город Воронеж |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А35-4559/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Рыжкова Д.А.: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Земельного комитета города Курска: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Департамента развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рыжкова Д.А. на решение Арбитражного суда Курской области от 25.12.2017 по делу N А35-4559/2017 (судья Морозова М.Н.) по заявлению ИП Рыжкова Д.А. к Земельному комитету города Курска, о признании незаконными действий Земельного комитета города Курска, изложенных в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01-16; об обязании Земельного комитета города Курска заключить с индивидуальным предпринимателем Рыжковым Дмитрием Александровичем договор на размещение нестационарного торгового объекта киоска по адресу ул.Союзная, 4,
третьи лица: Департамент развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города, Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Рыжков Дмитрий Александрович (далее - Заявитель, ИП Рыжков Д.А.) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Земельному комитету города Курска (далее - также, заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными действий Земельного комитета города Курска, изложенных в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01-16; об обязании Земельного комитета города Курска заключить с индивидуальным предпринимателем Рыжковым Дмитрием Александровичем договор на размещение нестационарного торгового объекта киоска по адресу ул. Союзная,
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска и Департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска.
Решением от 25.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом ИП Рыжков Д.А. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что суд первой инстанции основывал свои выводы на не относимых к делу доказательствах, поскольку представленные в материалы дела фотографии не содержат даты фотосъемки, из них не следует наличия в спорном НТО торгового зала, а также данные фотографии сделаны в отсутствие заявителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между Земельным комитетом г. Курска и Бельченковой О.А. 05.06.2013 был заключен договор N 140920ф на размещение нестационарного торгового объекта - киоска площадью 8 кв.м. по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4 (далее - спорный НТО).
06.06.2013 ИП Рыжков Д.А. и ИП Бельченкова О.А. заключили договор купли-продажи N 2, по условиям которого в собственность ИП Рыжкова Д.А. передан спорный НТО.
Соглашением от 13.07.2013 в договоре N 140920ф произведена замена Бельченковой О.А. на ИП Рыжков Д.А.
Срок договора N 140920ф на размещение спорного НТО между Земельным комитетом г. Курска и ИП Рыжков Д.А. истек 19.05.2014.
24.12.2016 ИП Рыжков Д.А. подал в Земельный комитет города Курска через ОБУ "Многофункциональный центр" заявление о заключении на новый срок договора на размещение киоска по адресу ул. Союзная, 4.
К данному заявлению были приложены документы, установленные абз. 11-12 п. 4.5.1 Положения N 1036.
27.12.2016 в адрес Земельного комитета города Курска поступило заявление ИП Рыжкова Д.А. по вопросу заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) расположенного ул. Союзная г. Курска: киоск площадью 8 кв.м.
28.02.2017 Земельный комитет города Курска письмом N 802/07.1.01-16 уведомил ИП Рыжкова Д.А. о том, что отказывает в заключение договора на размещения мобильного киоска на новый срок.
Причиной отказа явилось заключение о соответствии (несоответствии) НТО схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Курска, архитектурно-художественному паспорту от 01.02.2017 N 579/03.1.01-11 департаментом развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска и комитетом архитектуры и градостроительства города Курска выявлено несоответствие группы товаров, определенных Схемой, несоответствие НТО Схеме, архитектурно-художественному паспорту.
В частности, согласно схеме по адресу ул. Союзная (в районе д.4 и д. 4-6) должны быть размещены три киоска: N 127 киоск 8 кв.м., N 128 киоск 17 кв.м., N 129 киоск 8 кв.м. Фактически установлены и функционируют два павильона, что не соответствует Схеме. В одном из павильонов ("Интерокна") осуществляет деятельность ИП Ковалева Н.А., лицо, которому не предоставлялось право на размещение НТО. Второй павильон на момент осмотра не функционировал - субъект предпринимательства установить не возможно. Группу товаров установить на соответствие Схеме не возможно, так как объект на момент осмотра не функционирует.
Наименование и тип объекта не соответствуют Схеме, так как по факту вместо киоска установлен павильон. Размер площади НТО не соответствует Схеме, так как по Схеме - киоск 8 кв.м., по факту установлен павильон.
Посчитав, что действия Земельного комитета города Курска, изложенные в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01-16, не соответствуют закону и нарушают права индивидуального предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Земельного комитета г. Курска, изложенные в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01- 16, являются законными и обоснованными, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, незаконно не возлагают на него какие-либо обязанности, не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно положениям абз. 12, 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 23.03.2011 N 32, Администрацией города Курска была сформирована и утверждена постановлением Администрации города Курска от 12.02.2012 N1035 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, которая для каждого места размещения объекта определяет тип объекта, размер его торговой площади и группу реализуемых товаров.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, вопросы установки и эксплуатации нестационарных торговых объектов, порядок заключения договоров утвержден Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска (утв. Постановлением Администрации города Курска от 12.04.2012 N 1036 (редакция от 17.11.2016 N 3638)) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения Департамент и Комитет архитектуры и градостроительства города Курска наделены полномочиями для составления заключения о соответствии (несоответствии) нестационарного торгового объекта Схеме размещения нестационарных торговых объектов, архитектурно-художественному паспорту нестационарного торгового объекта.
В соответствии с п.4.4. Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Земельный комитет и совершения оспариваемого действия) договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) на новый срок может быть заключен при выполнении следующих условий:
1) наличие НТО в Схеме;
2) наличие действующего договора;
3) отсутствие задолженности по действующему договору;
4) соответствие НТО Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО.
Пунктом 4.5.5.-4.5.9. Положения установлено, что земельный комитет города Курска направляет запросы или рассылает поступившие заявления с использованием системы электронного документооборота "Дело" в департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска и комитет архитектуры и градостроительства города Курска для составления заключения о соответствии (несоответствии) НТО Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговый площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО. Указанные органы представляют в земельный комитет города Курска заключение о соответствии (несоответствии) нестационарного торгового объекта Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО (далее - заключение о соответствии НТО).
Для составления заключения о соответствии (несоответствии) НТО уполномоченными органами осуществляется осмотр НТО. Отсутствие владельца НТО не является препятствием для проведения осмотра. По результатам осмотра составляется заключение о соответствии (несоответствии) нестационарного торгового объекта Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО. Заключение о соответствии (несоответствии) НТО составляется в 4 экземплярах по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Пунктом 4.5.12. Положения установлен перечень оснований для отказа в заключении договора на размещение НТО (без проведения торгов), одним из которых является наличие заключения о несоответствии НТО Схеме по группе товаров.
Согласно пункту 8 Постановления Администрации города Курска от 29.01.2016 N 249 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Курска от 12.04.2012 N 1036 (в ред. от 20.08.2015 года N 2425)" лица, имеющие договоры на размещение нестационарных торговых объектов и не заключившие их на новый срок, вправе обратиться в земельный комитет города Курска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) до 25.12.2016.
В силу пункта 1.5 Положения уполномоченным органом на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов является Земельный комитет города Курска.
Решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 44-4-РС утверждено Положение о Земельном комитете города Курска.
В соответствии с пунктом 3.5 указанного Положения, Земельный комитет города Курска в установленном порядке заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Курска, договоры в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Курск", на которых расположены водные объекты, договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитута, а также принимает решения о предоставлении в постоянное пользование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Курск", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости на территории города Курска, в случае если иное не установлено законом Курской области, в пределах своей компетенции.
Таким образом, судом области сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01-16, принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в нем.
В соответствии с пунктом 4.5.11 Положения N 1036, Земельный комитет города Курска в срок не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации заявления совершает одно из следующих действий: заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) по форме согласно приложению 3 к постановлению Администрации города Курска; отказывает в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов).
Пунктом 4.5.12. Положения установлен перечень оснований для отказа в заключении договора на размещение НТО (без проведения торгов), одним из которых является наличие заключения о несоответствии НТО Схеме по группе товаров.
Согласно пункту 8 Постановления Администрации города Курска от 29 января 2016 года N 249 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Курска от 12 апреля 2012 года N 1036 (в ред. от 20 августа 2015 года N2425)" лица, имеющие договоры на размещение нестационарных торговых объектов и не заключившие их на новый срок, вправе обратиться в земельный комитет города Курска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона) до 25.12.2016.
Согласно Схеме размещения НТО на территории Железнодорожного округа города Курска (Постановление Администрации г. Курска от 12.04.2012 N 1035) спорный нестационарный торговый объект является мобильным киоском, площадью 8 кв.м. и относится к группе товаров - продовольственные товары (N п/п 81, N по схеме 127)
Земельным комитетом города Курска в оспариваемом отказе в качестве одного из оснований указано - несоответствие группы товаров, определенных Схемой.
