г. Москва |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А40-160893/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛИССЭЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2017 по делу N А40-160893/17, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "ЛИССЭЛ"
к Москомархитектура
третье лицо: Правительство города Москвы
о признании незаконными действия
при участии:
от заявителя: |
Коваленко Л.И. по доверенности от 15.01.2018; |
от заинтересованного лица: |
Котов С.А. по доверенности от 15.09.2015; |
от третьего лица: |
Котов С.А. по доверенности от 25.07.2017, Аветисянц Э.Л. по доверенности от 26.07.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛИССЭЛ" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконным действия Москомархитектуры в части оформления градостроительных планов земельного участка (ГПЗУ), расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д.34, а именно: ГПЗУ N RU77-181000-022609, утвержденный приказом Москомархитектуры от 21.04.2017 года N 1371, ГПЗУ NRU77-181000-020932, утвержденный приказом Москомархитектуры от 21.04.2017 года N1367 с соответствующими показателями.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.12.2017, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает решение необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Судебное разбирательство было отложено в порядке ст. 158 АПК РФ.
Определением от 09.04.2018 произведена замена судьи Вигдорчика Д.Г. на судью Мухина С.М.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Москомархитектуры и Правительства Москвы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просили оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "ЛИССЭЛ" и ДГИ города Москвы заключен договор аренды земельных участков N М-01-048057 от 20.11.2015.
Земельные участки с кадастровыми номерами N 77:01:0004044:2763, 77:01:0004044:2764 предоставлены Обществу в пользование для целей эксплуатации зданий производственного назначения без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
Общество через портал государственных услуг в 2016 году обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы (Москомархитектуру) за оказанием услуги о выдаче ГПЗУ.
Заявление ООО "Лиссэл" на выдачу ГПЗУ с кадастровым номером 77:01:0004044:2763 по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 34 зарегистрировано 08.06.2016 за N 001-ГПЗУ-2794/2016.
Заявление ООО "Лиссэл" на выдачу ГПЗУ с кадастровым номером 77:01:0004044:2764 по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 34 зарегистрировано 25.10.2016 за N 001-ГПЗУ-5129/2016.
Ответчиком установленный срок для предоставления государственной услуги был нарушен, а в его действиях имело место бездействие в оказании своевременной государственной услуги по выдаче ГПЗУ, что подтверждено судебными актами (решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-192634/16, N А40-54777/2017).
Обращаясь с настоящим заявлением в суд Заявитель полагает, что Москомархитектурой неправомерно выданы ГПЗУ N RU77-181000-022609 и ГПЗУ N RU77-181000-020932 с нулевыми технико-экономическими параметрами, на основании Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 28.03.2017, вступивших в силу с 28.03.2017, при действующем Проекте планировки.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал существенные для дела обстоятельства, применил нормы права, подлежащие применению и, на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых и фактических оснований, необходимых для удовлетворения требований.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит из следующего.
На основании ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные планы земельных участков являются документацией по планировки территории.
Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП (действовавшим на момент обращения общества) "О Порядке подготовки, утверждения, изменения (переоформления) и отмены градостроительных планов земельных участков" утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение, изменение (переоформление) и отмена градостроительных планов земельных участков" в городе Москве.
Этим же Постановлением установлено, что полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (п. 2.3.1).
Таким образом, ответчик является уполномоченным органом по выдаче спорных ГПЗУ и надлежащим ответчиком по делу.
Согласно пункту 2.4.1 Административного регламента в качестве заявителей на предоставление госуслуги по выдаче ГПЗУ могут выступать только правообладатели земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 3.2.1 указанного Административного регламента, основанием начала выполнения административной процедуры является поступление от заявителя запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами N 77:01:0004044:2763, 77:01:0004044:2764 предоставлены ООО "Лиссэл" в пользование для целей эксплуатации зданий производственного назначения без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
Согласно п. 10(2) Административного регламента, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Москвы (применительно к соответствующей территории) подлежащие внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом:
- Генерального плана города Москвы;
- территориальных и отраслевых схем;
- проектов планировки территории;
- проектов межевания территории;
- технических регламентов;
- правовых актов Правительства Москвы об утверждении особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия;
- историко-культурного опорного плана;
- результатов публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Москвы (применительно к соответствующей территории);
- классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540;
- СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
Указанный перечень корреспондирует ч. 5 ст. 78 Закон г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в ред. от 15.03.2017 и позднее).
На основании ч. 2 ст. 23 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы.
Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, техническим регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды, в области охраны объектов культурного наследия, нормативам градостроительного проектирования, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части как указано в ст. 4 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы".
Несоответствие ГПЗУ, как документа по планировке территории согласно ч.5 ст.41 ГрК РФ, Генеральному плану г.Москвы, правилам землепользования и застройки и документации по планировке территории (проекту межевания, проекту планировки территории) нарушало бы положения п. 4 ст. 2 и п. 1 ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ (в редакции до 03.07.2016 N 373-ФЗ).
На основании ч. 45 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории, чем являлся ГПЗУ до 1 июля 2017 года (внесение изменений в ГрК РФ от 03.07.2016 N 373-ФЗ), осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Также ст.4 Закона г.Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в ред. от 15.03.2017) отмечает необходимость соответствия документации по планировке территории правилам землепользования и застройки.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Учитывая ч.1 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории городских округов функциональных зон.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", Градостроительно-земельная комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", определены цели создания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы.
Градостроительно- земельная комиссия рассматривала вопросы об одобрении до введения в действие правил землепользования и застройки города Москвы, подготавливаемых по заявлениям физических и юридических лиц проектов градостроительных планов земельных участков (п.2.1.7); принимала решения о пересмотре или отмене ранее выданных градостроительных планов земельных участков (п.2.1.13, п. 4.1.3.3).
На момент подготовки ГПЗУ до введения в действие правил землепользования и застройки города Москвы порядок его оформления включал рассмотрение проекта Градостроительно-земельной комиссией г. Москвы.
Требования Заявителя обоснованы тем, что 05.02.2016 рабочая группа ГЗК г.Москвы принято решение выдать ГПЗУ Обществу для целей строительства с определенными параметрами, вместе с тем, вопреки данному документу и решениям вступивших в законную силу судом, ответчиком выданы ГПЗУ с нулевыми показателями. (т1. л.д.27)
В соответствии с пунктом 3.3.3 Административного регламента подготовленный Москомархитектурой проект градостроительного плана земельного участка с приложением всех необходимых для его рассмотрения материалов представлялся в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы до утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
С введением в действие правил землепользования и застройки города Москвы с 28.03.2017 указанные положения о необходимости рассмотрения проекта ГПЗУ на заседании Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы фактически утратили силу.
Протоколом от 10.04.2017 N 14 п.3 Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы признаны утратившими силу ранее принятые решения РГ ГЗК N 48 п.25 и РГ ГЗК N 48 п. 26 от 05.12.2016, на которые указывает заявитель.
28.03.2017 Постановлением Правительства Москвы N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы (опубликован и представлен к ознакомлению на официальном портале Мэра Москвы https://www.mos.ru).
В порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" и статьей 68 Градостроительного кодекса города Москвы были проведены публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки г. Москвы, в ходе которых Заявитель был вправе выразить свои замечания и предложения в отношении градостроительного регламента земельных участков, по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 34. 6
Как указано в ч.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Так, правила землепользования и застройки г.Москвы устанавливают градостроительный регламент для земельного участка с кадастровым номером N 77:01:0004044:2763, предусмотренный для территориальной зоны сохраняемого землепользования.
Судом установлено, что в настоящее время сведения ЕГРН, по данным публичной кадастровой карты, содержат информацию о кадастровом N 77:01:0004044:2763 о производственных и административных зданиях, строениях, сооружениях и обслуживающих их объектах.
