г. Москва |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А41-64286/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Ларионова Е.О. по доверенности N 27ДОВ-586 от 14.12.2017,
от ответчика - представитель не явился, извещен,
от 3-го лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства МО на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 года по делу N А41-64286/17, принятое судьей Гриневой А.В. по иску Комитета лесного хозяйства МО к ПАО "Московская Объединенная Электросетевая Компания"; третье лицо: ТУ РОСИМУЩЕСТВА МО об обязании произвести очистку охранной зоны ВЛ от порубочных остатков на лесных участков,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ПАО "Московская Объединенная Электросетевая Компания" об обязании произвести очистку охранной зоны ВЛ от порубочных остатков на лесных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ ФАУГИ в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2017 года по делу N А41-64286/17 в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства МО отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя Комитета лесного хозяйства МО, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба истца подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска в полном объеме, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.04.2016 г. при проведении патрулирования выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно:
- на просеках ВЛ-35 принадлежащих ПАО "МОЭСК" и расположенных в квартале 22 выделах 14,16; в квартале 23 выделах 6,8; в квартале 24 выделах 3,5; в квартале 27 выделах 13,15; в квартале 28 выделах 7,9; в квартале 29 выделах 2,5,6; в квартале 33 выделах 8,9,11,12,14,17; в квартале 34 выделах 3,7 (защитные полосы вдоль дорог) Восточного участкового лесничества Егорьевского лесничества, расположенных в 1000 м севернее д. Сазоново городского округа Егорьевск Московской области спиленная древесина оставлена на месте рубки, частично разбросана отдельными хлыстами по краям просеки;
- места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены от горючих материалов и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м., что по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, свидетельствует о нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417.
В обоснование позиции истец также указывает на то, что ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности, ПАО "МОЭСК" признавалось виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В претензии Nисх-816/05 от 19.05.2017 г. (л.д. 113) истец предложил ответчику освободить участок от порубочных остатков, произвести очистку участка, а также складировать заготовленную древесину в штабеля.
В ответ в письме N 23-6/238 от 27.06.2017 г. (тл.д. 133) ответчик указал на то, что бремя содержания данной древесины лежит на ТУ ФАУГИ в Московской области, и отказался удовлетворять претензию.
Поскольку спор не удалось разрешить в досудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что Ответчик не имел возможности складировать спиленные деревья на открытом месте на расстоянии от прилегающего лиственного леса на 20 м., а от хвойного -40 м., согласно п. 21, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах на лесных участках, расположенных в квартале 22 выделах 14,16; в квартале 23 выделах 6,8; в квартале 24 выделах 3,5; в квартале 27 выделах 13,15; в квартале 28 выделах 7,9; в квартале 29 выделах 2,5,6; в квартале 33 выделах 8,9,11,12,14,17; в квартале 34 выделах 3,7 (защитные полосы вдоль дорог) Восточного участкового лесничества Егорьевского лесничества, в 1000-м. севернее д. Сазоново городского округа Егорьевск Московской области, поскольку согласно совместному акту подтверждено, что общая ширина вышеуказанной просеки ВЛ-35кВ от одной до противоположной стены варьируется от 31 до 34 м.
Кроме того, судом указано, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 609 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества - в рассматриваемом случае-ТУ ФАУГИ в Московской области.
Суд также отмечает, что ПАО "МОЭСК", в соответствии с п.7. ПП 604 и п. 10 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 г. N 223, установленными формами уведомлений "об окончании работ и передаче древесины собственнику", направил в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области уведомления об окончании работ по расширению просек BJI и о сдаче заготовленной древесины собственнику. По п.8 Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от ПАО "МОЭСК", в соответствии с настоящими Правилами информации, направляет продавцу, ТУ ФАУГИ в Московской области, сведения, для возможности проведения необходимых конкурсных процедур для последующей реализации древесины на торгах и соответственно ее дальнейшего вывоза с мест складирования.
Таким образом, по мнению суда, положения Правил реализации древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, в части уведомления собственника древесины о состоявшейся вырубке были соблюдены со стороны ПАО "МОЭСК" надлежащим образом. А дальнейшее распоряжение древесиной (включая вывоз с лесного участка) находится в ведении ТУ ФАУГИ в Московской области, в связи с чем данная обязанность не может быть возложена на ответчика.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно исковым требованиям Истца, Ответчику необходимо освободить территорию лесных участков, расположенных в квартале 22 выделах 14,16; в квартале 23 выделах 6,8; в квартале 24 выделах 3,5; в квартале 27 выделах 13,15; в квартале 28 выделах 7,9; в квартале 29 выделах 2,5,6; в квартале 33 выделах 8,9,11,12,14,17; в квартале 34 выделах 3,7 (защитные полосы вдоль дорог) Восточного участкового лесничества Егорьевского лесничества, расположенных в 1000 м. севернее д. Сазоново городского округа Егорьевск Московской области от порубочных остатков, произвести очистку лесных участков, произвести складирование заготовленной древесины в штабеля.
Истцом не заявлялись требования о вывозе древесины с лесных участков, поскольку это находится в компетенции Росимущества.
Порубочные остатки не являются древесиной, которую вывезти в силу законодательных норм ПАО "МОЭСК" не имеет возможности, а оставшиеся после рубки порубочные остатки представляют из себя потенциальный очаг возгорания.
Суд первой инстанции указал, что ПАО "МОЭСК", в соответствии с п.7. ПП 604 и п. 10 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 г. N 223, установленными формами уведомлений "об окончании работ и передаче древесины собственнику", направил в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области уведомления об окончании работ по расширению просек BЛ и о сдаче заготовленной древесины собственнику. По п.8 Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от ПАО "МОЭСК", в соответствии с настоящими Правилами информации, направляет продавцу, ТУ ФАУГИ в Московской области, сведения, для возможности проведения необходимых конкурсных процедур для последующей реализации древесины на торгах и соответственно ее дальнейшего вывоза с мест складирования.
