г. Владивосток |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А51-19423/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей С.Н. Горбачевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-1406/2018
на решение от 25.01.2018
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-19423/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сервисная домовая компания" (ИНН 2511068130, ОГРН 1092511005014, дата регистрации 24.12.2009)
к муниципальному унитарному предприятию "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (ИНН 2511040110, ОГРН 1022500859061, дата регистрации 22.10.2002)
третье лицо: Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа,
о признании действий незаконными, признании прибора учёта допущенным к эксплуатации с 10.06.2017,
при участии: извещённые надлежащим образом лица, участвующие в деле, в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервисная домовая компания" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (далее - ответчик, Предприятие) о признании незаконными действий ответчика по отказу в допуске к эксплуатации прибора учёта холодной воды в многоквартирном доме N 29 по ул. Сергея Ушакова в г. Уссурийске Приморского края, а также о признании прибора учёта воды в указанном доме допущенным к эксплуатации с 10 июня 2017 года.
Решением арбитражного суда от 25.01.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с рассматриваемой апелляционной жалобой, в обоснование которой указал, что основанием для отказа во вводе в эксплуатацию прибора учёта послужило в том числе выявленное в ходе проверки его несоответствие требованиям пункта 39 Правил N 776, что выразилось в отсутствии в представленной Обществом монтажной схеме водомерного узла врезки до прибора учёта, соединённой с бойлером. В этой связи считает, что фактически смонтированный узел учёта не соответствует представленной монтажной схеме. Считает недоказанными утверждения истца о то, что врезка в трубопровод ХВС произведена Предприятием и находится вне границ эксплуатационной организации. Полагает, что спорная врезка находится на участке сети, владельцем которого в силу разграничения зон балансовой принадлежности по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 1841 от 13.02.2017 является Общество, которое должно было отразить спорную врезку. Обращает внимание, что в период рассмотрения дела истцом была представлены монтажная схема узла учёта, отражающая спорную врезку, после чего был составлен акт о допуске узла учёта к эксплуатации, а также 14.09.2017 составлен акт с участием сторон УМУПТС о принадлежности спорной врезки УМУПТС.
От Общества в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
13.02.2017 между Предприятием (организация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ)) и Обществом (абонент) заключён единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1841.
Разделом 1 данного договора определены объекты недвижимости, для нужд которых осуществляется отпуск холодной воды питьевого качества и прием сточных вод, в том числе многоквартирные дома в г.Уссурийске Приморского края по следующим адресам: ул. Мельничная, 1; ул. Первомайская, 24; ул. Первомайская, 26; ул. Вокзальная дамба, 33; ул. Сергея Ушакова. 29; пр. Блюхера, 5.
09.02.2017 в адрес Общества поступило уведомление N 06-15/429 от 07.02.2017 о необходимости поверки либо замены прибора учета воды в отношении домов, находящихся под управлением Общества, согласно которому Обществу надлежало в срок до 20.04.2017 заменить или поверить приборы учета ХВС в многоквартирных домах, расположенных в г. Уссурийске по адресам: ул. Первомайская, 24, ул. Первомайская, 26, ул. Сергея Ушакова, 29, пр. Блюхера, 5.
20.03.2017 Обществом от Предприятия получено уведомление N 0615/1005 от 16.03.2017 о необходимости проведения в срок до 21.03.2017 поверки либо замены прибора учета воды в отношении домов, расположенных в г. Уссурийске по адресам: ул. Первомайская, 24, ул. Первомайская, 26, ул. Первомайская, 32, ул. Сергея Ушакова, 29, пр. Блюхера, 5. В данном уведомлении указано, что в случае его невыполнения, Предприятие с 20.05.2017 будет производить начисления за услуги водоснабжения согласно пункту 16 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, а именно - по пропускной способности устройств и сооружений.
27.03.2017 Предприятие при участии Общества составило акты сверки показаний приборов учёта воды в отношении вышеуказанных многоквартирных домов, в которых зафиксированы показания счетчиков и факт снятия с них пломб.
