г. Пермь |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А60-56778/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя акционерного общества "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Муниципального образования "Сысертский городской округ" в лице Администрации муниципального образования "Сысертский городской округ" (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Облкоммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 января 2018 года
по делу N А60-56778/2017,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению акционерного общества "Облкоммунэнерго"
к Муниципальному образованию "Сысертский городской округ" в лице Администрации муниципального образования "Сысертский городской округ"
об оспаривании постановления,
установил:
Акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее - заявитель, АО "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный Свердловской области о признании недействительным постановления Администрации Сысертского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 04.08.2017 N 1975 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Сысертского городского округа от 18.07.2016 N 1920 "О наделении статусом единой теплоснабжающей организации и определении гарантирующих организаций с установлением зон их деятельности для централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Сысертского городского округа" в части присвоения АО "Облкоммунэнерго" статуса единой теплоснабжающей организации в отношении с. Патруши и с. Бородулино.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 18.01.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО "Облкоммунэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права. Указывает, что вывод суда о законности и обоснованности распорядительного акта муниципалитета, касающийся актуализации схемы теплоснабжения и повлекшее за собой перераспределение прав и обязанностей участников рассматриваемой системы теплоснабжения на территории с. Патруши и с. Бородулино является несостоятельным и напрямую противоречащим действующему законодательству. Отмечает, что заявитель не имеет ни тепловых сетей, ни потребителей в рассматриваемой системе теплоснабжения и осуществляет продажу тепловой энергии МУП ЖКХ "Западное" с коллекторов. Также указывает, что утвержденный уполномоченным органом тариф для общества не предусматривает покрытие расходов на транспортировку тепловой энергии по сетям МУП ЖКХ "Западное" до конечных потребителей и не предусматривает возможности его применения в расчетах с населением, поскольку при утверждении тарифа учтена специфика существующей схемы взаимоотношений, которая была актуальна. Кроме того, при отсутствии единого тарифа на тепловую энергию и теплоноситель ЕТО не имеет возможности выполнить требования законодательства об обеспечении равных условий продажи энергоресурсов всем потребителям; отсутствие у общества единого тарифа свидетельствует о невозможности выполнения им функций ЕТО. Считает, что данный распорядительный акт носит обязательный характер для всех участников указанной системы теплоснабжения, поскольку, по мнению заявителя, устанавливает новые правила их поведения, так как направлен на изменение существующей договорной схемы, при которой не соблюдается основной критерий, определяющий возможность наличия отношений в сфере теплоснабжения - технологическая взаимосвязь, и способствует перераспределению объема прав и обязанностей ее участников.
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации Сысертского городского округа от 21.11.2014 N 3885 в качестве ЕТО на территориях - с. Патруши, с. Бородулино, п. Первомайский, п. Октябрьский, д. Б. Седельникова, д. Шайдурова утверждено муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Западное".
29.06.2017 в официальном издании Думы и Администрации Сысертского городского округа опубликована информация о том, что на официальном сайте Сысертского городского округа www.admsуsert.ru размещен проект Схемы теплоснабжения Сысертского городского округа на период с 2014 по 2029 годы.
Постановлением Главы Сысертского городского округа от 04.07.2017 N 332 назначены публичные слушания по проекту актуализации схемы теплоснабжения Сысертского городского округа на период с 2014 по 2029 годы. В соответствии с п.4 указанное постановление было опубликовано в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" (06.07.2017 N 25 (511).
31.07.2017 принят итоговый документ публичных слушаний, в соответствии с которым утвержден проект актуализации схемы теплоснабжения (опубликован в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" 03.08.2017 N 29 (515)).
Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 04.08.2017 N 1975 утверждена актуализация Схемы теплоснабжения. Согласно п. 1 названного постановления внесены изменения в постановление Администрации Сысертского городского округа от 18.07.2016 N 1920 "О наделении статусом единой теплоснабжающей организации и определении гарантирующих организаций с установлением зон их деятельности для централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Сысертского городского округа".
В соответствии с п. 6.2 данного постановления "Облкоммунэнерго" наделено статусом единой теплоснабжающей организации для централизованной системы теплоснабжения на территории Сысертского городского округа в населенных пунктах: село Патруши, село Бородулино.
Полагая, что данное постановление в указанной части является незаконным, нарушает его права и законные интересы, АО "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оснований для признания недействительным ненормативного правового акта в оспариваемой части не имеется.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В силу п. 7 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" утверждены Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" предусмотрено, что схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет.
В п. 11 Требований предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.
Исходя из п.п. 12, 13, 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения.
Согласно п. 12 Требований рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации определен разделом II Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила).
В п. 3 Правил указано, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
В п. 4 названных Правил определено, что в проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.
Пункт 5 Правил предусматривает, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городскою округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании п. 7 данных Правил критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
размер собственного капитала;
способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
В случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (п. 11 Правил).
В п. 13 данных Правил предусмотрено, что организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации, в том числе, в случае несоответствия организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации от 04.08.2017 N 1975 утверждена актуализация Схемы теплоснабжения и согласно п. 6.2 данного постановления статусом единой теплоснабжающей организацией наделено АО "Облкоммунэнерго".
Названное постановление принято 04.08.2017 и опубликовано в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" 10.08.2017 N 30 (516), а также на официальном сайте Сысертского городского округа, в связи с чем порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации соблюден в соответствии с действующим законодательством.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что заинтересованным лицам предоставлена возможность подать в уполномоченный орган заявки для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта актуализированной схемы теплоснабжения в соответствии с п. 5 Правил, между тем, соответствующих заявок не поступило.
При этом отсутствие со стороны АО "Облкоммунэнерго" соответствующей заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации не влияет на принятие решения о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации и не противоречит положениям п. 7, п. 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
Доводы, приведенные в жалобе, о том, что АО "Облкоммунэнерго" не имеет ни тепловых сетей, ни потребителей в рассматриваемой системе теплоснабжения, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку это не означает, что у данного лица отсутствует возможность поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителям и заключить с ними договоры теплоснабжения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания недействительным ненормативного правового акта в оспариваемой части не установлено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют доводы заявителя, приведенные АО "Облкоммунэнерго" в суде первой инстанции, которые уже получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2018 года по делу N А60-56778/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Облкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы, по платежному поручению N 1967 от 09.02.2018 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.