Таким образом, суд первой инстанции указал, что положения Правил реализации древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, в части уведомления собственника древесины о состоявшейся вырубке были соблюдены со стороны ПАО "МОЭСК" надлежащим образом.
Между тем, в соответствии с подп."а" п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Исходя из Постановления Губернатора Московской области от 21.04.2017 г. N 189- ПК "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" пожароопасный сезон на всей территории Московской области начался с 01.05.2017 г. и длится по настоящее время.
Электросетевой комплекс BЛ-35 является собственностью Ответчика.
Обстоятельства совершения неправомерных действий и виновность юридического лица в нарушении правил пожарной безопасности в лесах подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности.
Доказательства объективной невозможности соблюдения Ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Поскольку законодателем на юридическое лицо, использующее лес, возложена обязанность содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах, принадлежность срубленной древесины собственнику-Росимуществу, не освобождает ПАО "МОЭСК" от выполнения возложенных на него публично-правовых обязанностей.
Кроме того, выполнение обязанностей по извещению Росимущества, путем направления последнему уведомления об окончании работ по расширению просек BJI и о сдаче заготовленной древесины собственнику- Росимуществу и Комитету лесного хозяйства - контролирующего органа в области лесных отношений, не означает, что обязанность по содержанию просеки в пожаробезопасном состоянии перекладывается на иных лиц, поскольку данная обязанность ПАО "МОЭСК" как собственника линий электропередач не имеет ограничений во времени и осуществляется постоянно.
Ссылка суда первой инстанции на то обстоятельство, что ПАО "МОЭСК" не имело возможности складировать спиленные деревья на открытом месте на расстоянии от прилегающего лиственного леса на 20 м., а от хвойного -40 м., согласно п. 21, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах на лесных участках, расположенных в квартале 22 выделах 14,16; в квартале 23 выделах 6,8; в квартале 24 выделах 3,5; в квартале 27 выделах 13,15; в квартале 28 выделах 7,9; в квартале 29 выделах 2,5,6; в квартале 33 выделах 8,9,11,12,14,17; в квартале 34 выделах 3,7 (защитные полосы вдоль дорог) Восточного участкового лесничества Егорьевского лесничества, в 1000 м. севернее д. Сазоново городского округа Егорьевск Московской области, поскольку согласно совместному акту подтверждено, что общая ширина вышеуказанной просеки ВЛ-35кВ от одной до противоположной стены варьируется от 31 до 34 м., является необоснованной, поскольку, являясь органом по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений, Комитет лесного хозяйства Московской области исполняет возложенные задачи, а именно: устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Согласно ст. 53 ЛK РФ леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со ст. 53.2 ЛК РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
организацию патрулирования лесов;
прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
В соответствии со ст. 45 ЛК РФ разработаны Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов). Пунктом 9 правил использования лесов предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно- спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (п. 11 Правил использования лесов).
Согласно п. 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
Согласно п. 16 Правил N 417 предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу требований п. 17 Правил N 417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пунктом 19 Правил N 417 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Учитывая, что в период с 01 мая 2017 г. Постановлением Губернатора Московской области от 21.04.2017 г. N 189-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" установлен особый противопожарный режим на территории Московской области, а Постановлением Администрации городского округа Егорьевск Московской области от 28.04.2017 г. N 1208 на территории городского округа Егорьевск с 01 мая 2017 г. установлен особый противопожарный режим, бездействие ПАО "МОЭСК" выражающееся в оставлении спиленной древесины на месте рубки, частично разбросав ее отдельным хлыстами по краям просеки, не складировав древесину в штабеля в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, а также не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м может привести к возникновению лесного пожара.
Кроме того, Комитет лесного хозяйства не несет ответственности за то, что ПАО "МОЭСК" не имеет возможности складировать древесину соответствующим образом, поскольку не является органом, который устанавливает Правила безопасности в лесах, а выступает органом, который осуществляет контроль за исполнением последних.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Поскольку Комитетв силу НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, судебные расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 по делу N А41-64286/17 отменить.
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить.
Обязать ПАО "МОЭСК" произвести очистку охранной зоны BJI от порубочных остатков на лесных участках, расположенных в квартале 22 выделах 14,16; в квартале 23 выделах 6,8; в квартале 24 выделах 3,5; в квартале 27 выделах 13,15; в квартале 28 выделах 7,9; в квартале 29 выделах 2,5,6; в квартале 33 выделах 8,9,11,12,14,17; в квартале 34 выделах 3,7 (защитные полосы вдоль дорог) Восточного участкового лесничества Егорьевского лесничества, в 1000 м. севернее д. Сазоново городского округа Егорьевск Московской области.
Очистить спиленные деревья от сучьев и складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте на расстоянии о прилегающего лиственного леса на 20 м., а от хвойного -40 м., согласно п. 21, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах на лесных участках, расположенных в квартале 22 выделах 14,16; в квартале 23 выделах 6,8; в квартале 24 выделах 3,5; в квартале 27 выделах 13,15; в квартале 28 выделах 7,9; в квартале 29 выделах 2,5,6; в квартале 33 выделах 8,9,11,12,14,17; в квартале 34 выделах 3,7 (защитные полосы вдоль дорог) Восточного участкового лесничества Егорьевского лесничества, в 1000 м. севернее д. Сазоново городского округа Егорьевск Московской области.
Взыскать с ПАО "Московская Объединенная Электросетевая Компания" в доход федерального бюджета 9 000 руб. - расходов по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.