г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А56-63307/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: Бойко Д.А., по доверенности от 22.12.2017
от ответчика: Бортникова К.А., по доверенности от 16.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1552/2018) ПАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2017 по делу N А56-63307/2017 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области,
об оспаривании постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 07.08.2017 по делу N 99-05-Ш/17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Решением суда от 20.12.2017 оспариваемое постановление УФАС изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "Ленэнерго" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, Управлением и судом неправомерно применена норма пункта 15 Правил технологического присоединения в случае соответствия первоначального проекта договора Правилам. Общество указывает, что Управление не установило факт несоответствия договора Правилам, в связи с чем необоснованно привлекло к ответственности за нарушение сроков исправления и направления договора. Заявитель указывает, что договор был исправлен не по причине несоответствия Правилам, а в связи с тем, что Общество приняло редакцию отдельных пунктов, договор был исправлен в порядке главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес УФАС поступило заявление Бербенец А.А. (вх. N 4684 от 05.06.2017) с жалобой на нарушение Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения, Правила N 861), выразившиеся в нарушении сроков предоставления проекта договора в ответ на мотивированный отказ.
Бербенец А.А. подал в Общество заявку на технологическое присоединение объекта - строительство жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Алакюля (от 24.03.2017). После получения проекта договора, не согласившись с его условиями, Бербенец А.А. направил в адрес Общества мотивированный отказ (от 21.04.2017) с предложением привести договор в соответствие с требованиями Правил N 861.
Согласно Правилам присоединения сетевая организация должна была представить исправленный проект договора до 27.04.2017, однако на дату подачи обращения в УФАС ответ не поступил.
На запрос Управления Общество пояснило, что после получения мотивированного отказа сетевой организацией подготовлен новый проект договора, который выслан посредством почты 19.06.2017.
Управление пришло к выводу о том, что указанные действия Общества нарушают порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами N 861, в связи с чем в отношении Общества 24.07.2017 был составлен протокол об административном правонарушении по делу N99-05-Ш/17 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 07.08.2017 N 99-05-Ш/17 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (в связи с повторностью правонарушения, постановление N 05/119-16, штраф оплачен 23.01.2017), назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, ПАО "Ленэнерго" оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции исходил из доказанности состава административного правонарушения в действиях Общества, вместе с тем усмотрел основания для снижения назначенного штрафа.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил технологического присоединения указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно положениям пункта 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Проанализировав мотивированный отказ гр. Бербенца А.А. и выданные проекты договоров, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований гр. Бербенца А.А. по приведению проекта договора в соответствие с Правилами N 861.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, при наличии указанной и не отрицаемой Обществом повторности правонарушения настоящему правонарушению дана надлежащая квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В объяснениях к протоколу об административном правонарушении представитель Общества указал на добровольное устранение нарушения.
В объяснениях в УФАС от 04.07.2017 исх.N 07/06-06/555 заявитель признал отказ Бербенца А.А. мотивированным, указав в качестве причин задержки со своей стороны период отпусков и большой объем работы у сотрудников ответственного подразделения.
Поскольку объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства не установлено, вина Общества установлена в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), состав вмененного правонарушения доказан.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), в том числе с учетом объекта посягательства, не имеется.
Общество просило в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ уменьшить штраф ниже минимального размера санкции.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства по делу, применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в связи с явной чрезмерностью наложенного штрафа, учтя характер совершенного административного правонарушения и его последствия, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания, снизил размер назначенного административного штрафа в два раза от минимального размера санкции, до 300 000 руб., поскольку наложенный штраф в данном конкретном случае носит неоправданно карательный характер. Решение суда в этой части УФАС не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2017 по делу N А56-63307/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.