г. Чита |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А19-19632/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-19632/2017 по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 10223801756120; ИНН 3812014066, адрес: 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: г. Иркутск, ул. Российская, 17) о признании незаконным отказа,
(суд первой инстанции: судья Назарьева Л.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц;
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (далее - заявитель, Университет, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Управление Росимущества) с заявлением о признании незаконным отказа от 14.07.2017, выраженного в системе электронного документооборота по запросу N 193920, об исключении объекта - земельный участок, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Ивана Франко, кадастровый номер 38:36:000033:22 общей площадью 7 266 кв.м. из перечня объектов недвижимости, закрепленных за заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росимущества об исключении объекта - земельный участок, площадью 7266 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, кадастровый номер 38:36:000033:22, из перечня объектов недвижимости, закрепленных за Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" на праве постоянного (бессрочного) пользования, выраженный в системе электронного документооборота от 14.07.2017 по запросу N 193920.
На Управление Росимущества возложена обязанность исключить из перечня объектов недвижимости Реестра федерального имущества сведения об объекте - земельный участок, площадью 7266 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, кадастровый номер 38:36:000033:22.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росимущества обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого с неправильным применением норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Управление Росимущества в жалобе считает, что правовых оснований для осуществления действий по исключению сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000033:229 из реестра федерального имущества, а равно как и прекращения права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" у Управление Росимущества не имеется.
Университет в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление Росимущества представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в реестре федерального имущества за ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" на праве постоянного (бессрочного) пользования числится земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Ивана Франко, кадастровый номер 38:36:000033:22 общей площадью 7 266 кв.м. (далее по тексту - Объект, земельный участок) на котором расположена группа жилых многоквартирных домов: г. Иркутск, ул. Ивана Франко, д. 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26.
Постановлением мэра г. Иркутска N 16/646 от 01.07.1996 указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Университета.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, участку присвоен номер 38:36:000033:22 в реестре федерального имущества земельный участок значится, как объект недвижимости РНФИ П11400001361, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 09.11.2017 N 0/2.
В июле 2004 года на указанном земельном участке осуществлено строительство 7 блок-секций многоквартирного жилого дома, указанные блок-секции введены в эксплуатацию, им присвоены адреса: г. Иркутск, ул. Ивана Франко, д. 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26.
Данный факт подтверждается разрешением N 2 на ввод объекта в эксплуатацию от 17.02.2006, разрешением N 37 на ввод объекта в эксплуатацию от 25.08.2006.
Университет письмом от 05.09.2014 N 32/1-2626-09 обратился в Управление Росимущества с обоснованием необходимости внесения в Реестр федерального имущества сведений о прекращении права собственности РФ и права постоянного (бессрочного пользования) Университета на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:22.
В ответ на указанное письмо 06.10.2014 N ШЕА-38/10705 Управление Росимущества запросило дополнительные документы в обоснование законности осуществления строительства многоквартирного жилого дома в границах земельного участка.
В ответ на запрос Университет письмом от 17.10.2014 N 32/1-3022-09 сообщил, что имеющиеся в Университете документы обосновывающие законность строительства многоквартирного жилого дома в границах земельного участка, изъяты СУ СК России по Иркутской области и нет возможности их представления.
Письмом от 17.07.2017 N И-3182/17 Университет повторно обратился в Управление Росимущества с просьбой согласования прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, направил карту записи N 1.1400001361 в электронном виде (запрос N 193920) по Объекту для внесения соответствующих изменений.
14.08.2017 на МВ-Портале Росимущества появилась информация об отказе в исключении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000033:22 из реестра федерального имущества, закрепленного за Университетом на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В обоснование отказа Управление Росимущества указало, что спорный объект является федеральным имуществом и принимать решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования должен уполномоченный орган Министерство образования и науки Российской Федерации.
Однако сведений от уполномоченного органа о принятом решении об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не поступало.
Решением от 14.08.2017 N ШУФ-38/10036 Управление Росимущества отказало заявителю в рассмотрении вопроса об исключения из реестра федерального имущества карты 1.1400001361 и внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества, исключения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000033:22, поскольку за Университетом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", посчитав, что вышеуказанный отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением о признании незаконным отказа от 14.08.2017 об исключении объекта - земельный участок, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Ивана Франко, кадастровый номер 38:36:000033:22 общей площадью 7 266 кв.м. из перечня объектов недвижимости, закрепленных за заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим бездействием.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Заявитель согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, должен доказать факт нарушения обжалуемым решением, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях совершенствования порядка учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности 5 содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение N 447).
Указанное Положение регулирует порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе. Данным Положением установлен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.
Согласно пунктам 3, 8, 12, 16, 21, 27 названного Положения объектами учета федерального имущества (далее - объекты учета) является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом федеральное имущество, в том числе земельные участки.
Учет федерального имущества и ведение реестра в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета.
В случае принятия решения, указанного в подпункте "б" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения) (пункт 29 Положения N 447).
Согласно представленным заявителем доказательствам и пояснениям сторон в судебном заседании, установлено, что спорный земельный участок отведен Университету для строительства группы жилых домов на основании Постановления мэра г. Иркутска 01.07.1996 г., поставлен на кадастровый учет 21.01.2002 с кадастровым номером 38:36:000033:22. В период 2003-2006 г. на рассматриваемом земельном участке осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию- многоквартирных жилых домов N N 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 по ул. Ивана Франко.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Собственникам помещений в многоквартирном доме согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников 7 помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Из положений частей 2 - 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учётом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления N 10/22, следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Согласно письму Минэкономразвития России от 16.10.2009 N Д 23-3410 у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной 8 власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
Из представленной в судебное заседание информации следует, что данные жилые дома N 14,22,24,26 собственниками помещений переданы в управление Управляющей компании "Макском" и собственниками помещений домов N 16,18,20 создано ТСЖ "Галактика-Зет". В реестре закрепленного за Университетом жилищного фонда данные жилые дома отсутствуют.
Следовательно, учитывая, что на рассматриваемом земельном участке иных объектов, кроме многоквартирных домов, не имеется (данное обстоятельство сторонами не оспаривается), то в силу изложенных положений закона право общей долевой собственности на земельный участок возникло у собственников помещений в домах в силу закона, что означает прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Университета на земельный участок.
Учитывая указанное основание прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, ссылка Управления Росимущества на положения статей 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случае отказа землепользователя от названного права, правомерно признана судом первой инстанции не обоснованной.
Данных, свидетельствующих о наличии у Университета права собственности на данный дом судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции считает оспариваемый отказ незаконным, несоответствующим вышеприведенным правовым нормам, противоречащим принципу правовой определенности, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Как верно отметил суд первой инстанции, что наличие в реестре федерального имущества сведений в отношении спорного объекта, закрепленного за Университетом на праве постоянного (бессрочного) пользования нарушает права заявителя возлагает на Университет обязанность по отражению в документах бухгалтерского учета, а также бремя содержания указанного земельного участка, уплату налога.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что требования Университета о признании незаконным отказа от 14.08.2017 об исключении объекта - земельный участок, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Ивана Франко, кадастровый номер 38:36:000033:22 общей площадью 7 266 кв.м. из перечня объектов недвижимости, закрепленных за заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования выраженный в системе электронного документооборота по запросу N 193920 от 14.07.2017 являются обоснованными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалованной части не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, при этом свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-19632/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19632/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2018 г. N Ф02-2293/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае