г. Вологда |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А66-9712/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" Поляковой Н.Е. по доверенности от 20.03.2018, от правительства Тверской области Цветковой М.А. на основании доверенности от 05.12.2016, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 декабря 2017 года по делу N А66-9712/2017 (судья Романова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" (место нахождения: 172065, Тверская обл., Торжокский р-н, Большепетровский с/о, д. Большое Петрово, ОГРН 1076915001833, ИНН 6943006434; далее - ООО "Сельхоз-Инвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к правительству Тверской области (место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Советская, д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; далее - Правительство) о признании незаконным отказа в переводе земельных участков из категории - земли сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности, выраженного в распоряжении правительства Тверской области от 09.06.2017 N 187-рп и возложении обязанности принять акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264, 69:33:0000012:265, 69:33:0000012:277, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тверская обл., Торжокский р-он, Большепертовское с/п, д. Малая Песочная, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство имущественных отношений), министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство природных ресурсов). На основании определения суда от 29 ноября 2017 года к участию в деле привлечена Прокуратура Тверской области (далее - Прокуратура).
Решением суда от 27 декабря 2017 года в удовлетворении требований Общества отказано, заявителю из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб.
ООО "Сельхоз-Инвест" с решением суда не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к ней, в которых просит его отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемый отказ Правительства в переводе спорных земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения является незаконным как не соответствующий требованиям статей 3, 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ); наличие официально подтвержденного и принятого на учет месторождения полезных ископаемых, а также проекта рекультивации, согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ является исключительным случаем, позволяющим осуществить такой перевод; указывает на нарушение процедуры принятия оспариваемого распоряжения.
Отзывы на жалобу от Правительства, третьих лиц, Прокуратуры не поступили.
Министерство природных ресурсов и Прокуратура надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей сторон, Министерства имущественных отношений, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, что 11.07.2016 ООО "Сельхоз-Инвест" обратилось в Правительство с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264, 69:33:0000012:265 и 69:33:0000012:277, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Торжокский р-он, Большепертовское с/п, д. Малая Песочная, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, на основании лицензий на разведку и добычу песка строительных месторождений "Большая Песочня" и "Малая Песочня".
Распоряжением правительства Тверской области от 09.06.2017 N 187-рп со ссылкой на пункт 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ, Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный распоряжением правительства Тверской области от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент), с учетом протокола заседания межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям от 13.01.2017 N 1 Обществу отказано в переводе вышеназванных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности.
Общество, ссылаясь на неправомерность отказа, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, названным Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в пункте 3 указанной статьи Закона N 172-ФЗ.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона N 172-ФЗ. Согласно пункту 4 названной статьи Закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ определено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных Законом.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Статьей 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 07.11.2016 N 13-46/59391-16 в состав спорных земельных участков входят сельскохозяйственные угодья - пашня.
В ходатайстве о переводе земель из одной категории в другую Общество мотивирует перевод земельных участков в испрашиваемую категорию в связи с наличием лицензий на пользование недрами серии ТВЕ N 80169 ТЭ, серии ТВЕ N 80141 ТЭ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Как верно указал суд первой инстанции, наличие лицензии на разработку месторождения удостоверяет лишь право ее владельца на пользование недрами в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока и не является исключительным случаем, наличие которого обуславливает перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Наличие свидетельства об установлении факта открытия месторождения дает лишь возможность на получение лицензии без проведения торгов в соответствии с положениями статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и само по себе не является документом, подтверждающим право Общества на разработку спорного месторождения.
Представление заявителем в уполномоченный орган сведений и документов, предусмотренных Законом N 172-ФЗ и необходимых для решения вопроса о переводе земель из одной категории в другую, не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства о таком переводе; при разрешении вопроса о возможности перевода земельного участка должны быть установлены объективные обстоятельства, свидетельствующие об исключительности конкретного случая, связанного с добычей полезных ископаемых, а не экономическая целесообразность осуществления владельцем земельного участка того или иного вида деятельности.
Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что решениями Министерства природных ресурсов от 13.06.2017 N 542-пи, 543-пи право пользования участками недр местного значения по лицензиям серии ТВЕ N 80169 ТЭ, серии ТВЕ N 80141 ТЭ досрочно прекращены.
Приложенные в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 7 Закона N 172-ФЗ к ходатайству Общества о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую проекты рекультивации земель в силу статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" относятся к видам землеустроительной документации.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 (пункт 3 приложения 1), принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" в Перечень материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова предусмотрено включение схемы (проекта) рекультивации нарушенных земель, согласованного с местными органами Минприроды России и Роскомземом, чего Обществом при обращении с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую исполнено не было.
В настоящее время данный приказ утратившим силу не признан и его положения подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку как следует из материалов дела запрошенный заявителем перевод земель из категории - земли сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Обществу необходим исключительно для осуществления работ по добыче полезных ископаемых (песка), связан с нарушением почвенного плодородного слоя, образованием песчаного карьера и осуществлением выемки песка в крупных размерах.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах дела и приведенных нормах права суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Правительства в переводе принадлежащего ООО "Сельхоз-Инвест" земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Оспариваемое распоряжение Правительства от 09.06.2017 N 187-рп принято в соответствии с требованиями земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Нарушений ответчиком положений Регламента при рассмотрении заявления Общества апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба Общества, не содержит доводов, опровергающих правомерность обжалуемого решения. Иное толкование апеллянтом норм земельного законодательства и иная правовая оценка обстоятельств спора не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба ООО "Сельхоз-Инвест" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 декабря 2017 года по делу N А66-9712/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.