г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А21-8258/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д,
при участии:
от заявителя: Ракитин А.И., доверенность от 02.04.2018;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4520/2018) общества с ограниченной ответственностью "Жилищно эксплуатационный участок N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2018 по делу N А21-8258/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно эксплуатационный участок N 12 Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЖЭУ N 12 Ц" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (далее - Министерство) об оспаривании предписания от 10.07.2017 N ЖК-2/396/АДА/ЖК-3312/О/ЖК-3360/О об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением от 18.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭУ N 12 Ц" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, положения договоров по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) и решений общих собраний собственников помещений МКД соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Министерство надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что ООО "ЖЭУ N 12 Ц" осуществляет управление МКД N 12 по улице В. Котика, N 2-8 по улице Кропоткина и N 15 по улице Банковская в городе Калининграде на основании договора от 28.08.2015 N ВК12/2015.
Решением общего собрания собственников помещений указанных МКД, оформленным протоколом от 20.08.2015, установлено, что тарифы по содержанию общего имущества указанных домов могут быть изменены управляющей компаний не чаще одного раза в год на величину, не превышающую индекса роста потребительских цен в регионе (по данным Росгоссттата) (пункт 2 повестки дня).
В соответствии с положениями договора от 28.08.2015 N ВК12/2015 цена услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД составляет 12,87 руб. за 1 кв.м., (пункт 3.1.2, приложение N 5) и подлежит изменению не чаще одного раза в год, управляющая компания может в одностороннем порядке увеличить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в связи с ростом планово-договорной стоимости работ на базовый индекс роста потребительских цен (индекс инфляции по субъекту РФ по данным Росстата), подписание дополнительного соглашения к договору и утверждение данного повышения на общем собрании не требуется (пункт 3.2.4).
Заявитель осуществляет управление МКД N 39 по ул. Банковская в г. Калининграде на основании протокола общего собрания собственников помещений от 15.05.2009 и договора от 04.02.2014 N 1092.
В соответствии с положениями договора от 04.02.2014 N 1092 стоимость услуг и работ по содержанию общего имущества МКД определен в размере 11,82 руб. за 1 кв.м (приложении N 2), управляющая компания может в одностороннем порядке увеличить плату за текущий ремонт и обслуживание общего имущества дома на величину индекса роста потребительских цен (в связи с инфляцией), при этом подписание дополнительного соглашения к договору не требуется (пункт 3.2.4).
Министерством проведена проверка деятельности заявителя на предмет соблюдения лицензионных требований в части размера платы за содержание жилых помещений в период с декабря 2016 года по февраль 2017 года.
Проверка проведена в связи с поступлением 11.05.2017 коллективного обращения жильцов указанных МКД.
В ходе проверки установлено, что ООО "ЖЭУ N 12 Ц" нарушены положения части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), и подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Нарушения выразились в том, что с 01.01.2017 подателем жалобы самостоятельно (без решения общего собрания собственников помещений указанных МКД) увеличена плата за содержание жилых помещений с 12,87 руб. до 14,38 руб. за 1 кв. м. в домах N 15 по ул. Банковской, N 2-6 по ул. Кропоткина, N 12 по ул. В.Котика и с 11,82 руб. до 15,26 руб. за 1 кв.м в доме N 39 по ул. Банковской в г. Калининграде.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт от 07.07.2017 N 1077 АДА.
Министерством заявителю выдано предписание от 10.07.2017 N ЖК-2/396/АДА/ЖК-3312/О/ЖК-3360/О, в соответствии с которым податель жалобы в срок до 20.09.2017 обязан:
- произвести перерасчет (снятие до утвержденного тарифа) размера платы за содержание в связи с нарушением порядка изменения размера платы и увеличения такой платы в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 12 по ул. В. Котика, 2-8 по ул. Кропоткина и д. 15 по ул. Банковской в г. Калининграде (до 12,87 руб. с 1 кв.м) и по дому N 39 по ул. Банковской в г. Калининграде (до 11,82 руб. с 1 кв.м) за весь период производившихся начислений;
- расчет платы за содержание жилья производить исходя из тарифов, утвержденных на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 12 по ул. В. Котика, 2-8 по ул. Кропоткина и д. 15 по ул. Банковская в г. Калининграде от 20.08.2015, в размере 12,87 руб. с 1 кв.м площади занимаемого помещения, а также тарифа, утвержденного условиями договора управления домом N 39 по ул. Банковской в г. Калининграде, в размере 11,82 руб. с 1 кв.м.
Указанное предписание оспорено ООО "ЖЭУ N 12 Ц" в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местное самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, является лицензионным требованием к лицензиату (подпункт "б" пункта 3 Положения N 1110).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства. Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Решения собственников помещений в спорных МКД или органа местного самоуправления об изменении стоимости содержания жилья не представлено.
Условия договоров, сами по себе не исключающие принятие общим собранием собственников жилых помещений решения о повышении платы, не могут противоречить императивным нормам жилищного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2018 по делу N А21-8258/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ N 12 Ц" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.