Правила землепользования и застройки г.Москвы устанавливают градостроительный регламент для земельного участка с кадастровым номером N 77:01:0004044:2764, предусмотренный для территориальной зоны сохраняемого землепользования ("Ф") без указания параметров плотности, высотности, предельной застроенности ("нулевые"), в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об объектах капитального строительства.
На момент утверждения оспариваемых ГПЗУ Проект планировки территории транспортно-пересадочного узла "Шелепиха", утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 05.05.2016 N 229-ПП, признан утратившим силу- постановлением Правительства Москвы от 31.03.2017 N 155-ПП.
Вместе с тем, на основании правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП, Москомархитектурой подготовлены и утверждены оспариваемые ГПЗУ.
Приказом Москомархитектуры от 21.04.2017 N 1367 утвержден ГПЗУ N RU77- 181000-020932 с кадастровым номером N 77:01:0004044:2763, расположенного по адресу: г.Москва, Шмитовский проезд, вл.34 стр. 2-8, 10, 11, 13 в целях фактического использования имеющихся зданий с видом разрешенного использования - промышленно-производственная деятельность.
Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0 (6.0.0) по существующему положению. Приказом Москомархитектуры от 21.04.2017 N 1371 утвержден ГПЗУ N RU77- 181000-022609 на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004044:2764, расположенный по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 34 в соответствии со сведениями ЕГРН с видом разрешенного использования- промышленно- производственная деятельность.
Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0 (6.0.0) и параметрами согласно правилам землепользования и застройки г. Москвы (плотность застройки - 0; предельная высота - 0; предельная застроенность - 0).
Таким образом, в части технико-экономических параметров ГПЗУ N RU77- 181000-022609 и ГПЗУ N RU77-181000-020932 соответствуют Правилам землепользования и застройки г. Москвы.
Кроме того, как следует из п. 1.1 договора аренды земельного участка от 20.11.2015 N М-01-048057 земельный участок с кадастровым N 77:01:0004044:2763 предоставлен ООО "Лиссэл" в пользование для целей эксплуатации зданий производственного назначения и согласно п. 4.3 договора без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
В п.1.5. вышеуказанного договора аренды указаны следующие объекты недвижимости с адресным ориентиром Шмитовский проезд, д. 34, принадлежащие ООО "Лиссэл" на праве собственности: стр. 2-8, 10, 11, 13 общей площадью 1996,6 кв.м.
Из содержания запросов ООО "Лиссэл" на выдачу ГПЗУ N 001-ГПЗУ-2794/2016, N 001-ГПЗУ-5129/2016, а также текста Заявления следует намерение заявителя осуществить строительство многофункционального комплекса со встроенным апарт- отелем площадью 110 000 кв. м.
Вместе с тем, заявленные требования не включают в себя изменение в утвержденных ГПЗУ вида разрешенного использования земельных участков с промышленно-производственной деятельности на иной вид, допускающий строительство многофункционального центра с апарт-отелем.
Таким образом, заявителем не доказано каким образом удовлетворение требований повлечет восстановления нарушенного права.
Кроме того, заявителем не доказано и нарушение его права на использование принадлежащих заявителю объектов капитального строительства в соответствии с целевым назначением земельных участков и условиям договора аренды земельного участка от 20.11.2015 N М-01-048057.
Ссылки Заявителя на нарушение судом первой инстанции положений ст.69 АПК РФ не принимаются коллегией.
Из указанных выше судебных актов не следует, что суды обязывали ответчика выдать Обществу ГПЗК с испрашиваемыми им показателями, а лишь установили наличие бездействия (нарушение порядка и сроков) ответчика при рассмотрении заявлений Общества о выдаче ГПЗУ по спорным участкам.
По смыслу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо, права и законные интересы которого, нарушены и могут быть восстановлены судебным актом арбитражного суда.
Как верно указал суд, заявитель, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
В данном случае, как в суде первой инстанции, так и в апелляционном суде, Обществом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми действиями ответчика.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2017 по делу N А40-160893/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.