключения данного объекта. Качественное теплоснабжение существующих потребителей должно быть обеспечено АО "УТСК" до подключения новых потребителей за счёт проведения соответствующих технических мероприятий. Реконструкция участка тепловой сети в контуре 2-й, 4-й т/м ЧГРЭС с увеличением диаметра с 2Ду 800 мм на 2Ду 1000 мм между т.13 и ТК-15 по ул. Краснознамённая в г. Челябинске, длинной 82 м, также не обеспечит качественное теплоснабжение существующих потребителей.
4) Качественное теплоснабжение существующих потребителей не обеспечивается до подключения объектов, перечисленных в вопросах 2, 3. Качественное теплоснабжение существующих потребителей должно быть обеспечено АО "УТСК" до подключения новых потребителей за счёт проведения соответствующих технических мероприятий.
Подключение объектов, перечисленных в вопросах 2, 3 возможно, например, путём их независимого подключения, т.е. подключение через теплообменник.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований АО "УТСК" и об отсутствии совокупности обстоятельств, являющихся основанием для признания незаконным бездействия ответчика, выразившееся в неустановлении платы, а также возложении обязанности совершить устранить допущенные нарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Данным законом плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определена как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения.
Утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
В силу ч.1 ст.13 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 этого Федерального закона.
В соответствии со ст.14 Закона N 190-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.1). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.8). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (ч.9). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч.10). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.11).
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию и устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ, Постановлением Правительства N 1075, Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" (далее - Регламент).
Статьей 7 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на услуги, связанные с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В Челябинской области органом государственной власти, отвечающим за реализацию единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), является Министерство (Постановление Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области").
На основании Закона о теплоснабжении Правительство Российской Федерации издало постановление от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее, соответственно, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Согласно пункту 13 Основ ценообразования регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования орган регулирования наделен полномочиями по проведению экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
В силу п. 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата за подключение) определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке.
Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
Пунктом 111 Основ ценообразования предусмотрено, что стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
При этом согласно пункту 33 Основ ценообразования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт).
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.
Исходя из изложенных норм, апелляционный суд приходит к выводу, что размер платы за подключение определяется как сумма:
1. расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые определяются регулируемой организацией самостоятельно, но с учетом экономической обоснованности таких расходов, на основании принципов и с использованием данных раздельного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации, в отношении регулируемого вида деятельности - подключение к системе теплоснабжения;
2. расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;
3. расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов, которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;
4. налога на прибыль.
Основами ценообразования установлено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) (п.13). Орган регулирования наделен полномочиями по проведению экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов) (п.28).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (п.33).
Плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом N 190-ФЗ, градостроительным законодательством Российской Федерации, этим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение (п.106).
В случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и безканальная) и надземная (наземная)) (п.108).
При отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и безканальная) и надземная (наземная)) (п.109). В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (п.110).
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями (п.111).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), предназначенные для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.
В соответствии с этими Методическими указаниями, в целях установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки теплоснабжающая (теплосетевая) организация на очередной расчетный период регулирования представляет в орган регулирования следующие материалы: 1) расчет расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей в соответствии с приложением 7.1 к Методическим указаниям; 2) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.2 к Методическим указаниям; 3) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.3 к Методическим указаниям; 4) расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.4 к Методическим указаниям; 5) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.5 к Методическим указаниям; 6) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.6 к Методическим указаниям; 7) расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.7 к Методическим указаниям (п.166). Расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний (п.167).
В силу пункта 170 Методических указаний, плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из: 1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1); 2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (П2.1); 3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (П2.2); 4) налога на прибыль (Н).
Таким образом, нормативно закреплен исчерпывающий перечень расходов, который может быть включен для заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/час и не более 1,5 Гкал/час.
Пунктом 173 Методических указании установлено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
В соответствии с Приложением 7 к Методическим указаниям, расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится, в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.
Таким образом, НЦС устанавливают объем денежных средств, необходимых лишь для одного из мероприятий, предусмотренных при подключении, а именно: для строительства и реконструкции теплосетей, соответственно не могут применяться для определения стоимости иного мероприятия, также учитываемого в размере платы за подключение, а именно: по подключению объекта капитального строительства потребителя.
Следовательно, ни Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, ни Методические указания N 760-э не ограничивают возможность учета стоимости мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя в размере, не превышающем укрупненные сметные нормативы строительства, а, напротив, предусматривают возможность учета данных расходов сверх стоимости мероприятий по строительству и реконструкции теплосетей, при условии их экономической обоснованности.
Таким образом, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что выводы эксперта о возможности применения иных технических решений не раскрывают юридически значимых обстоятельств по делу, поскольку изначально необходимо обеспечить качественное теплоснабжение существующих потребителей до подключения новых потребителей за счёт проведения соответствующих технических мероприятий.
С учетом указанных обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали основания для непринятия заключения эксперта от 22.09.2017 N 026-02-00549 в качестве надлежащего доказательства по делу.
Апелляционный суд полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что по общему правилу, расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей подлежат учету при определении размера платы за подключение дополнительно к расходам на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов, то есть сверх укрупненных нормативов цен строительства.
Между тем, Законом о теплоснабжении, а также принятыми в его развитие нормативными правовыми актами обязанность по осуществлению мероприятий по подключению возложена непосредственно на теплоснабжающую или теплосетевую организацию, владеющую на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что расходы на создание (реконструкцию) какого-либо иного оборудования, не относящегося к источникам тепловой энергии или тепловым сетям, не могут быть компенсированы путем включения в плату за подключение к системе теплоснабжения как экономически не обоснованные, подлежат отклонению, поскольку не основаны на действующем законодательстве и не подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах уполномоченный орган правомерно отказал в установлении размера платы за подключение объектов к теплосетям заявителя, надлежащим образом обосновав свою юридическую позицию, соответствующую требованиям приведенного выше действующего законодательства.
Совокупности условий для признания незаконным бездействия Министерства (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности) не имеется.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2017 по делу N А76-28490/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28490/2015
Истец: АО "УТСК", ОАО "Уральская теплосетевая компания", ЮУТПП
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУП "Челябинские коммунальные тепловые сети", Управление ФСБ России по Челябинской области, УФАС по Челябинской области