г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А56-45409/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Софян Б.С., по доверенности от 23.11.2017;
от ответчика: Розанова В.В., по доверенности от 18.10.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7893/2018) Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 по делу N А56-45409/2017 (судья Томпакова Г.Н.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Приморского района"
о взыскании 367 787 рублей 32 копеек,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН: 1027809256254, далее - Предприятие, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Приморского района" (адрес: 197372, г. Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, 11, к. 2, литера А, ОГРН: 1089847225170, далее - ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района") 184 454 рублей 44 копеек, за оказанные услуга по водоотведению в период с 01.11.2016 по 28.02. 2017, 28 042 рублей 11 копеек пени за неисполнение договорных обязательств, начисленные с 06.01.2017 по 04.12.2017.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 присуждены к взысканию с Общества в пользу Предприятия 167 375 рублей 05 копеек задолженности, 25 173 рублей 84 копеек пени, а также 5 422 рубля расходов на оплату государственной пошлины. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение от 21.02.2018 изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, обязательство Предприятия по исчислению объемов водоотведения расчетным методом при отсутствии общедомовых приборов учета является встречным по отношению к обязанности Общества предоставить Предприятию данные для такого расчета. Сумма разногласий Общества необоснованна, не подтверждена доказательствами и недостоверна. Податель жалобы считает, что объем сточных вод в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета сточных вод, необходимо определять с применением нормативов по водоотведению, утвержденных в приложении N 3.1. к Распоряжению N 97-р. Доказательств отсутствия технической возможности установки приборов учета, в материалы Обществом не представлено. С 01.07.2016 нормами жилищного законодательства (Правилами N124, регулирующими порядок расчетов между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг) не урегулирован порядок определения объемов водоотведения многоквартирных домов, и руководствуясь пунктом 5 статьи 1 Федерального закона и абзацем 2 пункта 1 Правил N644, Предприятие при расчете указанного объема должно руководствоваться нормами законодательства о водоснабжении и водоотведении. Сверхнормативный объем коммунальных ресурсов, по которому собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о включении в расчет размера платы за содержание жилых помещений, а также сверхнормативный объем, включенный в расчет размера платы за коммунальные услуги, подлежит оплате ресурсоснабжающей организации с применением тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных для категории "население".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 проверяются в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, что стороны заключили договор водоотведения от 23.11.2015 N 34-011798-ЖФ-ВО, по условиям которого ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) обязуется осуществлять прием сточных вод ООО "Жилкомсервис N4 Приморского района" (Абонент) в централизованную систему водоотведения (систему коммунальной канализации), а Абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, производить Предприятию оплату водоотведения.
Стороны также заключили договор холодного водоснабжения от 23.11.2015 N 34-011790-ЖФ-ВО, в соответствии, с которым Предприятие обязалось осуществлять отпуск питьевой воды абоненту.
В нарушение условий договоров Общество предоставленные услуги не оплатило. 10.04.2017 Предприятие направило в адрес Общества претензии с требованием оплатить имеющуюся задолженность. Поскольку задолженность добровольно не оплачена, ответ на претензионное письмо от Общества не последовал, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
До рассмотрения иска по существу Предприятие в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило цену иска и просит взыскать с Общества 184 454 рублей 44 копеек задолженности и 28 042 рублей 11 копеек пени.
Суд первой инстанции с удовлетворил иск в части 167 375 рублей 05 копеек задолженности и 25 173 рублей 84 копеек пени, а в остальной части иска отказал. Решение обжаловано.
Оценив доводы сторон и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами по водоотведению в данном случае оказывались населению многоквартирного дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354, пунктами 10, 17 и формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Вместе с тем, в Правила N 306 и в Правила N 354 внесены изменения: с 27.04.2013 и с 01.06.2013 соответственно. Таким образом, в спорный период начисления следует производить с учетом внесенных изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) из Правил N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344; из Правил N 354 исключено указание на применение формулы 15 к определению платы за сточные бытовые воды на общедомовые нужды.
Таким образом, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
Указанная правовая позиция нашла отражение как в определении Верховного суда Российской Федерации от 25.08.2015 по делу N 307-ЭС15-8761, так и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) положения этого Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Указанная норма исключает применение к спорным правоотношениям положений пункта 11 статьи 20 названного Закона, согласно которому в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения: правила определения объема коммунальных услуг урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возражая против альтернативного расчета, выполненного Обществом, Предприятие указало на то, что в своем расчете Общество безосновательно применяет норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга, установленный в приложении N 3 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 N 97-р (действовавшем до 01.11.2016), тогда как применению подлежат нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, установленные приложением N 3.1 к тому же распоряжению.
Из положений действующей редакции Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), с 01.01.2015 определение объема коммунальной услуги должно происходить с учетом повышающего коэффициента (пункт 5(1) приложения 1 к названным Правилам).
Абзацем 5 пункта 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129) установлено, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 3 Правил N 354 разъяснения по применению данных Правил, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пункте 3 письма от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснило, что повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 534 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
Поскольку приложение N 3.1 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 N 97-р, на которое ссылается Предприятие, не содержит уточнения того, отсутствие каких именно приборов учета (водоснабжения или водоотведения), является основанием для применения повышенных нормативов по водоотведению, когда имеется техническая возможность установки приборов учета, а законодательство не содержит обязанности потребителя установить прибор водоотведения, суд исходит из того, что верным является расчет Общества: при наличии общедомового узла учета водопотребления повышенные нормативы для расчетов с лицами, использующим жилые помещения, за услугу водоотведения применению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что объем воды, израсходованной на общедомовые нужды, правомерно определен Предприятием на основании пункта 21(1) Правил N 124 и пункта 27 договора без учета повышающего коэффициента, применяемого к потребителям коммунальных услуг, не установивших индивидуальные приборы учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Из содержания указанной нормы вытекает, что кредитор вправе потребовать уплаты законной неустойки независимо от того, в каком порядке предусмотрена ее уплата в договоре, и предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Частью 6.4 статьи 13 Закона N 416-ФЗ (с учетом дополнений и изменений внесенных Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ) предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аналогичный порядок расчета неустойки установлен в пункте 6.4 статьи 14 Закона N 416-ФЗ за несоблюдение сроков оплаты услуг водоотведения.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Суд первой инстанции взыскал с Общества 25 173 рублей 84 копеек неустойки за период с 01.11.2016 по 28.02.2017. Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2018 по делу N А56-45409/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.