г. Саратов |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А06-6553/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Службы ветеринарии Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 января 2018 года по делу N А06-6553/2017 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парк "Планета" (416456, Астраханская область, Приволжский район, пос. Новоначаловский, ул. Шоссейная, д. 2А, ОГРН 1053001676420, ИНН 3009013049)
к Службе ветеринарии Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, д. 143, ОГРН 1053000013978, ИНН 3015068286)
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Парк "Планета" (далее - ООО "Парк "Планета", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными приказов Службы ветеринарии Астраханской области (далее - административный орган) от 11.07.2017 N 394, от 04.08.2017 N 405, предписания Службы ветеринарии Астраханской области от 25.07.2017 N 01-13.
Решением суда первой инстанции от 31 января 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными предписание Службы ветеринарии Астраханской области от 25.07.2017 N 01-13, приказы Службы ветеринарии Астраханской области от 11.07.2017 N 394, от 04.08.2017 N 405.
Кроме того, с административного органа в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Служба ветеринарии Астраханской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ООО "Парк "Планета" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.06.2017 N 365 Службой ветеринарии Астраханской области проведена внеплановая выездная проверка ООО "Парк "Планета".
23.06.2017 Службой ветеринарии Астраханской области обществу выдано предписание N 01-09, согласно которому ООО "Парк "Планета" надлежит в срок до 23.09.2017 устранить выявленные административным органом нарушения (л.д. 21-22).
11.07.2017 Службой ветеринарии Астраханской области принят приказ N 394 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Парк "Планета (л.д. 24-26).
Согласно пунктам 6, 7 приказа от 11.07.2017 N 394 проверка проводится с целью проверки исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09, предметом проверки является соблюдение обязательных требований в сфере ветеринарии, выполнение ООО "Парк "Планета" пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10 предписания от 23.06.2017 N 01-09.
Срок проведения проверки установлен с 25.07.2017 по 07.08.2017.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 25.07.2017 N 01-11, в котором указано на неисполнение в установленный срок предписания от 23.06.2017 N 01-09 (л.д. 33-35).
25.07.2017 Службой ветеринарии Астраханской области ООО "Парк "Планета" выдано предписание N 01-13, согласно которому обществу надлежит в срок до 23.09.2017 осуществлять ввоз животных только с ветеринарными сопроводительными документами (пункт 1), оборудовать вольеры мелкой металлической сеткой во избежание залета дикой птицы (пункт 2) (л.д. 23).
04.08.2017 Службой ветеринарии Астраханской области принят приказ N 405 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Парк "Планета" (л.д. 27-29).
В соответствии с пунктами 6, 7 приказа от 04.08.2017 N 405 проверка проводится с целью проверки исполнения предписаний от 23.06.2017 N 01-09, от 25.07.2017 N 01-13, предметом проверки является соблюдение обязательных требований в сфере ветеринарии, выполнение ООО "Парк "Планета" пунктов 1, 2, 8 предписания от 23.06.2017 N 01-09, предписания от 25.07.2017 N 01-13.
Срок проведения проверки определен с 25.09.2017 по 06.10.2017.
ООО "Парк "Планета", полагая, что приказы от 11.07.2017 N 394, от 04.08.2017 N 405, предписание от 25.07.2017 N 01-13 являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки; иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на установленную приказом от 11.07.2017 N 394 дату начала проверки (25.07.2017) срок исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09 (до 23.09.2017) не истек, в связи с чем у административного органа отсутствовали основания для назначения и проведения внеплановой выездной проверки ООО "Парк "Планета".
Поскольку приказ административного органа от 11.07.2017 N 394, послуживший основанием для проведения проверки, является незаконным, предписание от 25.07.2017 N 01-13, выданное по результатам данной проверки, также не соответствует закону.
Приказ Службы ветеринарии Астраханской области от 04.08.2017 N 405 в части назначения проверки исполнения предписания от 25.07.2017 N 01-13 также не может быть признан законным, поскольку данное предписание выдано в отсутствие законных оснований, следовательно, обязанность по его исполнению у ООО "Парк "Планета" отсутствовала.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования в данной части.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции о незаконности приказа от 04.08.2017 N 405 в части проведения проверки исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Парк "Планета" предписания от 23.06.2017 N 01-09.
На установленную приказом от 04.08.2017 N 405 дату начала проверки (25.09.2017) срок исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09 (до 23.09.2017) истек, в связи с чем у административного органа имелись основания для назначения и проведения внеплановой выездной проверки ООО "Парк "Планета" в части проверки исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09.
Проведение с 25.09.2017 внеплановой проверки исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09 соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества в данной части, пришел к выводу о нарушении прав и охраняемых законом интересов общества, поскольку административным органом уже была проведения проверка исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09, по результатам которой выдано предписание от 25.07.2017 N 01-13.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, за одни и те же виды нарушений Службой ветеринарии Астраханской области составлены два предписания, при неисполнении которых ООО "Парк "Планета" может быть дважды подвергнуто административному наказанию, что повлечет нарушение общих правил назначения административного наказания, установленных статьей 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции признает данный вывод суда первой инстанции ошибочным, так как результаты проверки исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09, проводившейся на основании приказа от 11.07.2017 N 394, в том числе предписание от 25.07.2017 N 01-13, признаны незаконными.
Суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения повторной проверки ввиду указания на отсутствие нарушений в актах проверок от 17.07.2017, от 25.07.2017.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции противоречащим материалам дела.
Акт проверки от 17.07.2017 N 01-10 составлен по результатам проверки исполнения ООО "Парк "Планета" предписания от 14.07.2017 N 01-10, к рассматриваемому делу отношения не имеет.
Акт проверки от 25.07.2017 N 01-11 содержит указание на наличие выявленных административным органом нарушений: приобретение кроликов в количестве 8 голов без ветеринарных документов, вольер с птицей не оборудован мелкой металлической сеткой во избежание залета дикой птицы, также сделан вывод о неисполнении предписания от 23.06.2017.
Наличие в форме акта проверки строки "Нарушений не выявлено" об отсутствии нарушений не свидетельствует.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о необоснованности предмета проверки - соблюдения обязательных требований в сфере ветеринарии противоречит Закону Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Положению о государственном надзоре в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, согласно которым служба ветеринарии вправе проводить проверки, составлять акты и выдавать предписания на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства.
В связи с этим указание в приказе цели проверки - проверка исполнения предписания от 23.06.2017 N 01-09 и предмета проверки - соблюдение требований в сфере ветеринарного законодательства и выполнение предписания от 23.06.2017 N 01-09 соответствует закону.
С учетом изложенного оснований для признания приказа Службы ветеринарии Астраханской области от 04.08.2017 N 405 в части проведения проверки исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Парк "Планета" предписания от 23.06.2017 N 01-09 не законным не имеется, требования ООО "Парк "Планета" в данной части удовлетворению не подлежат.
Решение суда первой инстанции в данной части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 января 2018 года по делу N А06-6553/2017 отменить в части признания незаконным приказа Службы ветеринарии Астраханской области от 04.08.2017 N 405 в части проведения проверки исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Парк "Планета" предписания от 23.06.2017 N 01-09.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований в данной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 января 2018 года по делу N А06-6553/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.