г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А21-9507/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5534/2018) ООО "БСК-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2018 по делу N А21-9507/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "БСК-Сервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис" (ОГРН 1063906069402; место нахождения: 236029, Калининград, ул. Горького, д. 98, оф. 10) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253; место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1) N ЖК-2/590/1/ЖСА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований от 06.09.2017.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, спорное предписание незаконно возлагает на Общество обязанность перерасчета платы, поскольку стоимость произведенного ремонта лифта возлагается на собственников помещений в МКД, а не на Общество.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 10.08.2017 обращения жильца многоквартирного дома N 69В по ул. Батальной в г. Калининграде по вопросу правомерности повышения с 01.07.2017 размера платы за содержание жилья 21.08.2017 министерством издан приказ N 1741 о проведении внеплановой, документарной проверки общества.
В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки от 06.09.2017 N ЖК-1/1741/ЖСА, что с 01.07.2017 обществом в одностороннем порядке увеличен размер платы за содержание жилья с 08,00 руб. с 1 кв. м до 08,88 руб. с 1 кв.м площади квартиры, за сбор и вывоз ТБО с 2,32 руб. до 2,58 руб., за уборку подъездов с 2,52 руб. до 2,80 руб. с 1 кв.м., за обслуживание лифта с 1,78 руб. до 1,98 руб., за услуги дворника с 2,20 руб. до 2,44 руб. Кроме того, обществом в отсутствие решения общего собрания собственников о проведении текущего ремонта лифта, утверждении размера его оплаты и порядка финансирования выставлены к оплате счета за ремонт лифта в размере 1,98 руб. за 1 кв.м., что нарушает положения ч. 7 ст. 156, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. б) п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, и пп. ж) п. 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, и п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размеры платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В связи с этим 06.09.2017 министерством было выдано обществу предписание N ЖК-2/590/1/ЖСА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым общество в срок до 15.10.2017 должно произвести перерасчет платы за:
- содержание жилья в многоквартирном доме согласно установленному размеру 8,0 руб. с июля 2017 года,
- за уборку подъездов в размере согласно утвержденному размеру 2,52 руб. с 1 кв.м.,
- за дворника согласно утвержденному размеру 2,20 руб. с 1 кв.м,
- за вывоз ТБО согласно установленному размеру 2,32 кв.м,
- за обслуживание лифта согласно утвержденному тарифу 1,78 руб. по многоквартирному дому 69В по ул. Батальной в г. Калининграде, а также произвести перерасчет (снять начисления) платы за ремонт лифта в размере 1,78 руб. с 1 кв.м по многоквартирному дому 69В по ул. Батальной в г. Калининграде.
Не согласившись с предписанием, общество 13.10.2017 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к числу лицензионных требований отнесено
- соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 Кодекса.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местное самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
В соответствии с пп. ж) п. 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом п. 71 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Подпунктом б) пункта 3 Положения N 1110 предусмотрено, что исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ является лицензионным требованием к лицензиату.
В свою очередь ч. 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно материалам дела, общество осуществляет управление спорным МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений от 02.12.2010, которым также утверждены условия договора управлении и размер платы согласно приложению N 1 и 2.
Согласно приложению N 2 к договору управления многоквартирным домом N 44 от 06.07.2011 размер платы за содержание жилого дома составляет 08,00 руб., размер платы за оказание дополнительных услуг, в том числе работы на придомовой территории в холодный/летний период года - 2,2 руб. с 1 кв.м., стоимость работ по обслуживанию лифта - 1,78 руб., уборка подъездов - 2,52 руб., вывоз ТБО 2,32 руб.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с июля 2017 общество в одностороннем порядке произвело увеличение размера платы за содержание жилья с 08,00 руб. с 1 кв.м. до 08,88 руб. с 1 кв.м. площади квартиры, за сбор и вывоз ТБО с 2,32 руб. до 2,58 руб.; за уборку подъездов с 2,52 руб. до 2,80 руб., за обслуживание лифта с 1,78 руб. до 1,98 руб., за услуги дворника с 2,20 руб. до 2,44 руб.
Кроме того, обществом дважды производились восстановительные работы в кабине лифта, в связи с чем обществом выставлены к оплате счета за ремонт лифта в размере 1,78 руб. с 1 кв.м.
Между тем, как правомерно указал суд, порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения в том числе и исходя из уровня инфляции и индексации потребительских цен.
Решения собственников помещений в спорном МКД или органа местного самоуправления об изменении стоимости содержания жилья в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным следует согласиться с выводом министерства о том, что начисление обществом платы за содержание жилого помещения в размере, отличном от определенных на общем собрании собственников помещений, является неправомерным.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включаются, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Осуществление управляющей организацией технического обслуживания и ремонт лифтов входит в Минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в соответствии с Правилами N 491.
Пунктом 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 17 и 18 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Вместе с тем, решение общего собрания собственников спорного МКД о проведении ремонта лифта и установлении платы за него в материалах дела отсутствует.
Таким образом, выставление обществом платы за ремонт лифта в размере 1,78 руб. с 1 кв.м также является необоснованным.
При этом доводы представителя общества о неисполнимости предписания, поскольку в нем не указан период необоснованного начисления, не принимаются судом во внимание, поскольку в предписании указано на необходимость произвести перерасчет платы за содержание и дополнительные услуги в соответствии с утвержденным размером и на обязанность общества снять начисления платы за ремонт лифта в размере 1,78 с 1 кв.м., в то время как решение об изменении размера платы за содержание общего имущества и дополнительные услуги, равно как и за ремонт лифта собственниками не принималось вообще (в материалы дела не представлено). Предписание правомерно адресовано ООО "БСК-Сервис", как управляющей организации спорного МКД. Содержание предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных административным органом нарушений со стороны Общества. Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, суд не усматривает.
С учетом изложенного предписание министерства является законным, обоснованным и исполнимым, выдано ответчиком в рамках полномочий по осуществлению лицензионного контроля. При этом возложение на общество обязанностей, которые заявитель должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2018 по делу N А21-9507/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.