19.05.2017 Общество обратилось к Предприятию с заявкой N 63 от 19.05.2017 на опломбировку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета ХВС в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Уссурийске по улицам: Первомайская, 24, Первомайская, 26, Первомайская. 32, Сергея Ушакова, 29, пр. Блюхера, 5, ул. Вокзальная дамба, 29.
В ответ на данную заявку Предприятие письмом от 22.05.2017 сообщило о несоответствии заявки пунктам 34-36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
25.05.2017 Общество повторно обратилось к Предприятию с заявкой на опломбировку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета ХВС в отношении указанных выше домов.
07.06.2017 письмом N 0615/2428 Предприятие в ответ сообщило, что прибор учёта в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Сергея Ушакова, 29, не введен в эксплуатацию ввиду выявленного несоответствия требований СНиП 2.04.01-85, а именно: до узла учета имеется врезка, без прибора учета, с шаровым краном диаметром 50 мм, которая трубопроводом соединена с бойлером, т.е. холодное водоснабжение идет на подготовку через бойлер на горячее водоснабжение. Согласно п. 11.1 СНиП 2.04.01-85 - счетчики воды следует устанавливать на вводе трубопровода холодного и горячего водоснабжения в каждое здание и сооружение после запорной арматуры.
Общество, не согласившись с такими основаниями для отказа в заявке, письмом N 72 от 08.06.2017 указал, что врезка в трубопровод холодного водоснабжения на бойлер ГВС, до узла учета МКД N 29 по ул. Сергея Ушакова не относится к границам эксплуатационной ответственности управляющей организации, так как произведена МУП "Уссурийск-Водоканал" в 2012 году, при проведении работ по модернизации системы теплоснабжения, в интересах УМУПТС.
В ответ на данное заявление Общества Предприятие письмом от 14.06.2017 ещё раз указало, что прибор учёта на спорном жилом доме не введён в эксплуатацию, т.к. выявлены несоответствия требованиям СНиП 2.04.01-85, а именно: до узла учёта имеется врезка без прибора учёта, с шаровым краном диаметром 50 мм, которая трубопроводом соединена с бойлером, т.е. холодное водоснабжение идёт через бойлер на горячее водоснабжение. Согласно п. 11.1 СНи11 2.04.01-85 - счетчики воды следует устанавливать на вводе трубопровода холодного и горячего водоснабжения в каждое здание и сооружение.
28.06.2017 Общество письменно уведомило Предприятие о том, что, ввиду необоснованного отказа от составления акта о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учёта холодной воды, Общество в одностороннем порядке осуществило допуск узла учёта ХВС в спорном доме с 10.06.2017 на основании пункта 41 Правил N 776.
На данное письмо Предприятие письмом N 0615/2870 от 05.07.2017 указало, что прибор учёта в спорном доме не введён в эксплуатацию по ранее приведённым доводам.
Полагая, что отказ Предприятия произвести опломбировку и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта холодной воды в многоквартирном доме N 29 по ул. Сергея Ушакова в г. Уссурийске является незаконным и противоречит действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства как регулируемые общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 15 Закона о водоснабжении, к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным.
Также к таким правоотношениям применяются Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
С учётом положений пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 69 Правил N 167, оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учёта, если иное не предусмотрено Правилами или договором между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 82 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 776 коммерческий учёт воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод в узлах учета.
Допуск смонтированного узла учета к эксплуатации производится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (пункт 34 Правил N 776).
На основании пункта 35 Правил N 776 к заявке прилагаются:
а) заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета;
б) заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;
в) заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета);
г) документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.
Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации (пункт 36 Правил N 776).
Согласно пункту 37 Правил N 776 при проведении допуска к эксплуатации узла учета в многоквартирном доме к участию в проведении допуска к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное решением общего собрания таких собственников, или уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам, предусматривающим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и (или) водоотведения (при наличии таких договоров).
В соответствии с пунктами 38, 39 Правил N 776 организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. Новая дата и время согласовываются с абонентом или транзитной организацией, направившими заявку.
При проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:
а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;
д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).
При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации (пункт 40 Правил N 776).
