город Москва |
|
16 апреля 2018 г. |
дело N А40-177955/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу САО "ВСК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2017
по делу N А40-177955/17, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению Банка России в лице Управления Службы по защите потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе (344006, Ростов-на-Дону, пр. Соколова, д. 22а)
к САО "ВСК" (ОГРН 1027700186062)
о привлечении к административной ответственности;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2017 САО "ВСК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30.000 руб.
САО "ВСК" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что САО "ВСК" осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензий ОС N 0621-03 от 11.09.2015.
В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение физического лица (вх. N ОЭТ-4993 от 26.05.2017) на незаконные действия страховой организации САО "ВСК", выразившиеся в невозможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа, в связи с необеспечением страховщиком надлежащего функционирования официального сайта.
Из обращения заявителя следует, что для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа он обратился на официальный сайт страховщика 26.05.2017 (время - 08:50; 09:56), однако, после расчета страховой премии и при попытке ее оплаты на сайте страховщика возникали ошибки (код ошибки 111) (информация подтверждается скриншотом, сделанным заявителем со страницы сайта страховщика).
Согласно документам и информации, представленным САО "ВСК" (исх. N 00-70-32/4449 от 03.08.2017) в Управление (вх. N 32897 от 04.08.2017) следует, что 26.05.2017 заявитель обращался к официальному сайту страховщика с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа. При переходе заявителем на страницу оплаты возникла ошибка (код ошибки 111), приведшая к невозможности создания проекта договора ОСАГО и, как следствие, заключить договор ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте САО "ВСК". Указанная ошибка связана со сбоем в итоговой проверке/валидации сведений, поступающих из Российского союза автостраховщиков в учетные системы страховщика.
Из пояснений страховщика следует, что 26.05.2017 технические (регламентные) работы на официальном сайте страховщика не проводились, программно-аппаратные средства работали в штатном режиме.
В ходе проверки изложенных в обращении сведений административным органом выявлено нарушение обществом условий, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. п. 9, 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, не исполнив обязанность по заключению страхователем договора ОСАГО в виде электронного документа, обладая необходимыми техническими и операционными средствами.
31.08.2017 по факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол N СЗ-02-ЮЛ-17-10650/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 11-13).
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом на основании ст. ст. 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Указания Банка России от 27.02.2017 N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" в присутствии представителя САО "ВСК", действующего по доверенности N 7-ТД-0195-Д (л.д. 20).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Банка России в арбитражный суд с заявлением о привлечении САО "ВСК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 N 431-П.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Пунктом 7.2 ст. 15 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 40-ФЗ.
С 01.01.2017 страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом N 40-ФЗ.
В соответствии с п. 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, страхователь вправе заключить договор ОСАГО в виде электронного документа, направив страховщику заявление о заключении договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет", путем заполнения соответствующей формы после доступа к сайту страховщика.
Пунктом 8 Указания от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что после направления страхователем заявления в соответствии с настоящим Указанием страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 40-ФЗ, запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений.
По результатам автоматизированной обработки запроса, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направляет страховщику
соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.
В соответствии с п. 9 Указания N 4190-У, после проведения проверки и получения от АИС ОСАГО подтверждения в соответствии с пунктом 8 настоящего Указания либо получения электронных копий или электронных документов в соответствии с п. 7 или п. 10 настоящего Указания страховщик осуществляет следующие действия (в том числе во взаимодействии с сайтом профессионального объединения в случае доступа страхователя к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения): в срок не более 20 минут направляет страхователю расчет страховой премии, а также стоимость обеспечения почтового направления страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности (при изъявлении желания страхователем получить страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности), подлежащих уплате, и сообщает ему условия договора, обеспечивает на сайте страховщика (в том числе во взаимодействии с сайтом профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения) возможность обмена данными в электронном виде, которые необходимы для осуществления безналичной оплаты (дополнительно может предоставляться информация об оплате наличными деньгами), сообщает срок уплаты страховой премии (в зависимости от выбранного способа оплаты), предлагает страхователю осуществить корректировку сведений, указанных в заявлении, в случае получения страховщиком отказа в подтверждении. Указанные действия осуществляются путем отображения сведений в режиме реального времени на сайте страховщика или сайте профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения.
Согласно п. 22 указания N 4190-У, страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с настоящим Указанием.
26.05.2017 заявитель с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа обратился к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Работа сессии страхователя завершена с ошибкой (код ошибки 111), которая связана со сбоем в итоговой проверке\валидации сведений, поступающих из РСА в учетные системы САО "ВСК", страхователь не смог перейти к оплате страховой премии по договору ОСАГО и, как следствие, заключить договор ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте САО "ВСК".
Доводы общества о том, что из представленных документов невозможно определить на какой стороне произошел или мог произойти технический сбой, в результате чего заявитель не смог заключить договор ОСАГО в виде электронного документа на сайте страховщика, являются необоснованными.
Согласно письменным пояснениям страховщика (исх. N 00-70-32/4449 от 03.08.2017) при переходе на страницу оплаты возникла ошибка (код ошибки 111), приведшая к невозможности создания проекта договора ОСАГО и, как следствие, заключить договор ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте САО "ВСК". Указанная ошибка связана со сбоем в итоговой проверке/валидации сведений, поступающих из РСА в учетные системы страховщика.
Вместе с тем, 26.05.2017 технические (регламентные) работы на официальном сайте страховщика не проводились, программно-аппаратные средства работали в штатном режиме.
Таким образом, страховщиком подтверждено в пояснениях, представленных в административный орган, что ошибка, послужившая причиной не заключения заявителем договора ОСАГО в виде электронного документа произошла на сайте страховщика.
При этом каких-либо специальных знаний для оценки сеансовой информации и письменных пояснений страховщика не требуется, как не требуется и проведение экспертных исследований при изучении скриншота, представленного заявителем.
Управлением представлены доказательства не обеспечения страховщиком бесперебойности функционирования своих информационных систем на его официальном сайте, в том числе письменные пояснения страховщика (исx. N 00-70-32/4449 от 03.08.2017) в которых он признал возникновение на его официальном сайте ошибки, послужившей причиной не заключения заявителем договора ОСАГО в виде электронного документа произошла на сайте страховщика, а также сеансовая информация.
Пункт 1 Указания N 4191-У предусматривает обязанность страховщика не только принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно не обеспечение страховщиком и (или) профессиональным объединением страховщиков функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика и (или) профессионального объединения страховщиков надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора, но и иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование.
Таким образом, страховщиком не обеспечено в момент обращения заявителя 26.05.2017 на сайт страховщика бесперебойное функционирование систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с требованиями п. 22 Указания N 4190-У.
Информация о наличии событий, объективно препятствующих соблюдению требований законодательства, страховщиком не сообщена.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения требований страхового законодательства, утвержденных п. 22 Указания N 4190-У страховщиком в адрес административного органа не представлено.
На основании ст. 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.
Согласно ст. 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Субъекты страхового дела согласно п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Таким образом, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1, п. 5 ст. 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности приведенных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства в целом, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В рассматриваемом случае обществом, нарушив порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, допущено нарушение лицензионных требований и условий.
При таких обстоятельствах имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях САО "ВСК" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 31.08.2017 N СЗ-02-ЮЛ-17-10650/1020-1
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований законодательства в материалы дела не представлено.
Поскольку факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, процедура привлечения САО "ВСК" не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено заявление Банка России о привлечении САО "ВСК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде взыскания штрафа в минимальном размере.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2017 по делу N А40-177955/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т.Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.