г. Тула |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А09-16506/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дарковичи" (Брянская область, пос. Новые Дарковичи, ОГРН 1153256002162, ИНН 3245006502) - Савочкина А.В. (доверенность от 01.12.2017) и заинтересованного лица - администрации Брянского района (Брянский район, с. Глинищево, ОГРН 1023202136605, ИНН 3207004800) - Атрошенко Е.А. (доверенность от 12.04.2017 N 1-1086А) (после перерыва не явилась), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дарковичи" на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2018 по делу N А09-16506/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дарковичи" (далее - заявитель, общество, ООО "Дарковичи") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными решений администрации Брянского района (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 08.09.2017 N 4-2887 об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400103:359 общей площадью 12972 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, от 08.09.2017 N 4-2888 об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:2495 общей площадью 25900 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, и обязании администрации подготовить и направить ООО "Дарковичи" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:02:0400103:359 общей площадью 12972 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения животноводческих комплексов по разведению крупного рогатого скота, проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:2495 общей площадью 25900 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован тем, что решения администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку обществом не обоснована площадь земельного участка как необходимая для использования и эксплуатации объектов недвижимости общества.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно применил положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, среди которых отсутствует такое основание как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка, площади здания, сооружения, которые на нём расположены.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание после перерыва заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Дарковичи" является собственником следующих строений: здание фермы "Дарковичи-2" общей площадью 1183,7 кв.м., расположенное по адресу: Брянская обл., Брянский р-он, п. Новые Дарковичи, кадастровый номер 32:02:0080901:1306 (строение -1); здание фермы "Дарковичи-I" общей площадью 1199,5 кв.м., расположенное по адресу: Брянская обл., Брянский р-он, п. Новые Дарковичи, кадастровый номер 32:02:0080901:77 (строение -2); здание мастерской (теплой стоянки для автомобилей) общей площадью 576,7 кв.м., расположенное по адресу: Брянская обл., Брянский р-он, п. Новые Дарковичи, кадастровый номер 32:02:0080901:731 (строение -3); здание мастерских (пункта технического обслуживания) общей площадью 758,5 кв.м., расположенное по адресу: Брянская обл., Брянский р-он, п. Новые Дарковичи, кадастровый номер 32:02:0080401:200 (строение -4).
Строение-1 и строение-2 находятся на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0400103:359 общей площадью 12972 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения животноводческих комплексов по разведению крупного рогатого скота. Строение-3 и строение-4 находятся на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0000000:2495 общей площадью 25900 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники.
Указанные земельные участки были предоставлены Новодарковичской сельской администрацией Брянского района Брянской области на праве аренды ОАО "Бежицкое" с 30.03.2016 по 30.03.2026, которое переуступило права арендатора ООО "Дарковичи".
Общество 21.06.2017 обратилось в администрацию Брянского района с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанных земельных участков.
Письмами от 08.09.2017 N 4-2887, N 4-2888 администрация сообщила обществу, что границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованием земельного и градостроительного законодательства, земельные участки под объектами недвижимости передаются в пределах, необходимых для эксплуатации данного объекта, а также указала, что площадь приобретаемых земельных участков в несколько раз превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на них.
Полагая, что решения администрации об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов ООО "Дарковичи" испрашиваемых земельных участков, являются незаконными, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
В пункте 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, при обращении с заявлением о приобретении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
Суд первой инстанции верно указал, что из системного толкования приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решения администрации Брянского района об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков обществу соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку обществом не обоснована площадь земельного участка (12972 кв.м.) как необходимая для использования и эксплуатации объектов недвижимости общества, расположенных на указанном земельном участке (здание фермы "Дарковичи-2" общей площадью 1183,7 кв.м., здание фермы "Дарковичи-I" общей площадью 1199,5 кв.м.), а также площадь земельного участка (25900 кв.м.) как необходимая для использования и эксплуатации объектов недвижимости общества, расположенных на указанном земельном участке (здание мастерской (теплой стоянки для автомобилей) общей площадью 576,7 кв.м., здание мастерских (пункта технического обслуживания) общей площадью 758,5 кв.м.).
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на земельном участке иных объектов, принадлежащих обществу, что препятствует рассмотрению вопроса о выкупе земельного участка испрашиваемой площадью на основании пункта 25 статьи 39.16 и статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и в силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов.
Данные выводы, согласуются с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 27.02.2017 N 310-КГ16-20935 по делу N А09-1305/2016.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 309-КГ16-9522 по делу N А76-25498/2015, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, так как определение вынесено по результатам оценки иных фактических обстоятельств, чем исследованные в рамках настоящего дела.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования ООО "Дарковичи" удовлетворению не подлежат и основания возложения обязанности на администрацию, в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2018 по делу N А09-16506/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-16506/2017
Истец: ООО " Дарковичи"
Ответчик: Администрация Брянского района