Судом области обоснованно отклонен довод заинтересованного лица о том, что на спорном НТО имеет место несоответствие группы товаров, определенных Схемой, поскольку на момент осмотра объект не функционировал, установить реализуемую группу товаров не представляется возможным.
Доказательств того, что в спорном НТО на момент осмотра и составления заключения 01.02.2017 N 579/03.1.01-11 реализуется иная группа товаров, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалы дела представлены фотографии спорного НТО, выполненные в ходе осмотра, из которых видно, что на объекте размещена вывеска "Продукты".
Земельным комитетом города Курска в качестве основания отказа в заключении договора на размещение НТО также указано "несоответствие НТО Схеме".
Данное нарушение, по мнению заинтересованного лица, выразилось в том, что согласно схеме размещения НТО, по адресу ул. Союзная (в районе д. 4 и д. 4-6) должны быть размещены три киоска: N 127 киоск 8 кв.м., N 128 киоск 17 кв.м, N 129 киоск 8 кв.м.; фактически установлены и функционируют два павильона, что не соответствует схеме размещения НТО; наименование и тип объекта не соответствует Схеме, так как по факту, вместо киоска, установлен павильон; размер площади НТО не соответствует Схеме, так как по Схеме - киоск 8 кв.м., по факту установлен павильон - 20 кв.м.
Судом области обоснованно отклонен довод заинтересованного лица и третьих лиц о том, что площадь спорного НТО превышает установленную на 12 кв. м., поскольку указанное утверждение не подтверждено доказательствами. Суду не представлено замеров, а также сведений об инструментах и порядке, в соответствии с которым производились замеры. При этом представитель заявителя не присутствовал при проведении указанных замеров.
Вместе с тем, при осмотре указанного нестационарного торгового объекта по адресу: ул. Союзная д. 4, было установлено, что тип объекта не соответствует Схеме размещения НТО, поскольку по данному адресу фактически размещен павильон, однако согласно Схеме должен быть установлен киоск.
Пунктом 2.1. Положения N 1036 закреплены следующие определения:
павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов;
киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса.
При таких обстоятельствах ИП Рыжковым Д.А. были нарушены условия договора на размещение НТО, а именно несоответствие НТО установленной Схеме, поскольку предпринимательская деятельность осуществлялась не в киоске, а в павильоне.
Представленными в материалы дела фотоматериалами подтверждается, что по адресу: г. Курск, ул. Союзная, 4, фактически установлены два нестационарных торговых объекта, представляющие собой отдельно две части одного строения, с замкнутым пространством, имеющие торговый зал и рассчитанные на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Таким образом, признаки киоска отсутствуют, имеет место несоответствие НТО Схеме.
Данный факт отражен в заключении от 01.02.2017 N 579/03.1.01-11.
В силу п. 4.5.12. Положения N 1036, основанием для отказа в заключении договора на размещение НТО (без проведения торгов) является:
1) отсутствие НТО в Схеме;
2) отсутствие действующего договора;
3) наличие задолженности по действующему договору;
4) наличие заключения о несоответствии НТО Схеме по наименованию и типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, архитектурно-художественному паспорту НТО.
Довод заявителя о том, что не представлено доказательств несоответствия спорного НТО экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, апелляционным судом отклоняется, поскольку данные обстоятельства не оценивались заинтересованным лицом в оспариваемом отказе, изложенном в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01- 16
Возражения заявителя, связанные с несоответствием спорного НТО архитектурно-художественному паспорту, обоснованно не рассматривались судом области, поскольку основания отказа, изложенного в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01-16, не связаны с несоответствием объекта архитектурно-художественному паспорту, а представленным в материалы дела заключением от 01.02.2017 N 579/03.1.01-11 подтверждено соответствие фасадов и рекламно-информационного оформления НТО указанному паспорту.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что фотоматериалы, представленные Департаментом развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города, являются ненадлежащим доказательством по делу, отклоняется, судом, поскольку у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности фотоматериалов, сделанных при осмотре НТО, представленных уполномоченным органом, и оцениваются в совокупности и иными доказательствами.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными действий Земельного комитета г. Курска, изложенные в письме от 28.02.2017 N 802/07.1.01-16.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 25.12.2017 по делу N А35-4559/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.