г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А56-61086/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Слобожанина В.Б., Сотов И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панковой Н.А.,
при участии:
от истца: представитель Мосякина Ю.П. по доверенности от 26.03.2018;
от ответчика: представитель Ермакова Л.В. по доверенности от 30.03.2018.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2126/2018) общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 по делу N А56-61086/2017 (судья Пономарева О.С.), принятое по иску (заявлению)
общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
к обществу с ограниченной ответственностью "Скинест СПб"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец, ООО "Трансойл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скинест СПб" (далее - ответчик, ООО "Скинест СПб") 522.145,94 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой решении арбитражного суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности неправомерны. Исковые требования предъявлены не в связи с ненадлежащим качеством ремонта, а составляют расходы на передислокацию тепловоза в/из ремонта, в связи с чем суд необоснованно применил к заявленным требованиям специальный срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от ответчика поступил отзыв, в котором по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу в части требований о взыскании убытков в размере 175.846,80 руб., понесенных при дислокации тепловозов 2ТЭ116 N 597; 2ТЭ116 N 795; 2ТЭ116 N 773 к месту ремонта и из ремонта.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.04.2011 между ООО "Скинест СПб" (исполнитель) и ООО "Трансойл" (заказчик) заключен договор N 68/14-12/11 (далее - Договор), согласно условиям которого заказчик поручил и обязался оплатить, а исполнитель принял на себя обязательства произвести комплекс работ по ремонту тепловозов серии 2ТЭ116 в объеме среднего ремонта согласно Основных условий ремонта и модернизации тягового подвижного состава, узлов и агрегатов на ремонтных заводах МПС "ЦТ-ЦТВР-409", утвержденных 20.12.1996, и руководства по среднему и капитальному ремонту тепловозов (РК.103.11.433-2006).
В соответствии с пунктом 4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 01.12.2012) исполнитель (ответчик) дает гарантию на отремонтированные по настоящему договору тепловозы согласно Основным условиям МПС РФ от 20.12.1996 в течение гарантийного срока, указанного в данном пункте.
Пунктом 4.2.1 Договора предусмотрено, что заказчик при обнаружении дефектов в гарантийный период направляет исполнителю по факсу рекламацию, которая одновременно является вызова для проведения комиссионного осмотра.
Согласно пункту 4.2.3. Договора исполнитель обязуется собственными силами и средствами устранить обнаружившиеся на объектах дефекты и повреждения, а также возместить заказчику расходы, связанные с устранением этих дефектов.
Пунктом 5.2.6 Договора предусмотрена обязанность исполнителя возместить расходы (убытки) заказчика, возникшие у него в связи с необходимостью направления тепловоза в ремонт и возврата из ремонта тепловоза для устранения дефектов, обнаруженных в гарантийный период, а также возместить иные, связанные с устранением дефектов, расходы заказчика в претензионном порядке.
В период гарантийного срока, 05.09.2014 на тепловозе 2ТЭ116 N 964 секции "Б" на ПТОЛ ст. Кириши произведена смена моторного масла и ФТОМ на сумму 97.226,18 руб., 25.10.2014 в ТЧР-7 произведена смена топливоподкачивающего насоса на сумму 249.072,94 руб.
06.06.2013, 09.12.2013, 19.03.2013 тепловозам 2ТЭ116 N 116, 2ТЭ116 N 795, 2ТЭ116 N 773 соответственно был произведен средний ремонт в АО "Даугавпилсский локомотивный завод", по результатам которого затраты ООО "Трансойл" составили 175.846,80 руб.
Согласно актам-рекламациям от 10.02.2014 N 597/01, от 16.04.2014 N 795/01, от 29.04.20104 N 773/01 в работе вышеуказанных тепловозов обнаружены дефекты.
22.02.2017 в адрес ответчика направлены претензии N N ЮД-176, ЮД-177 с требованием возместить понесенные истцом затраты в размере 522.145,94 руб., в удовлетворении которой ответчик письмом от 03.04.2017 N 176/177-0304 отказал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Суд первой инстанции, установив, что истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав позиции участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение арбитражного суда первой инстанции обоснованным и правомерным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 196, абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) общий срок исковой давности установлен в три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В то же время для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (пункт 1 статьи 197 Гражданского кодекса).
Так, согласно пункту 1 статьи 725 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год.
В рассматриваемом случае, учитывая пояснения истца, данные в судебном заседании апелляционной инстанции, в обоснование исковых требований истец, ссылаясь на положения пункта 5.2.6 Договора, указал, что в связи с необходимостью проведения среднего ремонта в АО "Даугавпилсский локомотивный завод" им понесены расходы при дислокации тепловозов 2ТЭ116 N 597; 2ТЭ116 N 795; 2ТЭ116 N 773 к месту ремонта и из ремонта на общую сумму 175.846,80 руб.
Из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2016 (ответ на вопрос N 5) следует, что в случаях, когда факт ненадлежащего выполнения работ по договору планового ремонта выявляется в процессе перевозки и дефект устраняется перевозчиком в целях обеспечения безопасности движения транспорта (текущий отцепочный ремонт), последний действует в том числе в интересах заказчика (владельца вагонов), обеспечивая выполнение им обязанности по содержанию имущества и предотвращению возможного причинения вреда в результате неисправности вагонов. По этой причине заказчик (владелец вагонов) не может отказаться от работ по текущему отцепочному ремонту и должен нести расходы по их оплате.
Подрядчик по договору планового ремонта нарушает предусмотренную пунктом 1 статьи 721 ГК РФ обязанность по передаче заказчику результата работ, пригодного для обычного использования.
Если подрядчик не устранил недостатки вагонов, которые он должен был выявить по договору планового ремонта, и в результате заказчик был вынужден оплатить текущий отцепочный ремонт, подрядчик нарушил обязанность по производству работ соответствующего качества.
Следовательно, к предъявленному в последующем требованию заказчика к подрядчику, выполнявшему плановый ремонт вагонов, о возмещении убытков, вызванных устранением дефектов вагонов, выявленных в процессе перевозки, применяется специальный срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 725 ГК РФ (один год).
В данном случае неисправность вагонов возникла в период гарантийного срока по вине подрядчика, работы по устранению неисправностей оплачены заказчиком. Факт возникновения неисправности вагонов в рамках гарантийного срока ответчиком не оспаривается.
Ввиду того, что о недостатках ремонта в отношении тепловозов 2ТЭ116 N 597; 2ТЭ116 N 795; 2ТЭ116 N 773 ответчик был уведомлен при заключении соглашения от 28.12.2015, претензия о возмещении понесенных расходов в отношении данного тепловоза была направлена ответчику 22.02.2017 (то есть спустя больше года), а исковое заявление подано истцом в арбитражный суд 14.08.2017, то требование истца о взыскании сопутствующих расходов в размере 175.846,80 руб. заявлено с пропуском срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-371 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2017 по делу N А56-61086/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.