Из материалов дела судом верно установлено, что согласно переписке сторон отказ в допуске к эксплуатации спорного прибора учёта Предприятие обосновало выявленным несоответствием требований СНиП 2.04.01-85, а именно наличием врезки до узла учёта без прибора учета, которая трубопроводом соединена с бойлером, в то время как в силу пункта 11.1 СНиП 2.04.01-85 счётчики воды следует устанавливать на вводе трубопровода холодного и горячего водоснабжения в каждое здание и сооружение после запорной арматуры.
Проанализировав названный отказ, суд правомерно заключил, что обстоятельства, приведённые Предприятием в обоснование отказа, не отнесены законом к требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 Правил N 776, за не соответствие которым узел учёта может быть не допущен к эксплуатации.
При этом нормы СНиП 2.04.01-85 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.10.1985 N 189) распространяются на проектирование строящихся и реконструируемых систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков, то есть к спорной ситуации неприменимы.
Поскольку прибор учёта не был допущен ответчиком к эксплуатации по причинам, не предусмотренным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а также в отсутствие доказательств неисправности прибора учёта, его несоответствия требованиям нормативно-технической документации, суд пришёл к обоснованному выводу о неправомерности уклонения Предприятия от принятия прибора учета в коммерческий учёт.
Иных оснований для непринятия прибора в спорном водомерном узле к коммерческому учёту, вопреки утверждению апеллянта об обратном, Предприятием заявлено не было. Изучив материалы дела, апелляционная коллегия не установила иных препятствий для своевременного ввода спорного прибора и принятия его на коммерческий учёт Предприятием, а доводы апеллянта в этой связи подлежат отклонению как ошибочные.
Таким образом, требование истца о признании незаконными действий ответчика об отказе в допуске к эксплуатации прибора учёта холодной воды в многоквартирном доме N 29 по ул. Сергея Ушакова в г. Уссурийске Приморского края является обоснованным и правомерно удовлетворено.
Принимая во внимание вышеуказанное, а также правовые последствия несвоевременного принятия к коммерческому учёту показаний спорного прибора, суд первой инстанции также удовлетворил требование истца о признании прибора учёта воды в указанном доме допущенным к эксплуатации с 10 июня 2017 года исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 2 статьи 5 указанного Закона расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
С целью реализации данной нормы и стимулирования сторон к осуществлению расчетов, на основании данных о количественном значении потребленных ресурсов для организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, пунктом 37 Правил N 776 установлены более сокращённые сроки принятия узла учета в эксплуатацию - не ранее 5 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки абонента.
В случае, если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации (пункт 41 Правил N 776).
С учетом данных норм и установленного факта неправомерного уклонения Предприятия от принятия прибора учёта воды, а также исходя из того, что, в таком случае, абонент не должен лишаться установленного федеральным законодательством права на оплату поставленного ресурса (оказанных услуг) по приборам учёта, обязанность по принятию которых возлагается на организацию ВКХ, спорный прибор учёта воды в многоквартирном доме N 29 по ул. Сергея Ушакова в г. Уссурийске Приморского края верно признан судом допущенным к эксплуатации с 10 июня 2017 года.
При этом судом учтено как не имеющее правового значения то обстоятельство, что спорный прибор 14.09.2017 введен в эксплуатацию актом допуска узла учета к эксплуатации от 10.06.2017 N 605, поскольку данные действия ответчика не устраняют спор относительно даты начала коммерческого учёта воды по показаниям спорного прибора, а потому и не свидетельствуют о фактическом выполнении требований истца либо об устранении нарушений его прав и законных интересов. В связи с этим доводы апеллянта об обратном со ссылкой на указанные обстоятельства подлежат отклонению как безосновательные.
Доводы апеллянта о том что врезка находилась на участке сети, принадлежащем Обществу в силу разграничения балансовой принадлежности сетей по единому договору водоснабжения и водоотведения, коллегией отклоняются как не влияющие на правовую квалификацию спорных правоотношений и аналогичные доводам ответчика, получившим надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Прочие доводы апеллянта коллегией оцениваются как не опровергающие установленные выше обстоятельства дела и не опровергающие сделанные на из основе выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2018 по делу N А51-19423/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.